Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики. В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны.
2. Мотивационная игра
А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
В.: Что вы заметили?
Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.
В.: Почему так получилось?
Д.:Шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов.
Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.
В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?
Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода
Работа в тетради
№ 1, стр. 12.
В.:
— Какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)
— Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)
— Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела — они всегда одинаковые.
Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками — метром и сантиметром.
Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.
— Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски, высоту шкафа.
Дети измеряют метром два – три расстояния.
— Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)
— А какой меркой удобно измерить дорожку, по которой ползет улитка?
(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)
— Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок. (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).
Физкультминутка «Зарядка»
Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте
И выходим на разминку Финиш — метров через двести!
На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,
На зарядку становись! 1-2, 1 — 2!
Хватит, хватит! Прибежали
Потянулись, подышали!
4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях
1) № 2, стр. 12.
В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный, а какой – самый короткий? Как доказать?
Дети измеряют линейкой длину отрезков, проговаривая вслух, как ее надо приложить.
Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.
2) № 3, стр. 12.
На доске многоугольник, составленный из полосочек.
В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?
Ответы детей.
Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.
Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.
3) № 4, стр. 12.
В.: Измерьте длину большого отрезка. Напишите в окошке результат измерения. (5 см.)
В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?
Ответы детей.
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).
5. Повторение и развивающие задания
1) № 5, стр. 13.
В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?
Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.
В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.
2) № 6, стр. 13.
В.: Что нужно сделать в этом задании?
Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.
6. Рефлексия
В.:
— Как измерить длину отрезка? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)
— Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)
— Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)
— Молодцы!
Занятие по математике в старшей группе детского сада
Тема: «Измерение длины»
Задачи:
1. Дать представление о числе как результате измерения длины.
2. Учить:
• упорядочивать предметы по количеству, размеру;
• определять свое местонахождение среди объектов окружения.
3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».
Демонстрационный материал: 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.
Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.
Ход занятия
Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).
Жили два веселых гнома,
Вот их два чудесных дома.
И тропинки к ним ведут,
Гномики домой идут.
Но один идет хохочет —
Его тропинка чуть короче.
А другой не унывает,
Что по длинной он шагает.
— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?
Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.
— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)
— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.
Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.
— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.
— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)
— Теперь измерим другую тропинку.
Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.
— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)
— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.
Сахар гномики купили,
Целый день его делили.
Скоро уж настанет ночь,
Надо гномикам помочь.
Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).
— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет
Затем обращает внимание детей на мячи и кубики
Гномики игрушки взяли,
Их, конечно, не убрали.
Скоро уж настанет ночь,
Надо гномикам помочь.
— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.
— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.
Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.
— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:
• у кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;
• у кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была
сзади вас;
• у кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.
И т.д.
Воспитатель благодарит детей за работу.