Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
- Хорошо ходит вдоль опоры;
- Идет вперед при поддержке за обе руки;
- Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
- Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
Психоэмоциональное развитие:
- Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
- Машет рукой «пока-пока»;
- Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
- Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
- Помнит любимую игрушку.
Что не включать в меню для ребенка
При составлении меню для ребенка важно помнить следующее:
- В течение первых трех лет жизни избегаем давать продукты с высоким риском удушья. Поэтому всегда присматриваем за детьми во время приема пищи.
- Коровье молоко нельзя давать в качестве основного напитка до 12-месячного возраста.
- Соль и сахар не следует добавлять в пищу детей. Предложение сладких и соленых продуктов в раннем детстве может привести к тому, что у детей появится предпочтение к этим продуктам.
- Детям не следует давать продукты с высоким содержанием насыщенных жиров, сахара и / или соли (например, пирожные, печенье, кондитерские изделия и картофельные чипсы).
- Мед не следует давать детям, так как он может содержать бактериальные споры, которые могут вызвать ботулизм у детей, если его давать детям младше 12 месяцев. Еще возможен риск аллергии.
- Сладкие напитки, такие как фруктовые соки и фруктовые напитки, ароматизированное молоко, безалкогольные напитки и алкогольные напитки не следует давать младенцам и детям. Эти напитки добавляют сахар в рацион питания и увеличивают риск развития ожирения и кариеса.
- Чай (включая травяной чай) и кофе не подходят для младенцев и детей.
В данной статье не обсуждается веганские и вегетарианские меню для ребенка, это личные предпочтения каждого родителя.
Почему дети любят сладкое? И можно ли давать ребенку сахар?
Существует четыре основных вкуса: сладкий, кислый, горький и соленый. Есть теория, что малыш знакомится с ними еще до рождения. Оттенки вкуса передаются ребенку через амниотическую жидкость, которую он заглатывает в утробе. Когда кроха появляется на свет, его вкусовые рецепторы уже полностью готовы к работе.
Известно, что всем вкусам дети предпочитают сладкий и нейтральный, это своего рода эволюционный механизм, защищающий их от пищевых отравлений. Но дело в том, что и сладость малыши воспринимают совсем иначе.
Если у взрослого в распознавании вкусов участвуют около пяти тысяч вкусовых луковиц, то у ребенка до года этих вкусовых луковиц в два раза больше! К тому же малыш пока что не знаком с таким пищевым разнообразием, как вы. Именно поэтому каша без сахара, молока, и масла, которая вам покажется пресной, вполне придется по вкусу крохе – ведь ему хватает естественных сахаров, содержащихся в злаках. Чем раньше вы познакомите ребенка с сахаром, тем больше шансов, что он начнет отказываться от натуральных продуктов, не содержащих усиливающих вкус добавок.
Согласно рекомендациям Союза педиатров России, сахар не стоит давать детям до года. А в возрасте 1–3 лет сахар в детском питании должен ограничиваться 25–30 г в день*. Не забывайте что сахар входит не только в десерты и кондитерские изделия, но и в детские соки, фруктовые йогурты, некоторые каши.
«Критическое окно» или Что такое прикорм?
По мере роста и развития малыша грудное молоко или смесь не смогут в полной мере обеспечить его достаточным количеством энергии, питательных веществ и микроэлементов (железо, цинк и др.). Также должны развиваться навыки жевания и формироваться восприятие новых вкусов и структуры пищи для развития ребеночка.
Для этого необходим прикорм – это более плотная по консистенции пища, которая вводится в рацион ребенка в дополнение к грудному молоку или смеси для постепенного перевода на общий стол. Как же определить готовность малыша к введению прикорма? Подсказка: малыш сидит с поддержкой, уверенно держит и поворачивает голову, его масса с рождения удвоилась, после 8-10 кормлений он все еще голоден, перестал выплевывать густую пищу.
По рекомендации ВОЗ, если мама питается полноценно, ребенок получает грудное молоко, его развитие идет без каких-либо отклонений, прикорм вводится в шесть месяцев. На искусственном вскармливании адаптированными смесями – в пять. Стандартное правило для всех – не раньше четырех месяцев, потому что к этому возрасту ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и густую пищу.
