Занятие по математике в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема: «Ширина предметов и сравнение двух чисел»
Задачи:
1. Формировать представления:
• о ширине предмета;
• неизменности объема в результате осуществленного действия переливания.
2. Учить видеть отношения между числами.
3. Продолжать формировать представление о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Демонстрационный материал: волк и лиса (игрушки или плоскостные фигуры); 2 плоскостные фигуры домиков с дорожками (узкая и широкая); 2 чашки разного размера (высокая и узкая, широкая и низкая); геометрические фигуры разного цвета и размера.
Раздаточный материал: набор плоскостных ягод двух видов; карточки с двумя полосками; наборы геометрических фигур.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на лису и волка (игрушки или плоскостные фигуры). Волку хвасталась лиса:
Волку хвасталась лиса:
— Хвост мой — просто красота!
Шире даже не найти!
Волк в ответ лисе:
— Гляди, у меня он хоть и уже,
Но зато ничуть не хуже!
Твой широк — хватать удобно:
Я с утра как раз голодный!
Хвост лиса скорей поджала,
Еле-еле убежала!
Н. Владимирова
— Чем хвастались лиса и волк?
— Чей хвост оказался шире?
— Чей хвост уже?
Воспитатель обращает внимание детей на доску. На ней расположены два домика (справа и слева)
К одному домику ведет дорога широкая, к другому — узкая.
— Волк ходит к своему дому по узкой дороге, а лиса — по широкой. Назовите, с какой стороны, с правой или с левой, находится дом лисы? А волка? Почему?
— Вы верно догадались и объяснили свой выбор. Молодцы! Пройдите на свои рабочие места.
— Сегодня в лесу волк с лисой собирали ягоды. Лиса нашла 8 красных ягод. Положите на верхнюю полоску своей карточки 8 красных ягод. Волк нашел 7 синих ягод. Положите на нижнюю полоску 7 синих ягод.
— Кто из зверей нашел больше ягод? Почему вы так считаете?
— Кто из зверей нашел меньше ягод? Почему вы так считаете?
— На сколько ягод у лисы больше, чем у волка?
— Волк очень расстроился, что у него оказалось меньше ягод. Что же делать? (Предположения детей.)
Воспитатель с детьми приходят к выводу, что нужно волку найти еще одну ягоду. Дети кладут на нижнюю полоску еще одну ягоду.
— По сколько ягод теперь у волка и у лисы? (Поровну, одинаково, столько же…)
— Волк остался доволен вашей помощью. Устали волк с лисой, сели они за стол и решили попить чаю. Лиса налила чай волку в эту чашку (узкую и высокую) до краев, но потом вспомнила, что это ее чашка, и перелила чай в другую чашку (низкую и широкую).
Воспитатель ставит чашку на стол перед волком.
— Волк посмотрел-посмотрел на чашку и заворчал: «Лиса, что это ты мне так мало чаю налила? В твоей чашке чаю было больше». Лиса задумалась: может, и правда?
— Дети, изменилось ли количество чая, когда его перелили в чашку волка? Почему вы так думаете? (Размышления детей.)
После обратных действий переливания дети приходят к выводу: количество чая нисколько не изменилось после того, как его перелили в другую посуду.
— Рассудили мы волка и лису, а теперь они хотят с вами поиграть. Разделитесь на три команды. На ваших столах лежат геометрические фигуры. Волк и лиса будут выкладывать на доске дорожки из геометрических фигур, а вы вслед за ними должны быстро выложить такие же у себя на столе. Начали!
Воспитатель выкладывает на доске дорожку из 5—6 геометрических фигур, дети воспроизводят ее на столе. Воспитатель выкладывает разные дорожки. При наличии времени можно закрепить количественный и порядковый счет, пересчитывая эти фигуры. Лиса и волк прощаются и уходят.