Ход НОД:
1. Организационный момент
Звучит музыка,воспитатель загадывает загадку:
Мягкие лапки
На лапках цап-царапки.
Кто это?
(Котенок).
Воспитатель показывает игрушку котенка; говорит, котенок пришел в гости и хочет с детьми поиграть. Дети присаживаются на стульчики.
2. Основная часть занятия
Приход гостей.
Воспитатель:
Какой котенок пришел к нам в гости? (Маленький, пушистый, полосатый).
Что умеет делать котенок? (Прыгать, бегать, лакать молоко).
Как его будут звать?
Котенокхочет загадать вам загадку:
«Лежит под крылечком
И хвост колечком».
(Собака)
Появляется игрушка собачки.
Воспитатель:
Какая собачка пришла к нам в гости (белая, пятнистая). Что умеет делать собака (лаять, рычать).
Составление сюжетного рассказа
Воспитатель:
Ребята у нас сегодня еще одна гостья – кукла Таня. Сейчас все вместе расскажем про Таню, котенка и собачку Жучку (сопровождает показом игрушек).
Идет Таня с прогулки домой и видит — лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так мяу-мяу. Как мяукает котенок? (Дети повторяют интонацию).
Взяла она котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал,вот так: мяу-мяу. (Произноситься радостно, весело).
Как он мяукал? (Дети повторяют интонацию).
Напился котенок молока. Тут прибежала собачка Жучка и начала громко лаять на котенка «Ав-ав!»
Как она лаяла? (Дети повторяют).
Рассердился котенок и замяукал мяу-мяу.
Как замяукал? (Дети показывают).
Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала «Давайте жить дружно и будем вместе играть. Обрадовался котенок опять замяукал радостно. Как? (Дети показывают).
А собачка залаяла весело. Как?
И никто никого не боялся. Стали они дружить. Кто из вас хочет рассказать про Таню, Жучку, и котенка?
Воспитатель вызывает ребенка. Начинает рассказывать вместе, рассказ повторяется дважды с разными детьми.
Воспитатель:
Собака и котенок — это кто? (Домашние животные).
Физкультминутка
Звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
Представьте, что вы котята и выбежали погулять. Котята умываются, радостно мяукают, затаились (услышали мышку, прыгнули.
(Дети повторяют действия и звукоподражание).
Игра на звукоподражание
Воспитатель просит выйти одного ребенка и на ухо говорит произнести «мяу-мяу» с характерной интонацией (жалобно, радостно, сердито). Остальные дети угадывают.
Словесные игры. Произношение чистоговорки.
Котенок и собака стали друзьями и однажды пошли погулять, но опушке к ним подлетела оса.
Воспитатель показывает картинку осы и произносит:
Са-са-са — прилетела к нам оса.
Просит детей повторить вместе громко. Тихо.
Су-су-су — кот прогнал осу.
Просит детей повторить вместе громко. Тихо, как «мышки». Как «медведи».
Индивидуально каждому ребенку дает задание (скажи громко, скажи как мышка) передавая игрушку котенка.
Пальчиковая игра «Встретились два.»
Встретились два котенка и поздоровались — мяу-мяу.
Встретились де собачки и поздоровались — гав-гав.
Встретились две лошадки и поздоровались — иго-го.
Встретились два тигренка и поздоровались — р-р-р.
Встретились два быка и поздоровались — му-му.
Воспитатель:
Мы с вами сегодня много говорили что мы произносим (слова). Какие бывают слова?Давайте прохлопаем слова: Таня, кукла, котенок, дом, собака, кот, молоко оса, дружба, дети…
3. итог занятия:
«Игрушки наших прабабушек». НОД с детьми старшей группы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушки, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.
Задачи:
- Познакомить детей с простой куклой закруткой.
- Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки.
- Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
- Закреплять умение скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании, умеет поддерживать беседу, рассуждает, активно участвует в подвижной игре, с увлечением изготавливает куклу Пеленашку по образцу и схеме.
Материал для занятия:
- Лоскут ткани для туловища светлого цвета – розового, белого.
- Лоскутки квадратной формы размером 8*8 см 2 шт, тесьма.
- Готовые куклы, изготовленные педагогом и куклы современные.
Содержание организованной деятельности
Организационный момент.
На столе стоят современные куклы. Воспитатель предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Вот куклы, в которые вы играете каждый день и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные, и во все эти куклы играют.
(Воспитатель подводит детей к сундучку.)
— А сундук то какой волшебный. Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочек.» Давайте вместе скажем такие слова. Только ласково , как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
(Дети произносят слова. А воспитатель открывает сундучок. Воспитатель достает из маленького сундучка куклы тряпичные.)
Рассказ воспитателя.
Но были еще и тряпичные куклы, которые делали сами своими руками. Сегодня мы поговорим об этих куклах. Посмотрите, из чего они сделаны? (дать потрогать и хорошо рассмотреть) Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Эти куклы обрядовые, это обереги.
Оберег — от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Ее делали на кануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
(Воспитатель дастает другую куклу Утешницу).
А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. Ребенок забывал про слезы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетками. Незаметно Утешительницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза. Посмотрите, какая интересная куколка, свернутая в маленький кулечек. Раньше новорожденных детей плотно – плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребеночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. Ее клали в люльку к ребенку. Интересные эти куклы. Хотели бы вы поиграть в такие куклы?
Физкультминутка.
Игра «Потанцуй с куколкой».
Игра пляска с любой выбранной куклой под любую русскую мелодию.
— У кого куколка в руках, тот пустился с нею в пляс.
Дети стоят с куклами в кругу, под русскую народную мелодию пляшут, остальные дети хлопают. Звучит колыбельная песенка, и дети «засыпают». Те, у кого были куклы передают их другим детям. Игра повторяется.
Продуктивная деятельность.
— А сделать их своими руками? Сегодня я научу как делать куклу Пеленашку.
(Педагог подробно рассказывает и показывает, как надо делать такую куклу. Дети мастерят вместе с воспитателем куклу.)
Покажите друг другу какие получились у вас куколки. А теперь можно уложить куколку спать или «покормить» ее, покачать в колыбельке (заранее приготовленные небольшие колыбельки детьми подготовительной группы из коробочек).
Рефлексия.
— О каких куклах вы сегодня узнали ?
— В какую игру играли?
— Какую куклу мастерили сами?
Куклы выставляются для показа родителям, по желанию детей забираются домой.
Статья размещена в авторской редакции.