С чего начать? Это решается индивидуально, но в настоящее время выбор стоит между кашами и овощным пюре, а не фруктовыми пюре и соками, как раньше. Последние оказывают раздражающее действие на неподготовленный кишечник младенца и повышают уровень аллергизации организма. А также после сладких и приятных на вкус фруктов велика вероятность, что кроха не захочет есть овощи и другие виды прикорма.
Оставим фрукты на десерт, после введения основных овощей, в 7- 8 месяцев. Затем постепенно знакомим малютку с мясом, творогом, кефиром, яичным желтком и рыбой. Период введения прикорма это важный период в развитии младенца, и не напрасно он определен как «критическое окно». С графиком прикорма, правилами его введения и объемом каждого вида мамочек ознакомит педиатр.
Хочу затронуть в этом разделе вопрос о способе приготовления питания. Готовить самим или кормить из «баночки»? Для меня как специалиста выбор очевиден. Надеюсь, что мои доводы не оставят сомнений и у вас в пользе питания из баночек и кашек из упаковок:
приготовлены из натуральных ингредиентов;
учтены возможности и потребности растущего организма (каждый вид прикорма имеет определенную консистенцию и размер частиц соответственно возрасту);
идеально подобрано и сбалансировано соотношение питательных веществ, рассчитана калорийность, что немаловажно для детей с проблемами веса;
дополнительно обогащены комплексом необходимых витаминов и микроэлементов;
гарантирована стерильность и безопасность продукции;
дает разнообразие ингредиентов и вкусов;
оставляет больше времени для приятного общения мамы и малыша для его лучшего психоэмоционального и умственного развития.
Каждый малыш появляется на свет, унаследовав гены своих родителей. Это во многом определяет, на кого будет похож ребенок, какой будет характер, и прочее. Однако, как выяснили ученые, наследуется лишь 5 % здоровья, а остальные 95% приобретаются в процессе жизни ребенка.
Правильное питание в раннем возрасте является своеобразной закладкой фундамента при строительстве дома: чем он прочнее, тем крепче и долговечнее само здание. Постройте для своего малыша красивый и надежный дом! Здоровье ребенка в ваших руках! Со своей стороны мы, врачи-педиатры , сделаем все, чтоб помочь вам в этом.
Меню детского сада
Готовить как в детском садике очень сложно. Пища не содержит соли и сахара или содержит ее минимальное количество, почти все продукты приготовлены в специальных пароварках, без обжарки. Меню детского садика более сбалансированное и полноценное, содержит 1 и 2 блюдо плюс компот. Завтрак всегда состоит из крупяной каши с молоком, обед суп, а на второе мясо или рыба с гарниром, также полдник почти приравнен к ужину, может содержать как полноценные второе блюдо, так и булочку с кефиром. Плюс фруктовые перекусы в виде второго завтрака. Мы дома так не готовим, по большей части, такого количества еды мы не едим, редко какая женщина умудряется делать столько перемен блюд.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.
Рацион ребенка в возрасте 7 месяцев
Составляя рацион питания для семимесячного малыша, распределяйте продукты так, чтобы у вас получился некий прообраз меню уже подросшего ребенка с завтраком и обедом.
В этом возрасте в питание ребенка вводится желток вареного куриного яйца – ценного источника жира, витамина В12, А, фосфора и селена. Желток в измельченном виде можно добавлять в кашу или овощное пюре.
В 7 месяцев уже можно дать ребенку сухарик (в виде подсушенного хлеба) и детское печенье.
Объем фруктового пюре и сока увеличивается до 70 г.
По-прежнему лучше отдавать предпочтение блюдам прикорма промышленного производства, учитывая их высокую степень безопасности и разнообразный ассортимент. Если малыш не воспринимает новый продукт с первого раза, его можно смешать с уже знакомым продуктом.
Примерный рацион ребенка в возрасте 7 мес.
