Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Логопед:
Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!
Дети:
Пекарь
Врач
Фермер
Водитель
Стекольщик
Маляр
2. Логопед:
Ребята! Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и расскажите, что делает человек этой профессии:
Врач – лечит людей;
Продавец – продает товары;
Повар – готовит еду;
Парикмахер — подстригает людей;
Воспитатель — учит детей;
Строитель – строит дома;
Пожарный – тушит пожары;
Водитель — водит автобус, троллейбус, такси;
Портной — шьет одежду;
Сварщик – соединяет металлические конструкции;
Художник – пишет картины;
Космонавт- летает в космос.
3. Разучивание стихотворения о космонавте с использованием схемы-подсказки.
4. Пальчиковая гимнастика «Строители»
Мы строители, мы строим,
Много мы домов построим, Дети стучат кулачком о кулачок
Много крыш и потолков,
Много стен, окон, полов
Много комнат и дверей
Лифтов, лестниц, этажей. Загибают по очереди пальцы на обоих руках.
Будут у жильцов веселье
В новом доме новоселье! Произносят слова веселым голосом, Произносят громко слово «новоселье»,Поднимая руки вверх.
5. Игра «Назови профессию»
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите профессии.
6. Игра «Какие предметы нужны людям этих профессий?»
Логопед:
Ребята! назовите предметы, которыми пользуется врач, пекарь, водитель, повар, балерина, художник. Молодцы!
7. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
— Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.
Кому нужны эти инструменты?
Ножницы, весы, зеркало, расчёска. (парикмахер)
Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач)
Сковорода, нож, половник, краски. (повар)
— Определите на слух самое короткое слово?
— Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.
8. Игровое упражнение «Исправь ошибку!»
Послушайте и исправьте ошибки:
Повар лечит, а врач готовит.
Лётчик ездит, а водитель летает.
Портной строит, а строитель шьёт.
Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.
9. Игра с мячом «Один — много» (пополнение словаря):
Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.
10. Задание «Угадай загадку о профессии»:
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он.
(Артист.)
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас.
(Фотограф.)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель.)
11. Разгадывание ребусов о профессиях.
Рыбак, столяр, печник, водолаз.
12. Составь рассказ о профессии.
Ребята, давайте каждый выберет себе профессию и составит рассказ о ней по схеме – подсказке.
Итог занятия. Рефлексия.
Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.
— Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
Ход занятия:
У речушки, на лесной опушке, жили-были хрюшки. Хрюшек звали Ниф- Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Вам знакомы хрюшки, розовые брюшки? Нет у поросят избушки, мерзнут лапки, мерзнут ушки. Давайте поможем поросятам и построим им новые домики.
Давайте вспомним из чего строят дома, кто их строит?
1. Развитие грамматического строя речи (словообразование)
Игра «Какой дом?»
У поросенка Ниф-Нифа дом из соломы, он какой….
У поросенка Наф-Нафа дом из кирпича, он какой
У поросенка дом из камня, он какой
У поросенка Нуф-Нуфа дом из дерева он какой…
Кто же привез нам кирпичи? (шофер)
2. Координация речи с движением
Развитие правильного речевого дыхания.
Волк подул на домик из соломы и он сломался! Фууууууу.
Железнова «Гав и мяу» Шофер.
Много кирпичей привез шофер. Кто будет строить дом? (строитель). Давайте мы с Вами превратимся в строителей.
3. Развитие чувства ритма.
Строителю для работы нужны инструменты. Какие как вы думаете?
Молоточек туки-туки-туки-тук
Пила фык, фык, фык-фык-фык
Отвертка скрип-скрип, скрип-скрип
4. Координация речи с движением.
Мы строители с тобой
Мы построим дом большой
Кирпичи положим в ряд:
Стены ровные стоят.
Будут окна, будет дверь
Не ворвется страшный зверь Ходьба на месте
Руки углом над головой
Руки полочкой 4 раза
Раскрыть руки держать вертикально
Окошко из пальцев
Погрозить пальцем
Сейчас я буду описывать дом, который у нас получился. Если я назову то, что бывает у дома, вы хлопаете в ладоши. А если обману прыгаете в обруч.
