Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания (часть 1)

Паспорт уголка краеведения

Николаева З.Б. Паспорт уголка краеведения // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 30.01.2021).

Заказ № 357896

Краеведения, является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Чебоксары, Чувашской Республикой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

В ДОУ для приобщении детей к изучению истории родного города, края играет огромное значение организация уголка по краеведению

В настоящее время мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья. И сейчас основная моя задача как педагога – воспитание любви у детей младшей группы (3-4 года) – к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья».

В нашей группе создан уголок по краеведенью, помогающий решать проблемы формирования социально-коммуникативных отношений на разных возрастных этапах.

Центр – Семья включает в себя следующий материал:

  • стенгазета «Спасибо, мама!».
  • папки-передвижки
  • альбомы на тему: «Герб моей семьи», «Древо семьи», «Хобби нашей семьи», «Я и моя семья».
  • серия дидактических игр на тему «Семья».

Центр – Детский сад включает в себя следующее:

  • д/игры на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одень куклу Машу» и т.д.;
  • демонстрационный материал «Чувства, эмоции».
  • создан альбом «Наши будни и праздники» (новогодние открытки)

Центр – Родной город оснащён следующим материалом:

  • альбомы на тему: «Транспорт родного города», «Дома бывают разные», «Достопримечательности родного города»; «Какие бывают профессии»; «Замечательные профессии»
  • дидактические игры на тему: «Что изображено на узоре»; «Учим чувашский язык»; «Назови элемент узора»
  • альбом ко дню рождения городу «550 лет г. Чебоксары»
  • символика родного города.

Был собран материал и создана папка-раскладушка на тему: «Известные люди Ядринского района».

Природа, которая нас с вами окружает – это животный и растительный мир, мир грибов и насекомых.

Сюда входят:

  • наглядно-демонстрационный материал- фотопроект «Город древний, город юный»
  • альбомы «Промышленность и сельское хозяйство в Чувашской Республике»; «Моя Чувашия»
  • открытки «Чебоксары»
  • папка- передвижка «Народный календарь».

Центр – Родная страна:

  • Символика России.
  • куклы в национальных костюмах.
  • альбомы: «Россия»; «Моя Родина – Россия»; «Красная книга России».
  • наглядно-демонстрационный материал по русским народным росписям: Сказочная гжель; Хохломская роспись; Дымковская игрушка; Филимоновская игрушка.
  • диск «Ознакомление детей с народным искусством».

Результатом работы по формированию краеведческих знаний в младшем возрасте:

  • повышение уровня компетентности дошкольников младшего возраста в вопросах о семье
  • уважение к родителям, родственникам, привязанность к семье
  • знание названия родителей по Ф.И. О.
  • знание домашнего адреса.

Таким образом, заложив фундамент с детства, по формированию уважения к своей семье, близким, окружающим людям мы закладываем основу патриотического воспитания детей: любовь к городу, области, РОДИНЕ.

Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания (часть 1)

Ризида Фарадисовна Хакимзянова

Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания (часть 1)

Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано о некоторых альбомах, являющихся составляющей патриотического уголка группы.

Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию весь наш уголок, основной целью создания которого является осуществление патриотического воспитания дошкольников.

С 01.04.2015 года по 28.04.2015 года в нашем ДОУ проходил смотр-конкурс уголков краеведения и патриотического воспитания всех групп.

Цель:

создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного города, края, создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию.

Задачи:

— знакомство с историей города и родного края;

— содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности;

— воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране;

— побудить педагогов – участников конкурса – к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего народа;

— выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Требования к оформлению:

эстетичность, доступность, наличие символики, отражающей тематику, соответствие возрасту детей и требованиям программы.

Наша группа тоже участвовала в смотре-конкурсе уголков краеведения и патриотического воспитания.

Вот что мы имеем в нашем патриотическом уголке…

— начнём с расположения и внешнего вида уголка:

Конечно, вниманию дошкольников прежде всего представлены флаг и герб России, фотография нашего президента Владимира Владимировича Путина, фотография столицы – Москвы.

Здесь же дети могут увидеть то, что им близко и дорого: герб родного города, фотографии родного садика.

Также каждый уголок в нашей группе (а их, как Вы хорошо понимаете, большое количество) имеет маркер – символ нашей группы. Наша группа называется «Медвежата» — такая яркая иллюстрация висит на нашей входной двери.

Соответственно в патриотическом уголке тоже есть такой маркер – мишка-патриот.

А теперь подробнее о содержании самого уголка.

О родном городе Губахе дошкольники могут пересмотреть, повторить информацию, перелистывая уже известные Вам альбомы: «История рождения Губахи», «Природа Губахи», «Заповедные места Губахи», «Наши стихи о родном городе Губаха», «…очень дружно мы живём – чем заняться мы найдём…».

Для обогащения представлений о родном крае имеется альбом «Заповедные места городов Пермского края».

О нашей стране есть альбом «Наша Родина – Россия» и ещё некоторые дополнительные материалы.

Конечно, есть материалы для ознакомления с другими городами нашей Родины.

В рамках одной публикации невозможно показать всё содержимое пособий и альбомов – поэтому кратко продолжу описывать основные составляющие уголка.

Конечно, мы не забываем и о других странах – с чем тоже знакомим дошкольников.

Весь материал невозможно сразу представить детям – но это и не нужно. Есть специальная коробочка, где можно найти много интересного любому заинтересованному ребёнку.

Содержимое в ней естественно тоже меняется по мере изучения материала в ходе совместной деятельности.

Есть здесь и альбом «Из истории прошлого», где дошкольники могут найти картинки о совершенно незнакомых для них на сегодняшний день словах: люлька, печь, колодец и т. д.

При ознакомлении дошкольников с понятиями «семья» и «дом» используем пособия:

Говоря с детьми о семье, обращаем внимание на права и обязанности каждого. Это лишь часть нашего уголка краеведения и патриотического воспитания

Это лишь часть нашего уголка краеведения и патриотического воспитания.

Об остальном речь пойдёт в следующей публикации.

Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.

Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:

— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;

— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;

— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.

Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.

Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.

Информация в уголке представлена по разделам:

«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.

«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».

«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.

«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.

«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.

«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».

«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;

— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Оформление патриотического уголка своими руками

Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка

  1. Логика размещения материала.
  2. Эстетичность и привлекательность оформления.
  3. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
  4. Соответствие материала возрасту детей.
  5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.

В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой.

Какого типа материалы можно использовать в оформлении

  • Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
  • Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
  • Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
  • Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
  • Творчество самих воспитанников.
  • Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

Подборка эскизов оформления патриотического уголка

  • Фотографии интересных идей в оформлении и техника создания российского флага своими руками в статье «Патриотический уголок в детском саду».
  • Фотографии стендов и макетов по разным направлениям работы представлены в статье Милиты Зарицкой «Патриотический уголок в детском саду«.
  • Визуальная экскурсия в статье Светланы Гребановой «Оформление патриотического уголка группы».

Фотогалерея: примеры оформления патриотического уголка


Представлены особенности национального края


Государственная символика и кукла в народной одежде


Красочное представление народной культуры


Показаны дидактические игры по военной тематике

Использование стендов, выполненных на заказ, имеет свои положительные стороны: компактное сочетание государственной символики, яркость красок, возможность использовать собственный эскиз при оформлении заказа.

Фотогалерея: стенды для патриотического уголка


Раздел государственной символики


Такой стенд подойдет для младшей группы


Такая информация несомненно будет интересна всем мальчикам в группе

Какое название можно дать патриотическому уголку

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

  • Моя Родина.
  • Родной край.
  • Уголок России.
  • Вперёд, Россия!
  • С чего начинается Родина.
  • Наша Родина — Россия.
  • Любимый край.
  • Люби и знай свой край.
  • Мы живём в России.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: