Дыхательная гимнастика
Цель: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленного речевого выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
В занятиях используются здоровьесберегающие технологии в виде дыхательной и артикуляционной гимнастики, пальчиковых и подвижных игр.
При подготовке к занятиям с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические требования, в соответствии с которыми дети находятся за компьютером не более 3 мин.
Специфика организации коррекционно-педагогического процесса в рамках реализации программы раннего вмешательства состоит в реализации принципа семейноцентрированности и возможности командной работы с семьей.
Родители являются непосредственными участниками раннего вмешательства. Работая на занятии с ребенком раннего возраста вместе с ведущим специалистом, мамы делятся успехами малыша, обсуждают как достижения, так и трудности в работе с ребенком за неделю, получают образцы взаимодействия с ребенком с диагнозом ДЦП, учатся понимать особенности поведения ребенка в той или иной ситуации благодаря комментариям по ходу занятия; овладевают некоторыми методическими приемами работы по стимуляции речевого развития и активной речи, начинают реально оценивать уровень развития ребенка и его возможности.
Во время групповых занятий в коррекционно-развивающей группе «Играйка» с родителями обсуждаются проблемные ситуации, проводятся мини-консультации по запросу родителей.
По запросу родителей или инициативе специалиста для некоторых семей проводится домашнее визитирование, по результатам которого даются конкретные рекомендации устно, наглядно в процессе визита, и в печатном виде по организации развивающей среды и организации игрового взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
Такой подход помогает акцентировать внимание на естественных, натуральных тактиках взаимодействия с ребенком раннего возраста, использовании речи и других способов коммуникации в непосредственной жизни и игровых ситуациях. Коробко Светлана Борисовна,
учитель-логопед консультативной службы ранней помощи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Гармония»,
г
Новороссийск
Коробко Светлана Борисовна,
учитель-логопед консультативной службы ранней помощи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Гармония»,
г. Новороссийск
Создание условий для проведения занятий
Занятие начинается с придания телу ребенка «рефлекс-запрещающей» позиции:
· поза эмбриона в положении на спине или боку: голова опущена на грудь, конечности согнуты и приведены к туловищу (в этой поле проводятся плавные покачивания);
· в положении на животе под грудь подкладывается валик, а тазовая область прижимается к поверхности с помощью утяжелителей, например, мешочка с песком;
· в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, так чтобы голова была откинута назад; ноги согнуты в коленях;
· в положении на спине голову ребенка фиксируют с обеих сторон валиками;
· ребенок в положении полулежа в кресле-качалке;
· ребенок сидит внутри надувного круга;
· ребенок сидит на специальном стульчике с ограничителем между ног.
Важной предпосылкой, способствующей формированию речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации
Ребенок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует. Расширяя диапазон игровых действий, мы учим ребенка произвольно отпустить игрушку (бросить в ведро, камешки в бутылочку, использовать просьбу «Дай», восклицания «Бух»), вынуть-вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать мяч или машину; снять-надеть колечки пирамидки; построить башню из кубиков – разрушить; покачать куклу; брать крупные предметы, различные по весу, фактуре; брать предметы двумя руками; использовать указательный палец, выполнять действия по подражанию.
До момента образования словесных стереотипов корковая речедвигательная зона пуста. Ее заполнение, то есть формирование активного словаря, может происходить лишь по путям обратной связи. Незнакомое слово должно быть, под контролем слуха, предварительна усвоено речедвигательным анализатором.
Для нахождения правильной двигательной дифференцировки все время должны поступать обратные импульсы от ротовой артикуляции — в премоторную зону, от глоточной трубки — в премоторную зону, в подбугровую область и дыхательный центр. Зрительный прием в таком случае следует рассматривать как первый момент запуска связей речедвигательного анализатора, а слуховое восприятие речи как контроль и прием накопленных в речедвигательном анализаторе слов. Это положение и лежит в основе известного тезиса И. П. Павлова о речевых кинестезиях как базальном (основном) компоненте второй сигнальной системы и о видах слова — двигательном, слуховом и зрительном.
Логопедический массаж
Физиологическое действие логопедического массажа:
- Улучшает функциональное состояние проводящих путей,
- Усиливает рефлекторные связи,
- Восстанавливается кинестетическая обратная связь.
- Нормализуются биохимические процессы в коже и мышцах артикуляционной зоны: улучшается состояние кожи, подкожной жировой клетчатки, эластичность кожи. Расширяются капилляры, раскрываются резервные капилляры, увеличивается газообмен между кровью и тканью, ускоряется ток лимфы, ткани в области массажа насыщаются кислородом, устраняется застой в тканях и органах. Улучшается проводимость мышц, их сократительная функция. Уменьшаются развивающиеся гипотрофии.
Дифференцированное применение логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить при вялых парезах, а также способствует развитию кинестезий, координированию движений и правильной артикуляции.