Слова: стены, окна, колесо, крылья, дверь, хвост, потолок, пол, руль, крыша.
Дом у нас получился большой, но мрачный! Его нужно обязательно покрасить. Кто красит стены?
5. Развитие артикуляторной моторики.
1. Маляр
2. Повар печет вкусные блинчики
3. Строитель стучит молоточком.
Поросятам в новый дом не хватает стульчиков, кроваток и столиков. Как, одним словом можно назвать?
6. Пальчиковое упражнение.
Мы отверткой покрутили
Молоточком гвоздь забили
Клеем смазали детали –
Мебель быстро мы собрали Соответствующие движения пальцев
Указательным пальцем постучать по ладони
Потереть ладонь о ладонь
Кулачок поставить на кулачок
Ребятки дом построили, покрасили, мебель собрали, Теперь нужно позвать повара и приготовить вкусный праздничный обед! Но овощи и фрукты нужно сначала собрать и порезать! Давайте поможем!
А теперь ложимся и отдыхаем под музыку!
Тихонько встаем! Вспоминаем о ком мы сегодня с Вами говорили!
Ход занятия
1. Орг. момент. (Развитие зрительного внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи — употребление сложноподчиненных предложений со словами потому что)
Развивающая игра «Что кому?», схема с областями для деления профессий по группам (человек, природа, техника).
Педагог объясняет, что ее попросили купить инструменты для нескольких людей, но не знает какие инструменты для кого нужны и просит помочь разобраться
Информационно-аналитический и практический этапы
Дети называют и выкладывают инструменты, изображенные на картинках, к карточке с изображением определенной специальности, поясняют свой выбор.
Далее обобщение: Дети рассказывают о том, что делает человек этой профессии, объясняют, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.
2. Конкурс «Кто больше назовет профессий?». (Уточнение и пополнение словарного запаса) Назвавший получает фишку.
3. Рассказы о профессиях мам (Развитие связной речи)
Дети получают задание вспомнить рассказы, которые они составили накануне с мамами.
План рассказа.
1. Кака зовут твою маму?
2. Где и кем она работает?
3. Чем она занимается на работе?
4. Как твоя мама относится к работе?
5. Как ты относишься к тому, что делает твоя мама?
6Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
4. Паличиковая гимнастика «Повар» (Развитие тонкой моторики, координация речи с движением)
Логопед предлагает детям встать в круг и сделать пальчиковую гимнастику вместе с движениями.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он.
О. Григорьев
5. Дидактическое упражнение (Развитие понимания значимости профессий в жизни людей; уметь рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий.)
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
«Что будет, если.»
• Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
• Что будет, если врачи перестанут лечить людей?
• Что будет, если учителя перестанут учить детей?
• Что будет, если строители перестанут строить дома?
• Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?
• Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
• Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
6. Рассказывание стихов о профессиях мам (Работа над общими речевыми навыками. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков)
Вечером поздно, закончив дела,
Стопку тетрадей мама взяла.
Учит английскому мама моя.
«Классный учитель!» — сказали друзья.
Наша мама — детский врач.
Рядом с нею ты не плачь.
Разве врач обидеть может?
«Что, малыш, тебя тревожит? —
Спросит мама у мальчишки. —
И на лбу откуда шишка?»
«Смажем ссадины зеленкой»,—
Скажет мама-врач девчонке.
Если есть температура,
Мама выпишет микстуру.
От любой болезни мама
Может вылечить ребят.
И не зря другие мамы:
«Лучший доктор!» — Говорят.
Мама моя — парикмахер отличный,
Трудится мама в салоне столичном.
Делает мама модные стрижки.
Мамы моей не боятся детишки.
Тихо жужжит бормашина за стенкой,
И у меня задрожали коленки.
Я в кабинет чуть живая иду,
Слезы глотаю тайком на ходу.
«Что ты! Не бойся, дружок! Не дрожи!
Зубки свои мне скорей покажи.
Я помогу тебе быстро и ловко.
Будешь, как зайка, хрустеть ты морковкой».
Доктор веселый, и я не боюсь,
С доктором вместе над страхом смеюсь.
