Особенности психологии детей дошкольного возраста

Займитесь творчеством

Исцеление внутреннего ребенка нужно начать с приобщения себя к искусству. Какой вид творческой деятельности вам нравится больше всего? Вы любите рисовать, играть на гитаре или же вы неплохо пишите стихи? Не считайте свое хобби баловством и никчемным занятием. Ваша досуговая деятельность поможет вам найти себя и стать счастливым человеком. Уделяйте время развитию своего таланта. Если вы никогда не занимались профессионально развитием своего потенциала, то запишитесь на курсы. Опытный наставник поможет вам реализовать свою мечту. Вам не нужно менять свою профессию и становиться, например, музыкантом. Вы можете играть на гитаре в часы досуга, просто для удовольствия. Подобная терапия поможет снять вам напряжение и научит вас получать удовольствие от простых вещей.

Не зацикливайтесь на неудачах. Не стоит удивляться, что взявшись за карандаш после двадцатилетнего перерыва, вы не сможете сразу создать шедевр. Дайте себе время на развитие навыка. Практикуйтесь каждый день и уже через месяц вы заметите первые результаты. Не нужно искать совета и просить критики у своих друзей или родственников. Создавайте эскизы в стол. Воспринимайте подобное занятие, как медитацию, помогающую вам стать счастливее. Когда вы поймете, что у вас уже сносно получается рисовать, только тогда вы можете продемонстрировать свои творения окружающим, и получив одобрение, творить дальше для собственного удовольствия.

Успех и неудача

Всем  родителям хочется, чтобы в будущем их ребенок был активным и успешным, стремился достигать результатов в учебе и работе без подгоняющей палки. Для того чтобы так и было, дошкольников учат правильно формировать для себя такие понятия как успех и неудача.


Мотивация для избежания неудач

Важно сообщить ребенку, что нужно достигать успеха, а не избегать неудачи. Ребенок, которого постоянно поощряют после достижения успеха, начинает получать от него удовольствие

У него формируется логичная и правильная цепочка:

  1. Прикладываю усилия.
  2. Достигаю успеха.
  3. Мне хорошо.
  4. Близкие меня хвалят.

Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит примерно так:

  1. У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
  2. У меня получилось.
  3. Хорошо, что меня не ругали.
  4. Меня оставили в покое.


Дневник успеха для ребенка – хороший воспитательный метод

Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.

Это не значит, что нужно абсолютно не реагировать на неудачи. Воспитание детей дошкольного возраста потребует от взрослых необходимости разбирать с ребенком, что именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как поддержка и помощь, чем как критика и укор.

Клейте в него яркие и красивые фотографии с подписями о занятых первых местах в соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать. Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его за это.


Советы родителям по воспитанию детей

Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные достижения. Это будет прекрасная память для малыша в будущем и его неисчерпаемая мотивация двигаться дальше.

Что ещё стоит учесть

Реальное родительство не совпадает со стереотипным

Иногда люди обнаруживают, что не готовы становиться мамой и папой из‑за того, что повелись на лубочную картинку стереотипов. Родительство представляется исключительно счастьем. В фантазиях семья, взявшись за руки, бежит по зелёной травке и смеётся, неведомо кто подкидывает каждому зайке по лужайке, и нет никаких проблем. На деле это микс из счастья, умиления, гордости, слёз, недосыпа, послеродовой депрессии. А забота о ребёнке — в первую очередь рутина, которая отнимает много времени. Чем больше будущие родители готовы к такому раскладу, тем больше совпадут их ожидания и реальность.

Не все причины стать родителем хороши

Ребёнок — это отдельный человек со своим жизненным путём. Задача родителей — помочь его найти. А потому рожать ради пресловутого стакана воды в старости или чтобы реализовать свои амбиции не лучшая затея. Здесь в дело вновь вступает контраст ожиданий и реальности. Если ребёнок не будет действовать по вашему сценарию, вы рискуете быть несчастным и сделать несчастным его.

Ещё хуже, если вы не чувствуете в себе желания становиться родителем, но решаетесь на это, потому что хотите удержать партнёра или порадовать будущих бабушек и дедушек.

