Ход игры:
(Дети стоят с воспитателем полукругом)
Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители.
Игру можно начать чтением стихотворения Ю.Тувима: «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше,вкусней и нужней на земле: Капуста?
Морковка? Горох,
Петрушка иль свекла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели,кипели в крутом кипятке: Картошка,
Капуста, Морковка, Горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Воспитатель: О каких овощах говорится в стихотворении? (Дети перечисляют).
У нас на столе тоже лежат овощи. Вы знаете уже, что овощи растут на грядке. Кто хочет их назвать и показать? (Дети называют и показывают).
Воспитатель: Но на столе есть ещё и фрукты. Они растут в саду на деревьях. Кто хочет их назвать и показать? (Дети называют и показывают).
Воспитатель: Скажите, где хозяйка покупала овощи? А где покупают овощи и фрукты ваши родители? Правильно, в магазине. А как называется тот магазин, где продают овощи? (Овощной). А как называется тот магазин, где продают фрукты? (Фруктовый).
Воспитатель:
— Кто работает в магазине? (Продавец).
— Что делает продавец? (Продает товар).
— Как можно назвать людей, которые приходят в магазин за покупками? (Покупатели).
— Что делают покупатели? (Покупают продукты или вещи).
— Теперь вы знаете, что в магазине обязательно есть продавец и покупатель.
Дети, к нам сегодня придут гости, а угостить их нам нечем. Давайте пойдём в магазин и купим для гостей овощей и фруктов. Нам в магазине нужен продавец, продавцом буду я. Все детки будут покупателями. Вы знаете, что продавец продаёт, берёт деньги, даёт сдачу. Покупатель — покупает, оплачивает, берёт сдачу, несёт товар домой.
Воспитатель сообщает детям тему: Сегодня мы с вами поиграем в игру «Магазин», и я расскажу, как в нее правильно играть.
Воспитатель:
Наш магазин мы открываем,
За покупками всех приглашаем.
Воспитатель: Я сейчас надеваю вот такой значок (бейджик) и становлюсь продавцом.
А Света будет покупатель, она первая назвала все овощи на столе. Она первой правильно назвала, как называют магазин, в котором продают овощи. Я – продавец, а ты, Света, покупатель.
(воспитатель начинает диалог с ребенком – покупателем)
— Здравствуйте! Вам помочь выбрать?
Ребёнок: Какие овощи и фрукты у вас в магазине есть?
Воспитатель: Вы хотите купить овощи или фрукты?
Ребёнок: Ко мне придут гости, и я хочу их угостить вкусным салатиком.
Воспитатель: Каких овощей вам положить?
Ребёнок: Мне, пожалуйста, положите 1 кочан капусты, 1 луковицу и 2 помидора.
Воспитатель: Сколько штук? Повтори, пожалуйста, ещё раз. Посмотрите, у нас есть ещё и фрукты. Может на десерт вам купить фруктов? Каких? Сколько?
— Вам упаковать товар?
— Пожалуйста, Света, вот твой товар. С тебя 2 рубля. (Деньги –предметы-заменители: мозаика, крупные пуговицы и т. д.).
— Спасибо, возьми сдачу.
Воспитатель: А теперь продавцом будет, а покупателем…
Дети разыгрывают короткий диалог с помощью воспитателя, он оценивает их разговор.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поиграть.
Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать игрушки). Сварить в кастрюльке суп.
Итог игры:
— В какую игру мы с вами играли? (Магазин).
— Понравилась вам эта игра?
— Ребята, у каждой игры в нашей группе есть свое место, давайте уберем новую игру туда, где она будет «жить». А потом вы сможете взять ее и поиграть со мной или друг с другом.
Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.
Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах, а в некоторых (например, «Истоки»), игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава
Это свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и исследователями детства
Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.
В сюжетно-ролевой игре дети представляют себя взрослыми, которым хотят подражать
К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте
Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей
Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:
- Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
- Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
- Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
- Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.
Осуществляя в игре своё желание быть «как взрослые», ребёнок испытывает радость и снимает эмоциональное напряжение
Ход игры
(Дети играют в игровой зоне.)
Вос.: ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь с ними!
(Звонит телефон.)
Вос.: ало, здравствуйте! Да, детский сад. Хорошо, мы обязательно приедем.
Вос.: ребята, нас с вами пригласила на День рождения Маша. Что берут с собой на День рождения?
Дети: подарки.
Вос.: правильно, а так же хорошее настроение и праздничный наряд.
(воспитатель одевает на детей колпачки)
Вос.: где же нам взять подарки?
Дети: в магазине
(Вос. выбирают «водителя».)
Вос.: смотрите, вот стоит волшебный автобус. Давайте поедем в магазин, купим подарки.
(песня «Автобус»)
Вос.: а вот и остановка «Магазин игрушек». Выходим из автобуса. Идем в магазин.
(дети подходят к витрине, «продавец» предлагает товар)
Продавец: заходите, покупайте;
Зайки, мишки, крокодилы,
Все игрушки на витрине.
Разбегаются глаза.
Продавец: Здравствуйте, что бы вы хотели купить в нашем магазине?
Ребёнок: здравствуйте! Я хочу купить мячик и подарить его Маше!
Продавец: а вы знаете стихотворение о мяче? Прочти, пожалуйста!
Ребёнок:наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка,не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Продавец: какая молодец! Вот тебе мяч!
Ребёнок: спасибо!
Продавец: а что ещё вы хотите купить в нашем магазине?
Ребёнок: пожалуйста, продайте мне мишку!
Продавец: а какое стихотворение ты знаешь про мишку?
Ребёнок: мишка косолапый,
По лесу идет
Шишки собирает –
И в карман кладет.
Продавец: какие молодцы ребятки! Вот вам мишка!
Ребенок: спасибо!
Продавец: а у нас в магазине есть зайка.
Кто знает стихотворение про зайца?
Ребенок: Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Продавец: какая молодец! Вот тебе заяц.
Ребенок: спасибо!
Продавец: уважаемые покупатели! Наш магазин закрывается. До свидания!
Дети: до свидания!
Вос.: какие хорошие подарки вы выбрали! Маше они очень понравятся.
— А вот и дом Маши!
— Тук-тук! Открывайте гостям дверь.
(выход Маши под музыку)
Маша: здравствуйте ребята
Я сегодня именинница
Я сегодня жду гостей.
Дети — Здравствуй, Маша, поздравляем тебя с Днем рождения!
Вос.: а теперь подарим танец,
Музыка, играй скорей.
Пусть приятней станет Маше
И конечно веселей!
(каравай)
Маша: друзья, спасибо за поздравления. Прошу всех за стол!
Вос.: а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Спасибо за угощения!
Маша: спасибо за подарки!
Вос.: ребята, скажите Машеньке: «До свидания».
Дети: до свидания Маша!
Вос.: занимайте свои места в автобусе.
Релаксация. У кого в гостях мы побывали? Что отмечала у Маша? Что мы подарили? Как мы праздновали День рождения Маши?
Вос.: на этом наша игра окончена
Спасибо за внимание!