«Слагаемые успеха» для детских садов
28.09.2012
Чем привлечь и удивить дошколят
Накануне Дня дошкольного работника, который отмечали вчера, в стенах детского сада № 25 «Золотая рыбка» прошла районная образовательная выставка «Слагаемые успеха».
Более трех десятков педагогов дошкольного образования из Выборга и района представили на ней свои авторские программы, методические разработки и дидактические материалы, провели презентации проектов. В этот день в двух залах «Золотой рыбки», где разместили много ярких и необычных предметов, используемых в работе с дошколятами, было много посетителей из числа педагогов и руководителей детских садов Выборгского района. Интерес к тому, что представили на выставке коллеги из других дошкольных образовательных учреждений, был профессиональный. Здесь можно было почерпнуть интересный опыт, пообщаться с авторами любопытных разработок, узнать о технологии изготовления тех или иных предметов и дидактических материалов.Скажем, на столике у музыкального работника детского сада «Золотой петушок» из поселка Перово Антонины Пушкарь было столько красочных и необычных вещей, что просто глаза разбегались. Это все оказалось дидактическим пособием «Музыкальные инструменты своими руками». И действительно — все предметы звучали: стучали трещотки, тарахтели удивительные погремушки с изображениями любимых детьми героев мультфильмов, звенели замысловатые бубны, шуршали маракасы. Антонина Леонидовна объяснила, что все это помогает детям постигать природу звука, яркие предметы им очень нравятся, а когда малыши подрастают, они уже знают названия музыкальных инструментов. И тут же провела мастер-класс по изготовлению маракасов. Оказалось, что для этого нужна всего лишь половинка пластиковой бутылки, крышечка от майонеза, много разноцветного скотча и звенящие рыболовные приспособления.Воспитатель Марина Гальцева из детского сада № 14 «Радость» демонстрировала технологию создания витражей в технике пластилинографии. И хотя витражное творчество предназначено для детей старшего дошкольного возраста, на выставке созданием объемного изображения с использованием сюжетного фона — морского дна — увлеклись несколько взрослых. У детей такая работа дает толчок развитию воображения, творческого потенциала и развивает моторику кистей рук.С нетрадиционными методами рисования всех желающих знакомила воспитатель детского сада № 35 «Радуга» Светлана Бодяко. Оказывается, дошколята с увлечением рисуют не только кисточкой, но и пальцем, ладошкой, листочками, мхом, углем, даже обыкновенной свечой. При этом нужно всего лишь использовать акварельные краски и не боятся смешивать различные цвета.Очень любопытной оказалась авторская программа «Юный художник» у воспитателя детского сада № 21 «Улыбка» Галины Моховиковой. Это настоящее приобщение детсадовских воспитанников к искусству живописи, дающее знание о художниках, жанрах картин, и в результате дети сами c удовольствием берутся за кисть.На выставке можно было увидеть немало необычных методик работы с малышами. Это мини-музей из дерева, который представила воспитатель Вера Степенева из глебычевской «Елочки», нестандартное физкультурное оборудование вместе с методическими разработками по его использованию, которое показала Наталия Федорова (детский сад № 32 «Росинка»), дидактическое пособие «Волшебные дверцы», которое демонстрировала Майя Муртаева из детского сада № 22 «Золотой колосок», кукольный и настольный театры, их автор — воспитатель из детского сада № 19 «Колосок» Светлана Меньшекова.О том, что такие районные выставки проходят ежегодно и проводит их Выборгский методический центр вместе с районным комитетом образования, рассказала методист по дошкольному образованию Елена Шипша.— На выставке представлены работы педагогов дошкольных учреждений, — сказала Елена Петровна, — не только воспитателей, но и музыкальных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, инструкторов по физкультуре. Это позволяет каждому из них показать свой продукт, и то, как они его используют в работе с детьми. Цель этого мероприятия — распространение педагогического опыта
Сегодняшние дети по-другому воспринимают информацию, она должна иметь практическое применение, поэтому очень важно научить ребенка самого находить ее. На выставке мы увидели много оригинальных продуктов и методик
В октябре будут определены самые интересные из них, их авторы будут представлять наш район на областной «Ярмарке инноваций-2013».
Фото: Денис Егоров
Педагогическое ассорти для руководителей образованием
Психологи различают три стиля
руководства малой группой — авторитарный,
демократический и попустительский. Иными
словами, всех заведующих детскими садами (как и
других работников управления образованием) в
соответствии со стилем их руководства можно
разделить на три категории. Определить стиль
руководства можно, пользуясь приведенной ниже
таблицей.