Фото: lady.mail.ru

Совсем другое дело, если вы чувствуете, что готовы дарить любовь и заботу другому человеку, изменить свою жизнь. Причём ради этого вы можете пережить нехватку сна, снижение доходов на время декретного отпуска, массу тревог и другие трудности.

Быть готовым не обязательно

Конечно, здорово подойти к рождению ребёнка осознанно. Но если беременность застала вас врасплох, это совершенно не значит, что вы будете плохими мамой или папой и как‑то не так воспитаете ребёнка. Родительство — долгий процесс. Вы точно совершите на этом пути не одну ошибку, что совершенно нормально. Будьте рядом, любите, помогайте, и всё у вас получится.

Особенности возраста

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность

Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения

Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Способы работы с внутренним ребенком

Полное исцеление внутреннего ребенка невозможно без проработки психотравм. Напомню, что многие из них не осознаются человеком, он не помнит их. Поэтому лучше обратиться к психологу. Но кое-что можно проработать самостоятельно. Итак, как же работать с внутренним ребенком? Следующие упражнения подходят для его исцеления, проработки детских травм. Проводите эти исцеляющие занятия регулярно, пока не почувствуете облегчения, высвобождения потенциала.

Поговорите с ним

Вспомните себя маленьким. Желательно обратиться к своим фотографиям. Посмотрите на этого малыша просто как на человека, знакомого вам. Какой он? Наверняка, вы сможете сказать, что он красивый, улыбчивый. Потом вспомните, чем он интересовался и чего хотел, о чем мечтал. Он уникальный, интересный, умный, не правда ли? Поговорите с ним, успокойте его, развейте все страхи и сомнения, дайте ценный совет на будущее с высоты своего нынешнего опыта. Он хочет знать, что все будет хорошо, что он все делает правильно и ни в чем не виноват.

А теперь ответьте себе на вопрос: «Правы ли были те, кто подавил его уникальность, кто критиковал его внешность?». Конечно, нет, так они самоутверждались, вымещали свою боль. Но дети воспринимают себя глазами взрослых, поэтому малыш вырос и сам стал относиться к себе так же, как взрослые. Но ведь сейчас, глядя на свое фото, вы понимаете, что все это ошибка. Если бы вы сейчас разговаривали с этим ребенком, то вы бы сказали ему о том, какой он красивый и особенный. Так скажите об этом.

Вспомните себя в детстве

Теперь представьте, что этот ребенок – вы. Что вы тогда хотели больше всего услышать, в чем нуждались? Когда вы начали подстраиваться под других? Что вы чувствовали каждый раз, когда мама ругала вас за то, что вы пытаетесь быть собой? Составьте письменный портрет вашего истинного Я. Вы-взрослый должен дать вам-маленькому то, чего когда-то не хватило. Обязательно скажите, что вы любите и цените ребенка, что у него все получится, что вы гордитесь им. Пообещайте, что будете уважительно относиться к его желаниям, защищать его.

Внутреннее путешествие

Организуйте встречу с внутренним ребенком. Для того, чтобы восстановить, вернуть внутреннего ребенка, воспользуйтесь техникой психотерапевта Джеофа Грэхэма «Стань родителем самому себе»:

  1. Представьте, что вы присутствуете на собственных родах. Вы-нынешний видите, как появляется вы-ребенок. Обнимите малыша, поприветствуйте его. Скажите, что вы рады его появлению.
  2. Представьте, что он смотрит вам прямо в глаза. Еще раз признайтесь ему в любви и пообещайте, что вы сделаете все, чтобы защитить его и помочь стать взрослым.
  3. Скажите, что он всегда может обратиться к вам за помощью, что вы всегда будете рядом, что вы любите его безусловно.
  4. Пообещайте, что всегда будете ориентироваться на его желания и потребности.

В завершение можно написать письмо своему внутреннему ребенку. Перечитывайте его каждый раз, когда почувствуете усталость, слабость, боль.

