Ход занятия: Дети входят в изостудию.
Педагог: Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать её не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала.
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.
Чтоб никто – ни стар ни мал –
Под конец не задремал!
— Дети, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие,
в страну, где происходят чудеса. Попасть в неё можно, сказав волшебные слова: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори» (звучит музыка).
— Дети, посмотрите, как здесь красиво. Но кто же здесь плачет? Давайте посмотрим, кто это. Да это петушок! (появляется петушок).
Петушок: Нарисовал меня художник, а хвост раскрасить забыл. Все надо мной смеются, говорят, что я не настоящий.
Педагог: Ребята, что же делать? Как петушку помочь? Правильно,
нужно раскрасить перья хвоста. Но у нас нет красок, давайте отправимся к ним в гости.
— На опушке на лесной ты увидишь дом резной
Этот домик интересный, этот домик не простой.
— Ребята, кто живёт в этом домике?
Правильно, девочки – Краски.
— Позвоню-ка я разок,
Чей услышу голосок?
(Из-за домика появляются куклы девочки-Краски – синяя, красная, жёлтая, зелёная). Краски спорят, чей цвет важнее.)
— Я синяя краска – мой цвет самый важный.
Педагог: Ребята, а вы как думаете нужна ли нам синяя краска?
Что бывает синего цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
— Синий цвет и голубой окружают шар земной.
Реки и моря большие тоже сине-голубые.
Жёлтая краска:
— Нет, жёлтый цвет самый важный.
Ребята, что бывает жёлтого цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
Красная краска:
— А без красного цвета не будет весны,
Без красного цвета не запахнут цветы.
Скажите, ребята, нужна ли нам красная краска? А что можно нарисовать красного цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
— Молодцы, вот видите я самая нужная.
Педагог: Не спорьте, краски. Вы все очень важные. Как можно жить без жёлтого солнышка, синего неба, зелёной травки, красных цветов и ягод? Давайте соберём вместе с вами красивую цветочную поляну.
Игра «Собери цветок»
(Дети из готовых форм составляют цветы.)
Петушок: Вот какая у вас поляна красивая, разноцветная, а я всё ещё не настоящий.
Педагог: Ребята, давайте поможем петушку и раскрасим перья его хвоста в разные цвета.
— Ребята, а мы можем нарисовать сухой кистью?
— Что сначала нужно сделать? Правильно. Сначала искупаю кисть в чистой воде, лишнюю воду убираю о край баночки. Набираю краску и широкими сплошными мазками раскрашу перо. (Показ приёма рисования)
— Каким стало одно перо? А теперь выбирайте для себя краску того цвета, который вам нравится.
Дети рисуют. Затем вместе с педагогом собирают разноцветный хвост петушку.
Петушок: — Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
К вам на поляну я спешу.
Стали перья все мои
Необычной красоты!
— Спасибо вам ребята!
Анализ:
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Красок. Все краски нужны и мы можем нарисовать ими прекрасные разноцветные картины.
Каждому ребёнку педагог задаёт разные вопросы:
— Какая краска тебе больше всех нравится?
— Какой цвет ты выбрал?
— Кто приходил сегодня в гости?
— Для чего петушку разноцветный хвост?
Педагог благодарит детей и прощается.
Техники и методы рисования во второй младшей группе
Несмотря на то, что дети второй младшей группы только в начале пути освоения приёмов создания графических образов, они знакомятся с довольно обширным перечнем методов этого вида изобразительной деятельности и в традиционных, и в нетрадиционных техниках. При этом по форме исполнения рисунок может быть индивидуальным или коллективным — это зависит от того, каким образом удобнее раскрыть тематику занятия. Например, букет для мамы удобнее «собирать» всем вместе, а рисовать солнышко индивидулально.
Таблица: методы рисования во второй младшей группе
Метод
Суть
Особенности использования во второй младшей группе
Традиционные техники — рисунки создаются при помощи классического набора: бумаги, красок кистей, карандашей, мелков и пр.
Рисование цветными карандашами
Метод, позволяющий отработать прорисовку линий туда-обратно, меняющих интенсивность цвета в зависимости от оттенка.Захват карандаша пальцами требует сильной мускулатуры, что помогает развивать моторику и готовить ручку к письму.
В процессе работы малыши также:
учатся складывать карандаши обратно в коробочку, чтобы они не скатывались на пол;
делают оттенок более интенсивным, наводя линии дважды;
тренируют единое направление линий разными штриховками.
Создание рисунков красками
Инструмент, который не требует интенсивного нажима, но при этом линии теряют чёткость.