Наименее эффективным оказывается,
естественно, «попустительский» стиль
руководства. При таком руководстве все
сотрудники чувствуют себя дискомфортно, не
получают удовлетворения от работы и желают
(тайно или явно) смены лидера.
Эпоха демократических преобразований
естественным образом выдвинула в качестве
наиболее желаемого демократический стиль
руководства.
Исследования психологов и социологов
показали, что демократический стиль руководства
незаменим, если речь идет о решении группой
творческих задач. Степень творческой активности
членов группы будет при этом несоизмеримо выше,
если сравнивать ее с проявлениями творческой
активности в группе, управляемой авторитарным
лидером. К тому же, чем выше уровень образования
подчиненных, тем более демократичным должен быть
руководитель.
Однако в экстремальных ситуациях
(обстановка боя, стихийного бедствия, эвакуации и
т.п.) демократический стиль руководства группой
неуместен. Здесь должен действовать лидер,
полностью берущий на себя ответственность за
жизни и здоровье подчиненных ему людей, умеющий
принимать самостоятельные решения и
реализовывать их.
Что больше напоминает рабочая
ситуация в детском саду — поле битвы или
творчески ориентированное сообщество, решать
заведующей. А соответственно и выбирать
стратегию руководства.
Одним из важнейших качеств
современного руководителя является чувство
ответственности. В любой работе время от времени
случаются сбои, и всегда существует соблазн
обвинить в этих сбоях подчиненных. Чтобы этого
избежать, руководителю (в том числе и заведующей
детским садом) полезно иметь в кабинете на видном
месте рисунок так называемой «управленческой
пятерни».
Ее указательный палец направлен на человека,
которого руководитель хотел бы обвинить в
произошедших неприятностях. Но три пальца
«пятерни» направлены в противоположную сторону
— на самого руководителя. А большой палец — с
выразительной надписью «большой нажим» — должен
напоминать о том, что слишком сильное давление на
подчиненных вряд ли приведет педагогическую
команду к успеху.
В 80-х годах прошлого столетия
психологи попробовали проанализировать
деятельность очень успешных и ярких
педагогических коллективов некоторых школ.
Директорам этих школ было предложено назвать
самые необходимые, с их точки зрения, качества
руководителя образовательного учреждения.
Затем их ответы сравнили с ответами
других директоров, школы которых не были
особенно примечательными.
Последние в качестве главных качеств
начальника выделили умение оказывать учителю
методическую помощь, осуществлять над ним четкий
контроль и предъявлять строгие требования к
выполнению работы.
Директора успешных школ на первое
место поставили «свое умение заметить и
своевременно поддержать успех в работе учителя,
популяризировать в коллективе его достижения,
показать, как в результате творческих усилий
самого педагога из года в год совершенствуется
его профессиональное мастерство».
Оказалось, что для этих руководителей главную
ценность представляли творческие усилия их
подчиненных, их самостоятельный поиск и интерес
к работе. Хороший руководитель, по мнению
петербургских психологов, прежде всего способен
оценить зону ближайшего развития сотрудника и
поручить ему работу, соответствующую его
способностям.
Всех руководителей можно разделить по
крайней мере на две большие группы — на тех, для
которых главной ценностью являются достижения
организации (люди здесь — средство достижения
цели), и на тех, для которых главной ценностью
являются сотрудники, их интересы и благополучие.
Первых называют «инструментальными» лидерами,
вторых — «социоэмоциональными».
Если вы хотите знать, к какому типу
лидеров относитесь, представьте себе такую
ситуацию: вы ожидаете машину с ценным грузом.
Раздается телефонный звонок, и вам сообщают, что
машина попала в аварию. О чем вы спросите в первую
очередь, не задумываясь? Сформулируйте вопрос, а
потом найдите свою характеристику
Материал подготовлен с
использованием книги
В.Б. Ольшанского «Практическая психология для
учителя» (М., «Онега», 1994).
4 этапа семейной системной психотерапии
Диагностический. Здесь проводится определение нарушений отношений внутри семьи с учетом личных особенностей каждого ее члена. Психотерапевт или психолог присоединяется к семье, предъявляет гипотезы и выполняет проверку их правильности. Информация, получаемая специалистом от каждого, проверяется и сопоставляется с уже полученной от других. Основываясь на наблюдении и проведенной беседе, специалист формирует определенное впечатление, которое также обязательно учитывается. Это позволяет сложить несколько картинок, из которых формируется максимально целостное представление: увидеть семью глазами детей, старших, родителей, самого психолога или психотерапевта и семью в реальности
Этот этап важно пройти всем членам семьи, впоследствии в зависимости от дальнейших действий и поставленных задач на прием можно являться разным составом.
Разрешение конфликта. Целью этого этапа выступает снятие напряжения, устранение болезненного симптома, с которым семья явилась за помощью
Здесь определяется источник конфликта, выполняется так называемое эмоциональное отреагирование родственниками, являющимися участниками конфликта. Роль терапевта в этом случае является посреднической — он помогает клиентам говорить на едином языке, достичь понимания. Сам специалист занимает нейтральную позицию — он лишь передает информацию каждому. Главной техникой здесь может выступать недирективная психотерапия, направленная на проговаривание скрытых чувств и отношений.
Реконструктивный. Это — планирование и воссоздание семейной системы или “нарушенных” участков, которые мешают достичь общей гармонии. Проводится с учетом пожеланий каждого из членов семьи. Проблемы обсуждаются с применением разных “инструментов” — поведенческого тренинга, конструктивного общения.
Поддерживающий. Он также является и проверочным для семьи. На данном этапе близкие люди закрепляют полученные навыки, применяя освоенное в ходе терапии ролевое поведение. Этот этап служит способом отработки новых форм поведения, реагирования и получения обратной связи от участников терапии. Здесь происходит обсуждение текущих изменений.
Презентация по предмету «Технология» на тему: «Современные технологии взаимодействия школы и семьи Девиз «Школа + семья = слагаемые успеха»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Современные технологии взаимодействия школы и семьи Девиз «Школа + семья = слагаемые успеха»
2
Модель эффективного взаимодействия
3
1. Государственно-общественное управление образованием участие родителей: — в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы образования; — в определении направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств; — в обсуждении готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; — в обеспечении контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательного учреждения…
4
2. Информационно-просветительское Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения; Сопровождение родителей в решении возникающих проблем; Вовлечение родителей в информационное пространство школы.
5
3. Образовательное Проводятся: — Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых предоставляется информация о возможностях и способностях ребенка. — Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся. — Проводятся открытые классные мероприятия, уроки. — Ведётся портфолио учеников.
6
4
Спортивно-оздоровительное Родители организуют и проводят совместно с педагогами: спортивно-оздоровительные мероприятия, походы на природу, прогулки на лыжах; беседы о важности и необходимости вести здоровый образ жизни, и т.д
7
5. Хозяйственно-трудовое Организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников, генеральных уборок, утепление окон, и т. д; Оказание помощи в ремонте классных кабинетов, школьной мебели; Организация и проведение для учащихся экскурсий на предприятия, в которых трудятся; Оказывают спонсорскую помощь на приобретение стеклопакетов, необходимой школьной мебели.
8
6. Интеллектуальное и художественно-эстетическое Виды деятельности: Организация учащихся и родителей на участие в творческих делах; Помощь родителей в организации экскурсий на выставки, концерты, в музеи, театр, цирк; Проведение школьных праздников с участием родителей.
9
Кроль Ксения Дипломант городского конкурса «Минута славы» Аптракимова Алина Дипломант городского конкурса «Жемчужина Урала – 2012 г»
10
Полыгалова Дарья победитель научно-практической конференции
11
Хор 5б класса в шоу-конкурсе «Битва хоров»
12
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С. Макаренко
13
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья
А что в итоге? Результаты
Главный результат данного вида семейной психотерапии – понять закономерности образования и работы системы, оценить способы взаимодействия между людьми, сделать внутренние процессы гармоничнее. Совместная работа позволяет запустить внутренние ресурсы, задействовать потенциал, что приводит к способности семьи к саморегуляции в дальнейшем. Это становится основой предупреждения появления прежних проблем, поскольку все изменения носят устойчивый характер.
Системная семейная терапия позволяет достичь следующих целей:
- поддержать микроклимат в семье, сделать его оптимальным для всех;
- сформировать у членов семьи устойчивое ощущение принятия и уважения их индивидуальности близкими людьми;
- помочь преодолеть позицию, что появление проблемы или конфликта — это следствие поведения и мыслей одного человека;
- сформировать эмпатию — умение сопереживать окружающим;
- сформировать лояльное отношение к главе семьи и принимаемым им решениям;
- помочь обрести или усовершенствовать навыки совместного решения общих проблем;
- воспитать в семье соотношение индивидуальности каждого члена семьи в сочетании со сплоченностью и чувством ответственности перед окружающими.
Системная семейная терапия — оптимальное решение для многих семей вне зависимости от количества ее членов, однако важнейшим условием “работоспособности” метода является активное участие и вовлечение в психотерапевтический процесс всех элементов системы.