7. Логопед «Слова-действия» (Развитие закрепления умений подбирать слова-действия к слову — названию профессии)
8. Заключительный этап (Оценка работы детей). Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! А вы знаете что такое профессия?
Дети: Профессия – это работа, которой занимается человек.
Логопед: Да, правильно. Профессия — это значит умение. У каждого взрослого человека есть профессия. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жильё, пищу и одежду.
Логопед: Сегодня у нас будут игры соревнования. Тому, кто будет себя хорошо вести себя и выполнять задания правильно я буду давать фишки. А в конце мы посчитаем фишки и определим кто победил.
2. Игра «Отгадай и назови»
Логопед: Я сейчас буду читать загадки, а вы должны угадать про кого же эта загадка. И мы проверим правильно ли вы угадали. (Игра с опрыскивателем)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит.
Дети: Пожарный
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит.
Дети: Строитель
Кто на свете всех полезней,
лечит от любых болезней?
Кто всегда в халате белом
занят самым нужным делом?
Кто, лишь только вы войдёте,
говорит: «Откройте ротик и скажите громко — а-а-а!
Не болит ли голова?»
Кто заботливый и добрый?
Ну конечно, это — …
Дети: Врач
Кто, когда придёте в садик,
По головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
Если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
Даст вам пластилин и краски,
Рисовать, лепить научит,
Ложки раздавать поручит?
Дети: Воспитатель
Логопед: Молодцы!
3. Игра с мячом «Кто что делает»
Логопед: Давайте встанем в круг и будем играть мячом. Игра называется «Кто что делает», я вам бросаю мяч и называет профессию, а вы говорите, что делает представитель этой профессии:
Учитель — учит; врач — лечит; продавец — продает; строитель — строит; парикмахер — стрижет; повар — варит; маляр — красит; уборщица — убирает помещение; стоматолог — лечит зубы; дворник — подметает; водитель — рулит, водит машину.
4. Развитие правильной воздушной струи.
Логопед: А теперь мы будем учиться правильно дышать. Давайте перейдет на тот стол. Вы должны подуть на лодочки так чтобы они поплыли, при этом правильно сделать вдох и подуть так, чтобы щечки не раздувались и губки были трубочкой.
Логопед: Молодцы!
5. Развитие артикуляционного аппарата.
Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нам нужно чтобы язычок и губы у нас были сильными и послушными. Сейчас мы будем делать гимнастику для нашего язычка.
Логопед: Молодцы!
6. Игра «Прятки»
Логопед: Сейчас мы будем играть в игру «Прятки». У нас на столе в песке спрятаны картинки с разными профессиями, мы их всех должны найти.
7. Физминутка «Мы в профессии играли»
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках —
Быстро едим по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз — кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
8. Игра «Исправь ошибки»
Логопед: Идем дальше, игра называется «Исправь ошибки». Вы должны послушать и найти ошибку в предложении.
Водитель – водит хоровод.
Сварщик – варит суп.
Пожарный – жарит котлеты.
Секретарь – хранит секреты.
Солист – солит огурцы.
Портной – работает в порту.
Кладовщик – ищет клады.
9. Игра «Назови орудия труда»
Логопед: А сейчас мы будем играть. Игра называется «Орудия труда».
На столе разложено лото «Профессии» и картинки с предметами труда. Вам необходимо выбрать нужную картинку с предметами труда и приложить ее к нужной профессии,объясняя свой выбор:
— Я беру весы, потому что они нужны продавцу;
— Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру;
— Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т. д.
11. Итог.
Логопед: Наше соревнование подошло к концу, вы все молодцы. Соревнуясь между собой и собирая фишки, мы узнали много нового о профессиях.
В какие игры мы сегодня играли?
Какие профессии вы сегодня узнали?
Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Итог что все профессии хороши и все важны).
Игра «Мечта»
Логопед: А теперь представьте что вы уже стали взрослыми кем бы хотели стать. Какую бы профессию вы выбрали?
Дети по очереди рассказывают о том,кем они хотят стать в будущем по плану:
— название профессии;
— что делать на работе;
— какие орудия труда использовать.