Используя краски, дети учатся накладывать цвета один на другой. К тому же работа кисточкой не требует сильного напряжения, значит, малыши не утомляются, и поэтому образы могут передаваться полнее, чем в карандашном рисунке.
Изобразительная деятельность при помощи фломастеров
Инструмент, позволяющий добиться ярких красок, чётких линий.
Во второй младшей группе фломастеры является чем-то вроде переходного этапа между карандашами и красками. После расслабленности от управления кисточкой дети подготавливаются к возвращению к карандашам.
Нетрадиционные техники — изображения создаются на бумаге красками, но при этом используются разные инструменты.
Ладошковый
Базой для рисунка выступает отпечаток ладошки ребёнка.
Во второй младшей группе образы, созданный ладошкой или пузырями, дополняет педагог, например, прорисовывает жар-птице мордочку с глазками.
Рисунок мыльными пузырями
Малыш выдувает пузырь на лист — пена оставляет на подложке цветной след, из которого можно доделать образ, например, гусеницу.
Пуантилизм
Создание образа точечными мазками.
С детьми 3–4 лет практикуются рисунки пальчиками, ватными палочками.
Вертикальный тычок
Для создания рисунка малыши делают вертикальные тычки чуть влажной кисточкой.
Обычно таким способом дети изображают дождь, снег
Причём важно, чтобы каждое движение сопровождалось по возможности словесной иллюстрацией, к примеру, дождь – «кап-кап».
Рисование штампами
Рисование при помощи получения на бумаге оттиска штампа — готового или из ватного диска, половинки картофелины.
Методы используются для создания в целом одинаковых по форме образов — объектов окружающего мира, например, камешков на морском побережье. А также для выполнения наброска предмета — изображения, в котором чёткость контуров не важна.
Рисование мятой бумагой
Малыши комкают кусочек бумаги и, обмакнув его в краску, делают отпечатки.
Создание рисунков свечой
На белой бумаге рисуется контур свечой, затем весь лист закрашивается красками — восковые контуры остаются нетронутыми.
Контуры рисует педагог, дети лишь покрывают лист красками
Таким способом реализуется сюрпризный момент на занятии.
Монотипия
Лист складывается пополам, расправляется. На одну часть наносится рисунок, затем снова складывается и раскрывается — получается «зеркальное» отображение.
Во второй младшей группе этот метод практикуется к весне, когда малыши уже хорошо владеют кисточкой для создания очертаний, передающих образ объекта, например, деревьев.
Материалы для рисования
Для того чтобы процесс приобщения к изобразительному творчеству был интересным и продуктивным, важно правильно выбрать материалы
Основа
В качестве подложки самыми подходящими будут листы белой бумаги формата А4. Однако это не исключает вариант использования листов цветной бумаги для принтера, ведь рисовать солнце интереснее на голубом фоне «неба», а снег на темном, почти фиолетовом, то есть на листе соответствующего оттенка. При этом следует учитывать, что бумага должна быть достаточно плотной, ведь малыш первое время так интенсивно водит кистью по поверхности, что протирает лист до дыр. Поэтому если тема предполагает плотное заполнение листа композицией рисунка (например, в задании «Деревья на нашем участке»), то лучше вообще использовать тонкий картон.
Краски, кисточки, карандаши
Во второй младшей группе дети больше рисуют гуашью, дающей яркие и насыщенные тона, причём педагог обязательно тонирует цвета, получая максимально подходящие оттенки, яркость которых, в свою очередь, выступает дополнительным стимулом для малышей в постижении основ изобразительного искусства. К тому же гуашь, в отличие от акварели, не нужно разбавлять водой.
Для детей 3–4 лет оптимальным будет комплект из шести цветов — в большем числе оттенков малышам сложнее определиться с подходящими.
Самый удобный вариант кисти для начинающих творцов — беличья кисточка с коротким черенком (№№ 10–14).
Карандаши следует брать мягкие, хорошего качества, чтобы они не крошились. Что касается количества цветов, то их может быть 6–8. Малышам сложно держать в пальцах тонкие, что называется стандартные, карандаши, поэтому есть смысл брать потолще.
Дополнительные материалы
Несмотря на начальный уровень владения изобразительным творчеством, малыши уже во второй младшей группе знакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования. Поэтому без дополнительных материалов не обойтись. Самыми востребованными оказываются:
- ватные палочки, маленькие воздушные шарики (для нанесения краски);
-
осенние листья (для создания отпечатков и для декора);
- семечки (для создания объёмных элементов рисунка, например, иголок ёжика);
- конфетти (для придания яркости подложки в «праздничных» темах, например, «Новый год», «День рождения куклы» и др.).
Ход НОД
1.Психологический настрой: «Дружно за руки возьмемся и все друг, другу улыбнемся»
2. Организационный момент Дети сидят на стульчиках. За дверью раздаётся мяуканье.
— Ребята, послушайте, что это за звуки (ответы детей)
-Кто так мяукает? (Кошка).
Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
• Мотивировать детей на включение в познавательную деятельность
• Ориентируясь на звук, правильно определить и назвать животное.
Игровая мотивация:
Воспитатель выглядывает за дверь и вносит кота-игрушку.
— Детки, посмотрите, кто к нам пришёл? (Это Котёнок)
-Посмотрите,какой он красивый:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Острые ушки,
На лапках подушки.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки – смелые
Зубки белые.
Актуализация
Дидактические задачи:
• Актуализировать умение детей
• развивать умение произносить звукоподражания громко и тихо.
•Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, мелкую моторику.
— Давайте поздороваемся с котенком, погладим его (дети гладят).
— А вы хотите превратиться в котят? (ответы детей).
— А как котята мяукают — громко или тихо? (ответы детей).
-Давайте помяукаем как котята, тихонечко-тихонечко (дети мяукают).
-А теперь как большая кошка – громко (мяукают). Молодцы.
— А покажите мне, как котёнок пьёт молочко?
-Котята молочка попили и испачкались. Котятам надо умыться.
Давайте покажем, как котята умываются?
Игра «Котята» (Дети выполняют движения по тексту) .
Пушистые комочки
Умыли лапкой щёчки,
Умыли лапкой носик,
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.
Открытие «нового знания» (способа действия)
Дидактические задачи:
• Формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности
• Развивать восприятие формы, величины, глазомер и мелкую мотору рук.
— А ещё котята очень любят играть клубочками.
— Посмотрите, котенок принес нам в корзинке много клубочков. Котята катают их, как детки мячики. Давайте потрогаем, какие они мягкие, приятные.
— А теперь покатаем их ладошкой.
Дети катают клубочки.
— А почему клубочек так хорошо катается? (ответы детей).
– Да, потому, что он круглый.
— На что похож клубочек? (ответы детей)
— Покажите круглую форму – нарисуйте в воздухе круг. Дети рисуют в воздухе круг.
— Какого цвета могут быть клубки ниток?
3. ФИЗМИНУТКА
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
• рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги
• Развивать глазомер и мелкую мотору рук.
-Ребята, котёнок пришёл к нам в гости не один, а со своими друзьями – котятами.
Посмотрите, они прибежали прямо к вам на столики. (Рассматривание: листы с нарисованными котятами)
— Ребята у нашего котенка много клубочков, а у ваших котят нет клубочков, что же делать, как помочь котятам? (ответы детей)
— Давайте нарисуем им клубочки.
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где прикреплён рисунок с котёнком
Показ и объяснение.
— Посмотрите, как я нарисую клубочек (воспитатель рисует на большом листе маркером клубок).
-Рисовать будем цветными карандашами. Клубочки могут быть разного цвета.
— Ребята давайте проверим все ли карандаши на месте. Красный есть? Синий есть? Зеленый есть? Желтый есть?
— Нужно поставить карандашик на середину листа. Это начало ниточки. Начнём рисовать от центра. Круговыми движениями рисуем по кругу клубочек. Ниточку наматываем не торопясь, аккуратно. Ниточка наматывается, наматывается и получается клубочек. Стараемся смотать клубочек побольше, а кончик ниточки дадим котёнку в лапки. (показ воспитателя). Лучше начать рисовать с середины листа.
4. Рисование.
Самостоятельная работа.
— Выберите карандаш, которым вы будете рисовать клубочек, возьмите его правильно, тремя пальчиками и попробуем нарисовать клубочки сами.
Я уверена, что вы справитесь, ведь для вас это просто, если хорошо подумать, если что не получиться, я всегда вам помогу.
Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогая выполнить круговые движения
5.Рефлексия:
— Какие клубочки у вас получились? Получились круглые!
— Какого цвета нарисовала клубочек? Особенно хорошо получилось…
— Теперь котятам будет, с чем играть.
Посмотрите, ребята, как обрадовались ваши котята. Какие красивые клубочки вы нарисовали! Молодцы, ребята! Я очень рада, что мы сумели развеселить наших котят. Теперь они будут играть нашими разноцветными клубочками.