Конспект нод по закреплению и повторению пройденного материала умк по татарскому языку с детьми старшей группы

Ход НОД:

Вводная часть.

В: Иснмесез балалар!

Д: Иснмесез.

В: Мин Лейсания Флусовна. (Я очень рада вас видеть)

В: Ребята, как вас зовут я уже знаю. Монда Дима да бар, Оля да бар. А я хочу познакомиться с вами поближе, и предлагаю поиграть в игру «Знакомство». Вы согласны?

Д: Да.

В: Я буду вам бросать мячик и задавать вопросы на татарском языке,а вы постарайтесь на них ответить.

В:Х

В: Мин гере шренд яшим, син кайда яшисе?

Д: Мин гере шренд яшим

В: Миа 26 яшь, сиа нич яшь?

Д: Миа 6 яшь.

Воспитатель задаёт по одному вопросу каждому ребёнку.

В: Вот мы с вами и познакомились.

Основная часть.

В: Ребята, мне сегодня голубь передал письмо от лесных жителей. Я письмо еще не читала, ждала вашего прихода. Вы хотите узнать, о чём говорится в письме?

Д: Да.

Воспитатель читает письмо.

«Письмо из волшебного леса»

«Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас в волшебный лес! В нашем лесу состоится большой концерт. Концерт будут показывать жители нашего леса. Мы ждем вас».

В: Ребята, вы хотите отправиться на концерт к лесным жителям?

Д: Да.

В: Дети, назовите кто живет в лесу?

Д: Аю, тлке, куян, керпе.

В: В гости без гостинцев не ходят, предлагаю приготовить для лесных жителей угощения.

В: Аю нрс ярата?

Д: Аю бал ярата.

В: Куян нрс ярата?

Д: Куян кишер ярата и т. д.

В: Гостинцы мы приготовили. А отправимся мы в лес на ковре-самолёте. Вставайте на ковер, закрывайте глаза и считаем дружно до 10 на татарском языке.

Д: Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун!

Звучит запись шума леса, на экране появляется изображение леса.

В: Открывайте глазки. Вот мы с вами и очутились в волшебном лесу. Балалар, минем янга килегез ле. Карагыз, урманда ничек матур. Кошлар сайрый. (Дети, посмотрите, как красиво в лесу, послушайте как поют птички.)

В: Посмотрите, ребята, лесные жители подготовили для нас фотовыставку.

В: Утырыгыз! (Присаживайтесь.)

Изображения животных появляются на слайдах.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу керпе

В: Керпе нишли?

Д: Керпе туп белн уйный.

В: Бу нрс?

Д: Бу тлке.

В: Тлке нишли?

Д: Тлке утыра.

В: Бу нрс?

Д: Бу аю.

В: Аю нишли?

Д: Аю йоклый.

В: Булдырдыгыз балалар!

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу тычкан.

В: Тычкан нишли?

Д: Тычкан ашый.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу аю.

В: Аю нишли?

Д: Аю чана шуа.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу бре.

В: Бре нишли?

Д: Бре йгер.

В: Балалар, бу нрс?

Д: Бу тлке.

В: Бре нишли?

Д: Тлке бии.

В: Бу нрс?

Д: Бу куян.

В: Куян нишли?

Д: Куян сикер.

В: Ребята, хотите поиграть в игру “Куяннар ”.

Д: Хотим, да.

В: Вокруг себя покрутись

И в зайчат превратись.

Зайчики повторяйте все движения за мной.

Играют в игру «Куяннар» один раз.

В: Булдырдыгыз, балалар! Карагыз, ле. ”Зур концерт» башлана.

Дети с воспитателем смотрят мультфильм на татарском языке.

В: Ребята, вам понравился концерт?

Д: Да.

В: Куян нишли?

Д: Куян бии.

В: Куян матур бии?

Д: йе.

В: Керпе нишли?

Д: Керпе гармунда уйный.

В: Тычкан нишли?

Д: Тычкан ырлый.

В: Тычкан матур ырлый?

Д: йе.

В: Я предлагаю вам тоже показать небольшой концерт лесным жителям. Хотите их порадовать?

Д: Да, конечно.

В:Давайте превратимся в животных: аю, керпе, куян, тлке.

Я думаю с ролью тлке справится., с ролью керпе., с ролью аю., с ролью зайца.

Помогаю детям одевать платковые куклы.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Воспитатель с детьми встают в круг,идут по кругу, поют песню.

“Безне дуслар”

Бар монда зур тлке,

Зур тлке матур тлке.

Тлке, тлке кил ле,

Биеп-биеп кит ле.

Бар монда зур аю,

Зур аю матур аю.

Аю, аю кил ле,

Биеп-биеп кит ле.

Бар кечкен куян,

Кечкен матур куян.

Куян, куян кил ле,

Биеп-биеп кил ле.

Бар кечкен керпе,

Кечкен матур керпе.

Керпе, керпе кил ле,

Биеп-биеп кил ле.

В: Булдырдыгыз, балалар! Ребята, давайте поменяемся ролями. Сейчас в роли тлке у нас будет., в роли аю. ,в роли керпе., в роли зайца.

В: Ребята, мы уже долго гостим, нам пора возвращаться в детский сад. Лесные жители спасибо вам большое. Примите от нас угощения. Рхмт сезг. Сау булыгыз.

Д: Сау булыгыз.

Воспитатель обращается к лесным жителям.

В: Занимайте места на ковре-самолёте, закрывайте глазки и вместе считаем дружно до 10 на татарском языке.

Д: Бер, ике, ч, дрт, биш,алты,жиде,сигез,тугыз, ун!

Заключительная часть.

Д: Да.

В: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Д: Ответы детей.

В: Фотографии каких животных вы видели на выставке? Назовите их на татарском языке.

Д: Тлке, куян, аю, керпе, бре.

В: В какие игры мы играли?

Д: “Безне дуслар”,”Тлке м куян”.

В: Какое доброе дело мы сделали?

Д: Угостили животных.

В: Ребята, вы мне очень понравились. Вы такие умные, весёлые. На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу сказок известного детского писателя Г. Тукая. Сау булыгыз!

Д: Сау булыгыз.

Ход индивидуалной работы:

Входят дети средней группы в количестве 5 человек.

Воспитатель : Иснмесез балалар!

Дети: Иснмесез.

Воспитатель: Хллр ничек?

Дети: йбт рхмт.

Воспитель:Балалар бер-беребезг яхшы кеф телп елмаеп алыйк ле. (Пожелаем друг-другу доброго дня и улыбнёмся.) Уенчыклар кырына тгрк ясап”Карусель” уеннын уйнап алыйк. (Ребята, давайте встанем в круг вокруг игрушек и поиграем в игру “Карусель”) Вы хотите поиграть?

Дети: Да.

«Карусель» уены. (Игра «Карусель)

Дети идут ко кругу и поют.

лл-л, лл-л

Карусель йлн.

Башта крен барабыз

Аннан йгреп алабыз

Йгерделр, йгерделр

Ашыкмагыз, ашыкмагыз

Карусельне туктатыгыз

(Идут медленно)

Бер, ике, бер, ике

Мен уенда бетте.

(Балалар туктап калалар. Кайсы уенчык янында туктасалар, шул уенчыкны кулларына алалар. Дети останавливаются. Каждый ребенок берет себе ту игрушку, напропив которой он остановился. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Полина, бу нрс? (Это кто)

Полина: Бу куян. (Это заяц.)

Воспитатель: Рома, бу нрс (Это что)

Рома: Бу машина. (Это машина.)

Воспитатель: Лиза, бу нрс (Это что)

Лиза: Бу курчак. (Это кукла).

Воспитатель: Диана, бу нрс (Это что)

Диана: Бу туп. (Это мячик.)

Воспитатель: Никита, бу нрс (Это что)

Никита: Бу аю. (Это мишка.)

Воспитатель: Булдырдыгыз балалар, утырыгыз. (Молодцы дети, садитесь.)

Стук в дверь.

Воспитатель: Балалар, йдгез сорыйк ле кем бар икн инда. (Ребята,давайте спросим кто там)

Дети: Кем бар?

Воспитатель открывает дверь и заходит с куклой.

Воспитатель: Карагыз ле балалар, бу курчак. Аны исеме Алсу. (Посмотрите это кукла, ее зовут Алсу.) Ул безг кунакка килгн. (Она пришла к нам в гости)Давайте поздароваемся с ней.

Дети: Иснмесез!

Алсу: Иснмесез!

Воспитатель: Балалар карагыз ле монда, Алсу безг купме уенчыклар алып килгн. (Ребята посмотрите, какие игрушки нам принесла Алсу.) Ул безне “Уенчыклар кибете” уенына чакыра. (Она нас приглашает в игру “Магазин игрушек). Для этого нам нужно выбрать продавца по считалке.

Воспитатель выбирает продавца по считалке.

Воспитатель:

лчи, блчи,

ни клмк лчи.

лчи торгач итмде,

Кис торгач бетмде.

Чк, чыпчык син кал ул чык!

Продавцом у нас будет Никита, а остальные будут покупателями.