I кормление 6 часов | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная или молочная каши ** Сливочное масло Желток вареного куриного яйца Докорм грудным молоком или ДМС |
150 г около ½ ч.л. ¼ шт 50 мл |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Растительное масло Мясное пюре Фруктовый сок | 170 г около 1 ч.л. 30 г 70 мл |
IV кормление 18 часов | Фруктовое пюре Детское печенье Докорм грудным молоком или ДМС |
70 г 1-2 шт 130 мл |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или ДМС | 200 мл |
* — детская молочная смесь ** — безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или детской молочной смесью, которую получает ребенок. Молочную кашу разводят водой.
Примерный рацион ребенка 7 месяцев с аллергией к белкам коровьего молока:
I кормление 6 часов | Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша* Растительное масло Фруктовое пюре (яблоко, груша) | 130 г 1/2 ч.л. 70 г |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Растительное масло Мясное пюре (кролик, индейка) | 170 г 1 ч.л. 30 г |
IV кормление 18 часов | Овощи или безмолочная каша** Растительное масло Мясное пюре | 180 г 1/2 ч.л. 20 г |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока | 200 мл |
* — безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или лечебной смесью для детей с непереносимостью белков коровьего молока. ** — можно как чередовать кашу или овощи, так и предлагать смешанное блюдо – каша с овощами.
Обзор
По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию
Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет.
Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:
- раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
- исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; и
- введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.
Однако многие дети грудного возраста и других возрастных групп не получают оптимального питания; так, например, в среднем, лишь 36% детей в возрасте до 6 месяцев находится на исключительном грудном вскармливании.
Доработаны рекомендации, отвечающие потребностям детей грудного возраста, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В настоящее время благодаря антиретровирусным препаратам эти дети могут находиться на исключительном грудном вскармливании до шести месяцев и продолжать находиться на грудном вскармливании, по меньшей мере, до 12 месяцев при значительном снижении риска передачи ВИЧ.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Признаки правильного приложения к груди
- подбородок плотно прижат к груди;
- нижний отрезок ареолы (смугло-темный ореол вокруг соска) почти не виден, а верхний полукруг просматривается частично;
- нижняя губа вывернута наружу;
- щечки круглые, слышно ритмичное глотание;
- сосок находится почти на уровне мягкого неба; (неправильное прикладывание, сосание соска приводит к травмированию последнего, плохому опорожнению груди и, как следствие, уменьшению количества молока).
- в конце кормления смажьте сосок каплями собственного молока, дайте просохнуть (защитная «молочная корка»);
- вскармливайте Вашего малыша исключительно грудным молоком до 4 -6 месяцев, сохраняя его частично, по возможности, до 1,5-2 летнего возраста.
Помните:
1. В первые месяцы частота кормления должна быть не менее 8-10 раз (и даже чаще) ибо новорожденный может требовать до 15-18 раз в сутки, и днем, и особенно ночью, что стимулирует достаточную выработку молока (нормальная лактация).
2. Кормите, прислушиваясь к потребностям ребенка, ибо он прекрасно устанавливает свой режим питания (известный принцип свободного вскармливания), ибо став постарше, он сам перейдет на 6-7 разовое питание.
3. В дополнительной жидкости малыш не нуждается (малый объем желудка нельзя заполнять, ненужной ему, жидкостью). Грудное молоко содержит до 87% воды, что обеспечивает потребность ребенка в жидкости, даже в условиях жаркого климата.
4. Не забывайте мыть руки перед каждым кормлением, ежедневно менять бюстгалтер. (можно один раз, утром или вечером, обмыть грудь теплой водой).
Грудное вскармливание
Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.
Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.
Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).
Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:
- принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
- Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
- осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
- обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
- грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
- совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
- детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
- вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
- поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.
Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.
Кормление в исключительно трудных условиях
Семьям и детям, находящимся в трудных условиях, требуются особое внимание и практическая поддержка. По возможности, матери и дети грудного возраста должны оставаться вместе и получать поддержку, необходимую им для обеспечения наиболее подходящего кормления в данных условиях
Грудное вскармливание остается наиболее предпочтительным вариантом кормления детей почти во всех трудных ситуациях, например, таких как:
- дети с низкой массой тела или преждевременно рожденные дети;
- ВИЧ-инфицированные матери;
- матери подросткового возраста;
- дети грудного и раннего возраста с недостаточностью питания;
- семьи, страдающие от последствий сложных чрезвычайных ситуаций.