Заняться тем, чем любили заниматься в детстве

Вспомните, что вы больше всего любили в детстве. Займитесь этим прямо сейчас, даже если кажется, что это глупость. Хотите полазить по деревьям – сделайте это. Хотите съесть несколько килограммов конфет – сделайте это. Хотите целый день кататься на каруселях – сделайте это. Позвольте малышу проявить себя во всей красе. Так вы сможете найти своего внутреннего ребенка. В процессе игры многие люди находят связь со своим внутренним ребенком, узнают его истинные желания и потребности, эмоции.

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им

Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении

Самой эффективной мерой в борьбе с  таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей – советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Социализация дошкольника в обществе

Одним из самых важных показателей готовности к школе становится умение общаться, налаживать контакт со сверстниками, адаптироваться к новым условиям. Социально-психологическое развитие дошкольников заключается в базовом формировании первоначальной культуры. Это происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где усваиваются поведенческие нормы, вырабатывается способность учитывать интересы собеседника, отстаивать свою точку зрения, искать компромисс.

В дошкольном возрасте доминирует личностная форма коммуникации, возникают вопросы о жизненных моментах, появляются свои взгляды на ситуации. Дошкольник нуждается в советах, поддержке и одобрении взрослых, избирая их эталоном для формирования своего стиля поведения.

На его мировоззрение влияет социальная среда, которой становятся книги, окружение, совместная творческая деятельность, окружающая среда ДОУ, телевидение, музыка, природа. Гармоничное сочетание средств и методов социального воспитания позволяет полностью раскрыться личному потенциалу ребенка.

Также большую роль в формировании взглядов и манер поведения приобретают сюжетно — ролевые игры. Они заставляют задуматься об отношениях между людьми, понять ценность труда, примерить на себя роли взрослых.

Показателями успешного формирования социальных навыков служат свободное общение с людьми, внимательность к чувствам других, сострадание, умение ставить цели и намечать пути их достижения, ведущие к успешному вхождению в общество.

При хорошей социальной адаптации дошкольник будет уверенно себя чувствовать в коллективе, быстро примет новые условия, что станет предпосылками к успешному обучению в школе и прекрасной успеваемости.

Какие цели и задачи стоят перед детской психологией?

Несмотря на то что данную дисциплину считают частным ответвлением общей психологии, она обладает своим собственным предметом исследования, а также преследует ряд целей. К задачам детской психологии в первую очередь принято относить изучение принципов, по которым осуществляется психическое развитие ребенка с момента его рождения до перехода в подростковый возраст.

Также в качестве цели дисциплины можно рассматривать деление данного временного периода на несколько мелких единиц, позволяющих выстроить четкий алгоритм, по которому происходит психологическое взросление ребенка. Ученым также предстоит выяснить, по каким причинам ребенок переходит из одной стадии взросления в другую, выявить катализаторы данных процессов достаточно сложно, поскольку все дети воспитываются совершенно в разных условиях.

На определенном возрастном этапе ребенок обладает различными психическими функциями, которые нуждаются в подробном исследовании, поскольку до сих пор не совсем ясен алгоритм их проявлений. Некоторые проблемы детской психологии связаны с неполным пониманием того, какие психические функции являются нормой в том или ином периоде жизненного пути ребенка. Отсюда же происходит сложность, связанная с тем, что в данном случае следует считать психическими отклонениями.

Исследователи уделяют особое внимание вопросу о том, какими потенциальными возможностями может обладать человек в самые разные периоды своей жизни. Если им удастся выяснить, каким образом добиться развития того или иного таланта в ребенке, родители в дальнейшем смогут оказывать огромное влияние на воспитание детей

Также в детской психологии до сих пор нет четкого понимания того, что следует считать эталоном зрелости личности, ученые всего мира на протяжении нескольких сотен лет пытаются ответить на этот вопрос, но пока что безуспешно.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей – самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

Развитие речи.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

Развитие восприятия.

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному

Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем

Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким)

Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким)

Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Что является первопричиной активизации этого эго-состояния?

По какой же причине проявляется внутренний ребенок? Как с ним работать, если она неизвестна человеку? Ответ у психологов один: первопричину следует определить, а уже после этого пытаться «договориться» с собственной субличностью.