Воспитатель: Уенны башлыйбыз. (Начинаем игру)

Продавец: Иснмесез. (Здравсвуйте)

Покупатель:Иснмесез. (Здравствуйте)

Продавец:Син кем (Ты кто)

Покупатель: Мин Диана. Син кем? (Я Диана. Ты кто)

Продавец: Мин Никита. Сиа нрс кирк? (Я Никита. Что тебе нужно)

Покупатель: Миа курчак кирк. (Мне нужна кукла)

Продавец: М сиа курчак. (Вот тебе кукла)

Покупатель:Рхмт. Сау булыгыз (Спасибо. До свидания)

Продавец: Сау булыгыз (До свидания)

Воспитатель: Булдырдыгыз балалар, африн! (Молодцы дети). Кукле Алсу очень понравилась эта игра и она хочет остаться с вами. Вы заберете ее к себе в группу?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята. познакомьте ее с другими ребятами, которые у вас группе.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Какая игра вам больше понравилась?

Дети: «Магазин игрушек», игра «Карусель»

Воспитатель: Можете и дома с вашими родителями поиграть в эти игры. Поиграете?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы у меня все молодцы. Все очень старались. Сау булыгыз! Алсу, сау бул!

Дети: Сау булугыз!

Ход деятельности:

I. Организационный момент

Дети: Иснмесез Г. М. Херле кн!

Восп: Херле кн! Иснмесез, балалар! Хэллэр ничек?

Дети: йбт, рхмт! Хллр ничек?

Восп: йбт, рхмт!

Сомной поздаровались, пожелали доброго дня, а теберь себе пожелайте доброго дня

Физмин. “Херле кн кзлр. ”

Восп: ребята мы с вами так давно не виделись и я заыла ваши красивые имена, помогите пожалуйста мне вспомнить их, поможете?

Дети: да.

Игра “Син кем? Сиа нич яшь”

II. Основная часть

Восп: Ребята, мы же совсем заигрались, у меня же очень срочная телеграмма для вас (показывает телеграмму) давайте быстрее прочитаем (читают) — “У мияу скоро День Рождения. ” Нам нужны подарки. И поэтому мы сейчас отправимся в магазин игрушек.

Игра “Кибет”

(двое прдавцов, остальные покупатели)

Восп: Ребята, мы подарки купили и мы сейчас положем их в красивую большую коробку. Но прежде чем положить игрушки в каробку я хочу чтоб вы и мне рассказали какие же игрушки вы купили.

Игра “Бу нрс?Нинди? Нишли?”

(дети по одному рассказывают про игрушку и кладут в каробку)

Украшаем коробку

Восп: Подарок готов, но какой же праздник без песен, Мияу очень обрадуется если мы для него споём и станцуем. (Дети одевают маски)

Песня “Бар монда зур тлке”

(Стук в дверь, один ребёнок идёт смотреть кто там и приводит Акбай)

Восп: Ребята к нам пришёл Акбай, но почему то он очень грустный, Акбай что случилось расскажи нам

Акбай: трек 45

Восп: ребята, поможем Акбай?

Дети: Да!

(на экране появляется разноцветные шарики, дети)

Игра “Нинда шар?”

Восп: Кристина, шар нинди?

Кристина: Шар згр (кызыл, сары, яшел, ак, кара)

Восп: Чтобы Акбай запомнил все цвета мы ему разукрасим шарики. Карандаши ребята только у одного из вас, вы должны попросить друг у друга карандаши

Игра “Карандаш бир”

(дети садятся за столы и разукрашивают шарики)

Восп: ребята, рисунки сложем в конвертик и отдадим Акбай чтоб он больше не забывал цвета. (дети складывают рисунки в конверт и дают Акбай)

III. Итог деятельности. Заключительная часть.

Восп: У меня есть сюрприз! Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза и сосчитайте до 10 на татарском языке.

Дети считают до 10.

(в это время воспитатель достаёт шарики)

Восп: Эти шарики я приготовила для вас чтоб мы могли подарить Мияу. Выберите каждый какой нравится какой цвет вы любите.

Восп: Милана, скажи какой шарик ты любишь?

“Нинди шар яратасы?”

Милана: Мин кызыл шар яратам

(все дети выберают себе по одному шарику)

Восп: Ко дню рождению Мияу мы готовы, осталось только пойти и поздравить её!

Итог:Восп: Ребята скажите пожалуйста кому мы сегодня помогли, какое доброе дело сделали?

— Здороваюсь

— Физмин. “Херле кн кзлр. ”

— Игра “Син кем? Сиа нич яшь”

— Телеграмма

— Игра “Кибет”

— Игра “Бу нрс?Нинди? Нишли?”

— Украшаем коробку

— Песня “Бар монда зур тлке”

— Стук в дверь

— Заходит акбай 45 трек

— На экране Игра “Нинда шар?”

— Садимся за столы Игра “Карандаш бир”

— Складываем в конверт даём Акбай

— Закрывают глаза счёт до 10

— Сюрприз считают шарики “Нич шар?”

— Игра “Мин згр шар ятатам”

— Итог Кому помогли?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: