Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Рисование животных и предметов, связанных с этой тематикой, целесообразно предлагать малышам младшей группы после изучения соответствующих тем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Кроме того, такая работа может быть связана с развитием речи — выполняться после прочтения сказок, стихотворений, потешек на данную тему. Например, после знакомства со сказкой «Три медведя» или «Маша и медведь» дети могут нарисовать Косолапого Мишку или избушку медведей.
Чтение детям потешки «Сидит белка на тележке…» станет поводом нарисовать эту рыжую пушистую красавицу (композиция «Белочка», «Орешки для белки», Шишки для белочки»). А после прочтения воспитателем потешки Кисонька-мурысенька» ребята с энтузиазмом нарисуют кошку (как вариация «Котенок», «Клубочки для котят»).
Предложим также следующие варианты работы на анималистическую тему: «Ежик», «Иголки для ежика», «Оденем ежика» (малыши изображают на силуэте иголки), «Яблоки для ежика» (раскрашенному ежику дорисовываются яблочки на спинке), «Зайчик», «Морковка для зайчика» (силуэту зайца добавляются недостающие детали, например, уши, хвостик и «вкладывается» в лапы морковка), «Зебра» (дорисовываются полоски на всем теле).
Что касается коллективной работы, то в младшей группе она предлагается детям относительно редко. Как вариант — воспитатель рисует на основе большого ежика, а малыши по очереди рисуют ему на спинке яблочки, выбирая их цвет самостоятельно (красные, желтые или зеленые).
Организация занятия
Рисование животных может быть представлено разнообразными занятиями, которые условно объединяются в такие тематические циклы:
- «Лесные обитатели» — одной из самых популярных является тематическая серия рисунков «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (дупло, берлога, нора из сухих листьев) и т. д.
- «Домашние животные» — поможет сформировать доброе отношение к домашним животным, закрепит представления об особенностях их внешнего вида.
- «Животные южных стран» — пополнит кругозор новыми знаниями об экзотических животных, пробудит интерес к животным и желание изображать их, используя различные материалы и технические приёмы.
Мотивирующие приёмы
В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание животного с обязательной демонстрацией соответствующей игрушки или иллюстрации
Это привлечёт внимание детей, вызовет интерес, создаст положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Вводную часть занятия педагог начинает с загадки или чтения четверостишья, рассказа, отрывка из сказки
Стихотворения и загадки должны соответствовать уровню восприятия детей младшего школьного возраста, иначе дети быстро утратят интерес к происходящему.
Воспитатель продумывает моменты, стимулирующие заинтересованность и творческую активность. Мотивирующими приёмами могут стать:
- увлекательный рассказ познавательного и развивающего характера;
-
появление игрушечного персонажа;
-
демонстрация картинок, фрагмента мультфильма, музыкальная пауза;
-
сюрпризный момент, построенный на элементах театральной игры, например, «Перевоплощение в диких животных»;
-
подвижные игры;
-
дидактические игры (настольная игра «Сложи картинку»).
Видео: мультфильм для начала занятия «Заюшкина избушка»
https://youtube.com/watch?v=lF3Bju3jC0cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Русские народные сказки — Заюшкина избушка | Лиса и заяц (https://youtube.com/watch?v=lF3Bju3jC0c)
Занятия по рисованию животных расширяют кругозор малышей, формируют верное восприятие предмета, чувство цвета и формы. Необходимо создать условия для раскрытия творческих способностей детей, познакомить их со свойствами различных материалов, учить техническим навыкам
Но не менее важно развивать образное мышление и фантазию, прививать вкус к экспериментально-исследовательской деятельности. И тогда занятие рисованием превратится в увлекательную и полезную игру, воспитывающую любовь к братьям нашим меньшим и природе в целом
Техники и приёмы рисования во второй младшей группе
Младшие дошкольники неуверенно владеют кистью и карандашом, к тому же не у всех детей ещё проявился интерес к рисованию. Увлечь малышей изобразительной деятельностью и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая технические навыки, фантазию и воображение поможет сочетание классических и малораспространённых техник. Это позволит более свободно экспериментировать с нестандартными материалами и приёмами.
Классические техники
- Рисование простым карандашом.
-
Рисование цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
-
Рисование кистью с использованием гуашевых и акварельных красок.
Детей необходимо обучать навыкам правильного набора краски, подбора цветов.
Нетрадиционные техники
-
Рисование пальчиками — малыши осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета и формы, обучаются смешивать цвета.
-
Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
-
Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
- Рисование с использованием каменной соли, круп, цветного песка способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
- Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения эффекта пушистости и объёмности изображения. Гуашь должна быть густой. Правила работы в этой технике:
- жёсткая сухая кисть из натуральной щетины, предварительно подрезанная на несколько миллиметров;
- густая гуашь, небольшое её количество на кисти;
- после промывания кисть высушивают с помощью салфетки;
- пробный тычок делается на отдельном листе-черновике;
-
кисть при выполнении технического приёма располагается вертикально по отношению к поверхности листа.
- Штампирование — изображение животных (можно использовать трафарет) или деталей (клубочек, яблочко, листик) с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп. В качестве штампов обычно используются:
- деревянные фигурки с изображением животных;
- невысушенные листья;
- кусочек поролона для трафаретного рисования или передачи пушистой фактуры меха;
- полоска картона, с помощью которой изображаются иголки;
-
половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).
Этапы обучения работе со штампами:
- Ознакомительное занятие — научить обмакивать штамп в краску, прикладывать к листу, прижимать, не сдвигая с поверхности, и аккуратно поднимать.
- Рассматривать полученный оттиск, сравнивать с предметом или явлением природы, дорисовывать детали.
- Учить заполнять силуэт предмета, не выходя за контурную линию.
Приёмы рисования
Линия — может быть разной длины, силы нажима и помогает изобразить контур, передавая форму объекта и его размер.
Штриховка — простой способ передачи формы и фактуры предмета
Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для подготовки к письму.
Точка — фломастерами, карандашом, ватными палочками, трубочками для коктейля, обратной стороной кисти.
Ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.. Заслуживает внимания и техника коллажа
Коллажи, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. В процессе коллективного творчества у детей воспитываются умение сотрудничать и чувство товарищества. Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллажа:
Заслуживает внимания и техника коллажа. Коллажи, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. В процессе коллективного творчества у детей воспитываются умение сотрудничать и чувство товарищества
Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллажа:
-
Сделать фоновый рисунок.
- Разместить заранее подготовленные воспитателем силуэты животных.
-
Добавить детали фона (следы животных, снег).
Примеры готовых работ воспитанников детского сада с комментариями
Использование различных техник (привычных и нетрадиционных) развивает творческую фантазию детей и мелкую моторику. Работы получаются разнообразными и оригинальными. Так, рисование тычком с помощью жесткой кисти идеально передает мохнатую шкуру медведя (рисунок «Мишка косолапый»), переливающуюся на зименм фоне белоснежную шубку зайчика («Зайчишка беленький» и пушистую шерстку кошки («Рыжий кот»).
На высоком уровне выполнены работы «Мишутка» – фигуру медведя воспитанники младшей группы изображали самостоятельно с помощью только простого карандаша. Мелкая штриховка по контуру передает структуру шкуры медведя. Вполне реалистично нарисована мордочка зверя.
При выполнении композиции «Котенок» дети самостоятельно выбирали цвет животного. На фоне многочисленных рыжих домашних питомцев очень эффектно смотрится черный котенок.
Аккуратно нарисованы шишки на рисунках «Шишечки для белочки» (малыши дополняли изображение елки и белочки.
В работе «А у зебры полоски есть везде» ребенок не только разукрасил шкуру животного, но и с помощью зеленых мазков изобразил травку, на которой оно стоит.
Интересно смотрится ежик, раскрашенный с помощью пальчиков — за счет применения этой техники возникает интересный объемный эффект.
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе на тему: «Домашние животные»
-научить изображать предметы округлой формы одним движением руки;
-продолжать знакомить с основными цветами (желтый-солнце, зеленый-травка, синий-цветочек, розовый) ;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.
-продолжать формировать умение правильно держать кисть.
-воспитывать бережное отношение к вещам, аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
а) демонстрационные — мягкая игрушка свинка..
б) раздаточные — ½ альбомного листа, гуашь розового зеленого синего, желтого и черного цветов, салфетки, стаканчики с водой, кисточки.
Форма проведения : совместная деятельность.
Методические приемы : организационный момент, практические упражнения, физкультминутка «На ферме» , упражнение для дыхания, пальчиковая гимнастика, подведение итогов, поощрение детей.
Воспитатель сообщает детям, что у него есть для них подарок и просит отгадать загадку :
Носик влажным пятачкомХвост – закрученным крючкомРозовая спинкаСпит в загоне …
Воспитатель: правильно. Ребята, а кто из вас помнит, где живет свинка?
Воспитатель: а на ферме у свинки есть друзья?
Дети: да! Собачка, кошка, лошадка, корова, козочка.
Рядом с человеком кошечки живут (делают руками крышу над головой, перебирают руками как кошки)
И собаки верно дом свой стерегут, (показывают уши над головой)
Нам дают коровы : мясо, молоко, (показывают рога над головой)
Козы и овечки прыгают легко, (прыжки, руки на поясе)
Поросятам толстым тяжело ходить, (руки на поясе, повороты вокруг себя)
Лучше уж лошадкой резвою побыть. (кулачки перед собой, бьют одной ногой как копытом)
Воспитатель : Давайте вместе с вами нарисуем нашего поросенка..
— Очень любят малыши
— Краски и карандаши.
— Ими будем рисовать
— Что? Ты сможешь угадать? (свинку)
— Ребята, сегодня мы будем свинку. Перед вами на столах лежать листочки с нарисованным кругом. Давайте дорисуем пяточек, ушки лапки и глазки, чтобы у нас получилась забавная свинка.
Но сначала приготовим свои пальчики.
Поставить ладонь левой руки ребром на стол, как закрытую калитку. Пальцы правой руки — поросята. Ладонь лежит на столе, пальцы округлые.
Пять весёлых поросят за калиткою стоят.
Поросята эти ждут, что им кушать принесут.
Просунуть пальцы правой руки между пальцами левой (в «щёлочки»)
Пять весёлых поросят снизу в щёлочки глядят.
Бегают туда — сюда: «Где же вкусная еда?»
Шевелить пальцами правой руки
Пять весёлых поросят в дверь копытцами стучат, Стучать пальцами правой руки по ладони левой (калитке).
Вдруг открылась эта дверь:
Ладонь левой руки немного отвести назад (калитка открывается).
«Можно выбежать теперь!»
Пальцы правой руки (поросята) бегают по столу.
Пять весёлых поросят громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!»
Левая рука — корытце. Перевернуть ладонь на тыльную сторону, рука «ковшом». Пальцами правой руки (поросята) скрести по ладони левой (корытцу).
Пять весёлых поросят очень сильно есть хотят
И в корыто в тот же миг с головой,
Хлопок с замахом правой рукой по ладони левой
Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть (тремя пальцами, чуть выше железного наконечника, следит, чтобы дети сидели прямо
Сначала дети выполняют круговые движения в воздухе, затем осторожно обмакивают кисточку сначала в воду, затем в краску. Лишнюю краску отжимают о край баночки
Кисточку промывают от краски, вытирают салфеткой.
Воспитатель выставляет все детские рисунки на выставку, проводит анализ детских работ, хвалит детей, при необходимости помогает ребенку, который затрудняется при выполнении задания.
Конспект НОД по рисованию «Котёнок» во второй младшей группе
Шайхавова Разия Конспект НОД по рисованию «Котёнок» во второй младшей группе
Конспект НОД по рисованию для детей 2 младшей группы Тема: «Котёнок»
• Формирование умения детей рисовать жесткой кистью методом тычка
• Формировать умение детей рисовать жесткой кистью методом тычка.
• Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы.
• Воспитывать доброе отношение к домашним животным.
• Продолжать поощрять самостоятельность, творчество.
Половина альбомного листа с нарисованным контуром котёнка.
Гуашь разного цвета, кисточка жесткая.
Организационный момент (вместе с воспитателем)
Встанем мы в кружочек дружно.
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Сегодня будем рисовать
Вос-ль: Ребята расскажу я вам одну историю про девочку Машу, которая жила вместе с бабушкой деревне и было у них много дружных, забавных домашних животных.
Вос-ль задаёт вопрос детям: — А вы любите домашних животных?
Тогда я приглашаю вас во двор к Маше.
Звучат голоса домашних животных. Жили во дворе Курочка Ряба, Бурёнка, козлик, щеночек.
Воспитатель. Ой, ребята, а кто спрятался за кустиком?
Дети. Котёнок.
Воспитатель. Это белый котёнок. Его зовут Тяпа. Он грустный, так как все животные разноцветные и яркие. Он хочет поменять цвет. Поможем ему
Воспитатель. Мы будем рисовать методом тычка.
(Дети подходят к доске, становятся полукругом).
Воспитатель: — Мягкой кистью вы рисовать умеете, а сегодня будете учиться рисовать жёсткой кистью.
Воспитатель (показывает): — Набрать на кисточку краску и рисовать тычком: сначала раскрашу мордочку по контуру, она круглая, а теперь в середине. Затем – туловище, лапки, хвостик. –Правильно.
А носик и глазки сделаем из пластилина, посмотрите. Вот какие глазки получились. А теперь носик. Посмотрите, какой котёнок получился! Пушистый и серенький! А, вы сами выберите цвет вашего котёнка»
-Скажите, какой кисточкой вы будете рисовать шёрстку котика? (жёсткой).
Давайте сначала поиграем.
Но сначала мы попробуем сделать это без краски.
Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку.
— Кисточку вот так возьмем — (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)
И стучать сейчас начнем.
Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)
К голове опять придем. (тычком разукрашиваем голову)
Разукрасим мы тычком,
Котика нашего кругом. (Тычок по всему рисунку)
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идёт тычок. (Дети выполняют тычки на столе сухой кистью).
— Молодцы, набираем на сухую кисть краску и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель контролирует процесс рисования, при необходимости помогает детям.
Вос-ль: Что вы ещё не сделали котятам?
Дети отвечают: — Глазки и носик.
Вос-ль: — Правильно. Сделаем глазки и носик из пластилина.
Воспитатель. А, усики сделаем из лески. (воспитатель помогает приклеивать усики)
Вот и готовы наши котята.
Дидактическая игра «Миска для котёнка.».
Воспитатель: — Дети, возьмите в руки свои работы и подойдите ко мне. Перед вами миски для котят. (Дети кладут котят к мисочкам соответствующего цвета).
Проводится анализ детских работ.
Воспитатель: — Ребятки какие у вас получились забавные котята.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Украсим дымковскую уточку» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию – рисованию во 2 младшей группе. Тема: «Украсим дымковскую уточку» Используемые технологии:.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Цветные клубочки» Цель:Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; правильно держать карандаш. -Учить самостоятельно.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Весенняя капель» Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Весенняя капель». Воспитатель Братищева Н. И. Задачи: 1. Продолжать учить детей отображать.
Конспект музыкальной НОД «Кошка и котёнок» во второй младшей группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №176 «Золотой петушок» города Чебоксары Чувашской Республики.
Открытое занятие в 1 младшей группе. Домашние животные
Интеграция образовательных областей: «коммуникация»,«познание», «социализация», «здоровье». Цель: продолжаем знакомить детей домашними животными. Задачи: Образовательные: Обогащать представление детей о домашних животных, об уходе за ними. Учим узнавать животных на картинке, по их силуэту, различать звуки, которые они издают. Закрепляем умение правильно держать карандаш, учим рисовать прямые линии поверх эскиза, контролировать их длину; закрепление знаний о зеленом цвете. Развивающие: Развиваем интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость
Развиваем внимание, любознательность, память. продолжаем развивать мелкую моторику, речь, внимание, мышление, интерес к рисованию
Воспитательные: Воспитываем любовь к домашним животным,трепетность и желание ухаживать за ними. Предварительная работа: Беседы с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадывание загадок. Методы и приемы: игровой и наглядный, сюрпризный момент, вопросы.
Демонстрационный материал: презентация на тему «Домашние животные», д/и «Узнай по тени», заготовка для образца формата А4.
Раздаточный материал: Заготовки для рисования на каждого ребенка, карандаши зеленого цвета, предварительно разложенные в стаканчики. * * * Воспитатель: — Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Вы любите слушать сказки? Воспитатель: — Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать сказку.
СКАЗКА Жили-были дед и баба. Жили-поживали и добра наживали. Были у них….(показ презентации)
А вы, дети, любите играть в прятки? И зверюшки тоже любят играть в прятки. Они пошли гулять и спрятались от дедушки с бабушкой и они никак не могут их найти, давайте поможем им.
Игра «Найди тень» Какое животное здесь спряталось? Кто узнал?
Ой, вот теперь дедушка с бабушкой обрадуются, всех животных нашли! А теперь давайте мы с вами превратимся в зверюшек и немного поиграем. Физ. минутка. Как у наших у зверят Лапки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ, А устали ножки, Хлопают ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, А потом в присядочку Пляшут звери рядышком. А как примутся скакать, ну никак их не унять
А сейчас опять превратимся в деток и сядем на стульчики и я вам дальше буду рассказывать сказку.
Воспитатель: Ребята, еще раз, что же кушают наши зверята? Правильно, травку. Поэтому они решили пойти на луг и покушать травку , только вот беда, травки то совсем мало , голодные останутся. давайте мы им поможем и нарисуем много травы.
Я беру в руки карандаш и рисую носиком, поставила и вниз провела. Палка-палка –палочка, Вырастает травочка. Зелёная палочка- Зелёная травочка.
Изобразительная деятельность «На лугу».
Молодцы ребята, все справились теперь наши зверята не останутся голодными, вы им нарисовали много много травки, вы большие умнички.
А теперь возьмите свои рисунки и подходите ко мне, давайте сделаем большой луг, на котором будут постись все наши животные…
Какая красивая картина у нас получилась. Давайте покажем ее нашим гостям. А теперь дети, давайте попрощаемся с нашими гостями, и скажем им до свидания!
Об авторе: Светлана Игоревна