Введение в прикорм кисломолочных продуктов
Это самый непростой вопрос. Уверен, что большинство наших бабушек и дедушек требуют, чтобы их внуков бестолковые родители как можно скорее начинали поить молоком и кефиром
В ряде случаев дети действительно неплохо начинают усваивать кисломолочные продукты уже после 6 месяцев, но раньше этого возраста я с большой осторожностью отношусь даже к кисломолочной Агуше, а уж вводить молоко или кефир до 6 месяцев – это дурной тон, поверьте, и может привести к очень нехорошим для ребенка последствиям. Я понимаю западно-европейскую медицинскую общественность, которая с недавних пор вообще запретила своим педиатрам рекомендовать кисломолочные продукты к введению в прикорм детям до 3-х летнего возраста, представьте себе!
Надо же им (европейцам) куда-то девать свои искусственные молочные смеси. Еще 20 лет назад мы не знали других смесей после «двоечки», то есть второй формулы для детей от 6 до 12 месяцев. Затем появились смеси для детей от 1 – до 2 лет, потом от 2 – до 3х, а сей-час есть уже смеси для детей до 4х лет, и я думаю, если так пойдет, то лет до шестнадцати будут свои заменители молока. Увольте меня, я не считаю этот подход правильным. Но дело в том, что наши с Вами бабушки и дедушки имели гораздо более хорошую генетику, чем поколение наших детей, увы. В условиях роста возможностей медицины, растут и генетически обусловленные заболевания, а в данном случае – непереносимость белка коровьего молока, и таких людей с каждым 10-летием становится среди нас все больше и больше. Но если ребенок действительно страдает аллергией на белок коровьего молока или у него сильно не хватает ферментов, то эту свою особенность он пронесет через всю жизнь, и скорее всего сам не будет пить ни молоко, ни кефир, и не надо его заставлять, если он сам не захочет!
Но Вам повезло с генетикой, и ни у кого в семье никогда не было аллергии (что в наше время сложно представить), и главное, если у Вашего ребенка всегда была идеально чистая кожа, то первый из молочных продуктов – творог вы начнете предлагать ребенку с 7 месяцев, кефир – с 10 месяцев. Молоко – после года. Так будет лучше.
А вот, если в вашей семье с молоком не очень близкие и радостные взаимоотношения, то даже введение кефира и йогурта в прикорм ребенку лучше отложить на возраст после 18 месяцев.
Схема первого прикорма грудного малыша в 3 месяца
Большинство родителей считают, что ввести новую пищу в рацион малыша нужно не раньше, чем в полгода. Тем более, если заходит речь о детях, питающихся грудным молоком. Но что же делать, если педиатр приписывает прикорм с 3 месяцев? В каких случаях нужно прислушиваться к рекомендациям врача, и как правильно организовать знакомство крохи с новыми вкусами? Об этом мы расскажем в сегодняшней статье.
Ранний прикорм детей с трех месяцев редко бывает прихотью родителей. Ведь современные мамы понимают, что для грудничка нет лучшей пищи, чем материнское молоко. В нем содержится целый комплекс необходимых витаминов и аминокислот. Тем не менее, бывают случаи, когда подкормка просто необходима. Что лучше всего подходит малышу в качестве первой пищи? Как вводить прикорм в рацион крохи? Как сохранить молоко, даже если ребенок кушает «взрослую» пищу?
Большинство родителей считают, что ввести новую пищу в рацион малыша нужно не раньше, чем в полгода. Тем более, если заходит речь о детях, питающихся грудным молоком. Но что же делать, если педиатр приписывает прикорм с 3 месяцев? В каких случаях нужно прислушиваться к рекомендациям врача, и как правильно организовать знакомство крохи с новыми вкусами? Об этом мы расскажем в сегодняшней статье.
Как вводить педприкорм, если ребенок…
…склонен к аллергии.
Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить.
Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу — отменяем прикорм.
…давится кусочками.
У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.
Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.
Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.
…на искусственном вскармливании.
Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.
…мало весит.
Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.
Как узнать, готов ли малыш к введению прикорма?
Перед тем как начинать прикорм ребенка в виде новых продуктов питания, необходимо проверить его готовность к прикорму. Ваш малыш готов к началу введения прикорма, если он:
- держит головку;
- уверенно сидит в стульчике для кормления;
- сам открывает рот, когда к нему подносят ложечку с едой;
- отворачивается от ложечки с едой, когда не голоден;
- закрывает рот с ложкой во рту, удерживает в нем пищу, а затем глотает ее, но не выталкивает и не выплевывает.
Поскольку первые зубы появятся у малыша позднее, их наличие не является определяющим фактором в определении готовности ребенка к введению прикорма.
———————————————
Наказ Міністерства охорони здоров’я України №149 «Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3 років» від 20.03.2008 р. із змінами та доповненнями
Kim Fleischer Michaelsen et al. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия №87, 2003 р.
Fewtrell M. et al. Complementary Feeding: A Position Paper by the European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology, and Nutrition (ESPGHAN) Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2017 Jan;64(1):119-132.
Няньковський С.Л. та ін. «Харчування дітей раннього віку: Теорія і практика», Львів: Ліга-Прес, 2009.
Ручные дети
Как можно чаще брать ребёнка на руки, не боясь приучить к этому — ещё один из принципов «естественных» родителей. А слинги и другие приспособления для переноски детей могут облегчить ношу, буквально с каждым днём становящуюся всё более нелёгкой.
Необходимость ношения на руках или в слингах приверженцы естественного родительства объясняют тем, что детям очень важно как можно чаще (в идеале – постоянно) чувствовать рядом родителей. Никакие коляски, шезлонги, качели и прочие «гаджеты» обеспечить эту базовую потребность младенцев не в состоянии
Кроме того, многие слингомамы отмечают, что слинги помогают быть намного мобильнее, одновременно гулять с несколькими детьми и при этом освобождают руки.
Мнение специалистов
Давно канули в Лету те времена, когда мамам советовали поменьше носить детей на руках, чтобы не разбаловать их. Теперь же многие родители выбирают «ручной» режим воспитания, а специалисты их в этом только поддерживают
Но призывают обратить внимание на некоторые важные моменты:
Выбирая между слингом или кенгуру, лучше приобрести именно первое приспособление для переноса. Особенно, если речь идёт о новорождённом
Важно внимательно изучить инструкцию и выбирать рекомендованные способы ношения, подходящие именно для возраста вашего ребёнка.
Носить детей на руках или в слингах целыми днями нежелательно. Малыши должны иметь возможность полежать на спинке, животике, поиграть с ручками, ножками, изучить игрушки, своё тело и окружающую обстановку, что в условиях постоянного пребывания в слингах невозможно.
Для детей старше полугода – восьми месяцев выбирайте такие положения слинга, в которых они смогут сидеть (ношение на бедре или за спиной)
Это позволит им лучше видеть происходящее вокруг.
Виды прикорма новорожденных
Существует 2 разных вида прикорма: педагогический и педиатрический.
Педиатрический
Педиатрический прикорм – это постепенное введение в меню новых продуктов по заранее определенной схеме. Продукты имеют однородную консистенцию и не содержат твердых кусочков. Введение прикорма по этой схеме проводится, начиная с небольших количеств по одной чайной ложке. Постепенно количество еды увеличивается.
Введение прикорма осуществляется, если ребенок:
- держит головку;
- сидит практически без поддержки;
- открывает рот в то время, если к нему подносят ложечку с едой;
- закрывает рот с ложкой, удерживает в нем еду, а затем глотает ее.
Педагогический
Педагогический прикорм – когда ребенок интересуется едой, которую употребляют родители. Это значит, что малышу дают ту еду, которую он просит. Так он понемногу распробует всю еду и привыкнет к общему столу. Но основой питания остается материнское молоко.
Преимущества и недостатки педагогического прикорма
К преимуществам предприкорма можно отнести то, что:
- Ребенок имеет возможность, ориентируясь только на свое желание и вкусовые предпочтения, выбирать продукты со стола. При таком подходе малышу не навязывается определенный вид пищи, как это происходит при педиатрической системе.
- С самого раннего возраста ребенок приобщается к семейным традициям, учится самостоятельно есть и пользоваться столовыми приборами.
- Введение предприкорма способствует быстрому усвоению ребенком навыков жевания.
- У детей, которых прикармливали по педагогической системе, практически никогда не возникает проблем с аппетитом.
- Ребенок знакомится с новой пищей без ущерба для грудного вскармливания.
- Нет необходимости тратить время и средства на организацию отдельного питания для малыша, поскольку он ест то, что и его родители.
Стоит отметить, что педагогическая система имеет также и свои минусы:
- Отсутствие на данный момент какого-либо научного обоснования данной методики. Сторонники так называемой концепции “естественного родительства”, частью которой и является предприкорм, обычно ссылаются на многовековой опыт предков, которые не прикармливали своих малышей отдельно приготовленной пищей, а кормили их с общего стола.
- На первых порах, когда ребенок только привыкает к твердой пище, он может давиться ее кусочками.
- Сложность определения источника аллергии или расстройства стула, поскольку за один прием пищи ребенок потребляет сразу несколько различных продуктов.
- Необходимость в пересмотре семейного рациона питания. Поскольку ребенок должен иметь доступ ко всем продуктам питания, находящимся на столе во время семейной трапезы, родителям стоит отказаться от копченной, острой и жирной еды, а также от полуфабрикатов. Для большинства семей этот момент является решающим минусом.
Суть педиатрического метода
Итак, педиатрический прикорм: что это?
А это – привычный большинству мам и бабушек вид прикорма, при котором малыша постепенно (примерно к году) полностью переводят за общий стол, заменяя новыми продуктами грудное молоко или адаптированную смесь.
Мамы десятилетиями переводили своих деток на взрослую пищу педиатрическим способом, даже не задумываясь, подходит ли он конкретному крохе, учитывает ли его индивидуальные потребности.
Знайте! Изначально педиатрическую систему придумали для деток на искусственном вскармливании.
- Несколько десятилетий назад смеси были не такими совершенными, как сегодня, они не могли полностью обеспечивать потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах (да и самые «продвинутые» современные смеси этого не могут);
- И задачей педиатров было как можно скорее перевести малыша на пищу, которая сможет это обеспечить.
Но! Грудное молоко – научно признанный незаменимый для малыша продукт питания!
Мамино молоко может оставаться основным (если не единственным) источником необходимых веществ до 6-ти месяцев, в редких случаях бывает, что ребенок и до года питается только грудным молоком.
Но это не является нормой, поскольку пропускаются важные этапы прикорма (читайте статью Признаки готовности к прикорму>>>), поэтому смысла в обязательном педиатрическом прикорме при ГВ – нет.
Удивлены?
Конечно, ведь мы привыкли, что ребенок в годик обязательно должен кушать кашки, овощи, фрукты, мясо и кефирчики, уметь пережевывать твердую пищу
иначе пострадают зубки, прикус, не растянется подъязычная уздечка, необходимая для развития речи, не будет правильно формироваться микрофлора ЖКТ.
Мы готовим малышу супчики-кашки-пюрешки (или покупаем баночное питание), а затем снова переучиваем его – уже с этих пюрешек на пищу с общего стола.
Довольно быстро растут порции новых продуктов, пропорционально уменьшается количество молока (или смеси) в рационе грудничка.
«СЕКРЕТЫ ОТ МАМЫ СВЕТЫ»
- В период с начала прикорма и приблизительно до 1-1,5 лет у меня на столе всегда лежит стопка бумажных салфеток. Я предпочитаю их тканому полотенцу, поскольку салфетками можно не только вытирать лицо и тело ребенка от еды, но и промокнуть собственное тело и одежду, а также оперативно вытирать стол. Для использованных за одной трапезой салфеток я заранее на стол ставлю тарелку: удобно, эстетично и чисто. Возможно, некоторые мамы сочтут «транжирство» салфеток в течение такого долгого периода накладным для семейного бюджета, однако лично мне так удобней, такая «опрятность» нравится моему мужу и «поселилась» в старшем ребенке;
-
дети любят определенность и последовательность, поэтому перед трапезой я даю сигнал: «Приятного аппетита!», а после – «Спасибо, покушали!». Так малыш знает, что еда окончена: будем умываться/снимать слюнявчик. Умываемся с пестушками:
Ой лады, лады, лады,Не боимся мы воды,Водичкой умываемся –Маме улыбаемся,Да, да ,да! Лейся вода!ИлиВодичка, водичка,Умой мое личко,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки горели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок!
- При разнообразном выборе и на практике с моими детьми очень удобен для нас оказался клеенчатый слюнявчик Canpol Babies с кармашком в нижней части – легко моется и стирается, быстро сохнет, практически все крошки собираются в кармашек, клеенка – легче и комфортнее для ношения ребенком, чем пластик. Дома наши дети вообще были без одежды в период трапез, а слюнявчики я использовала в машине и если ребенок болел и был одет.
Принцип 2. Еда – это ценность. Бережное и уважительное отношение к еде выказывают ВСЕ члены семьи. Еда у ребенка отнимается, только если видно, что ребенок занимается вандализмом (размазывает, катает, топчет, плюет), а не изучением. Мама также может высадить ребенка из-за стола, если он продолжает играть или безобразничать с едой (и все члены семьи относятся к этому спокойно, т.к. мама ИМЕЕТ ПРАВО поступить так с тем, кто сам эту пищу не добывает, и неуважительно к ней относится). Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается. Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама.
Принцип 3. Мама – конкурент за столом. Мама начинает кушать первая (мама 4-х детей поделилась со мной, как она все успевает: «мама должна быть сытой, чтоб быть радостной и энергичной», а Р.Нарушевич озвучивает такую мантру для спокойной семьи: «Мама счастлива – все счастливы»
Малыш учится кушать и вести себя за столом, наблюдая за моим поведением и поведением членов семьи, и начинает подражать! Именно я, как наиболее авторитетный на данный момент для малыша человек, демонстрирую ему важность и ценность пищи, прививаю навыки аккуратности. Однако, решение о том, обедать ли ему сейчас или нет, — это осознанное решение ребенка, а не мое
У меня нет цели накормить ребенка (есть цель познакомить с едой семьи), но у ребенка есть цель выпросить у меня еду (с начала прикорма и до усаживания на собственный стул за общий стол). Вот так я кушаю за столом, и время от времени «оделяю» кроху кусочками блюд. Даже, если звонит телефон либо домофон, я не отвлекаюсь, — показывая, таким образом, свое отношение к трапезе как приоритетной на данный момент для меня.
Принцип 4. Дети настроены на дробные приемы пищи, поэтому в большой семье ребенок «садится» за стол со всеми членами семьи (семья, как правило, прибегает в разное времяJ), или, если народу мало либо мама сама дома, — мама садится попить чайку (или своих любимых напитков) то со сладким, то с соленым, то с кислым продуктом. За день приемов пищи должно быть не менее 5 раз. Таким образом, тот же набор продуктов детка будет получать не за 3 основные общепринятые трапезы, а за 5-6 маленьких. Поскольку я сама до рождения первого ребенка кушала дробно и с упором на фрукты, то мне изначально легко было с «ритмом» педприкорма.
Принцип 5. Пища для ребенка не перемалывается, не растирается в пюре, не дробится в блендере. Если вы готовите для него пюре, он воспринимает вид и консистенцию такой еды как «нормальную» — не надо учиться жевать, только глотай! Из опыта других мам, которые уже после недели пюре давали ребенку твердый кусок, — он сразу давился им. Поэтому знакомство сразу со взрослой пищей является залогом безопасности. Не стоит при этом иметь на столе блюда сугубо в грубых кусках — отнюдь: если вы любите картофель-пюре или жидкие каши, пусть они сохраняются в вашем рационе!
Принцип 6
Взрослые за столом едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке
Принцип 7. Если Ваш малыш пока не проявляет интерес к еде, — наберитесь терпения!