Действительно, далеко не все люди, попадающие в сложные жизненные обстоятельства или испытывающие душевную дисгармонию, «включают» детей. Многие остаются вполне адекватными и взрослыми, не проявляют никакой инфантильности.

Психологи утверждают, что внутренний ребенок начинает доминировать над другими эго-состояниями в том случае, если у него имеется какое-либо «незаконченное дело», сочетающееся с привычкой человека прятаться от проблем, убегать от них.

Под «незаконченным делом» понимается следующее:

  • человек был вынужден повзрослеть слишком рано;
  • в детстве пришлось соответствовать ожиданиям других людей;
  • довелось воплощать не свои желания и интересы, а мечты и представления родителей.

Без сомнения, важную роль играет и необходимость соблюдения в детстве определенных правил, регламентирующих поведение, манеру разговора и даже игры. Речь идет об утрированных правилах. Например, если ребенок не имел возможности побегать с мячом, а был вынужден часами просиживать за фортепиано, не испытывая ни малейшей внутренней склонности к занятиям музыкой и не обладая талантом, то это неизбежно приведет к тому, что, став взрослым, он попытается «закончить дело», воплотить собственные представления о детстве.

Что относят к данному научному направлению?

Согласно принятым в научных кругах обозначениям, детская психология – это раздел науки, направленный на изучение душевного и духовного развития ребенка с момента появления на свет до вступления в подростковый возраст (примерно до 12 лет). Сразу же после рождения ребенок вступает в свои первые социальные отношения – начинает общаться с родителями, в первые несколько месяцев жизни он учится различать “своих” и “чужих”, пользоваться своими эмоциями для достижения целей и формирует свое собственное мировоззрение.

Следующий этап, который необходимо пережить каждому ребенку, – взаимодействие со сверстниками. В его голове формируются определенные социальные роли, и он начинает играть некоторые из них в определенных процессах. Первая дружба, первая конкуренция, первые совместные игры – через все эти процессы дети проходят в обязательном порядке. Ученые считают, что большая часть негативных социальных установок человека формируется именно на данном жизненном этапе, в дальнейшем они только укрепляются и становятся причиной большого количества проблем во взрослой жизни.

Источником формирования жизненных ценностей на текущий момент принято считать семью и детскую субкультуру, хотя многие ученые признают, что виртуальная реальность наступает им на пятки. Ключевые вопросы детской психологии вынуждают исследователей пытаться понять, каким образом компьютерные игры и СМИ могут влиять на духовное развитие ребенка, как сделать это влияние максимально позитивным и дать возможность маленькому человеку сделать свой осознанный выбор источника для роста.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
— все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде — с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка
ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это — тема отдельного разговора.

Замкнутость или общительность?

Всем нравятся открытые и общительные люди, без комплексов и боязни познакомиться с кем-то новым, сходить в необычное место. Конечно, каждый хочет быть таким, легко заводить знакомства и выбирать, как провести вечер без боязни показаться глупым или неловким. Почему тогда не все могут?


Замкнутость детей идет из семьи

Проблема в том, что дошкольников так настраивают. Малыши как губка, впитывают каждое грубое и нежное слово или действие. Чтобы не ставить психологических барьеров, преодолеть которые в сознательном возрасте достаточно тяжело, нужно демонстрировать ребенку, что окружающий мир не страшный, а вполне приветливый и общительный.

Оградить ребенка от всего невозможно, но даже если случилась неприятность, и, например, в транспорте малыша нечаянно грубо задели, нужно объяснить причину такого поведения. Рассказать, что это не агрессия и не злоба, что мужчина просто устал с работы, что ему тяжело, и он не хотел нанести вред.


Родители всегда должны быть на стороне ребенка

Всегда разговаривайте и объясняйте поведение людей, которые были неприветливы, даже если ребенок просто видел эту ситуацию, а не участвовал в ней. Чтобы в будущем он был общительным и легким на подъем, старайтесь не оставлять у него сомнений в том, что весь мир тоже хочет с ним пообщаться, он дружествен и готов в любой момент идти на контакт.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми. https://www.youtube.com/embed/EpGgJw7ve-s

Формирование авторитета взрослого

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность

Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию

Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: