Ход занятия:
Ребята, какое сейчас время года?
А какой месяц?
Сейчас осень, поздняя осень. А за осенью идёт…
Зима какая бывает?
Снег какой?
Мороз какой?
Ветер какой зимой бывает?
Дни какие зимой?
Всё правильно. Ребята, чтобы определить тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки.
Весь в колючках,
Ворчит как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой!
Ребята, давайте вспомним, как готовятся и зимуют дикие животные?
Заяц…
Медведь…
Какие ещё животные спят зимой?
Ещё барсуки. Эти животные усиленно питаются осенью, а зимой спят.
Волк, лиса.
Белочка?
А ещё белочка меняет окраску меха и становится серой.
Сегодня я вам предлагаю слепить белочку. Посмотрите на фотографию. У белочки голова и ушки оранжевые, только слегка покрыты серым мехом, хвост серо – оранжевый, а тельце всё серое. Поэтому, перед тем как лепить белочку надо смешать цвета
Обратите внимание, как белка сидит, как держит лапки. (фотографию убираю)
Давайте вспомним, каким способом будем лепить тельце, хвостик, лапки?
Раскатыванием прямыми движениями, а головку?
Ушки…
При лепке белочки соблюдайте пропорции. Какого размера туловище, хвостик, голова, лапки.
Перед тем как начать работу, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Далеко ещё зима,
Но не до потехи,
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи
Знает маленький зверёк,
Запасаться надо в срок.
Теперь сядьте правильно и приступайте к работе. (включение музыки, индивидуальная помощь детям).
Ребята, заканчивайте свою работу. Остаётся 5 минут. Кто сделал белочку, может слепить шишку или грибочек для своего зверька.
Анализ.
Посмотрите, каких замечательных белочек вы слепили. Ваня, тебе какая нравится? Почему? А где твоя белочка? У тебя всё получилось? Аня, а тебе какая нравится белочка? (опрос ещё некоторых детей). Посмотрите, ребята, вот у этой белочки очень красивые лапки, как у настоящей. А у этой очень красивая окраска. Кто её сделал? Катя, как ты это сделала?
Молодцы, ребята. Все ваши белочки по- своему хорошие. Они выразительные и аккуратные. Видно, что вы старались. Я могу отметить каждую работу. Но время у нас закончилось, поэтому убираем за собой рабочее место.
Ход занятия.
Воспитатель: Скоро наступит зима, выпадет снег и зверямбудет трудно найти себе еду: нет ни травы, ни ягод. Посмотрите на картинку «Осень в лесу», я сегодня вам расскажу, как звери готовятся к зиме.
2. Сюжетная игра «Путешествие в лес».
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в лес. Лес – это место, где много деревьев.
Обращаю внимание на картинку с изображением белки и дупла. — Кто это скачет с ветки на ветку?
— Кто это скачет с ветки на ветку?
На ветке не птичка-
Зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?
(Белка)
— Что у белки в лапках? (гриб)
Проворная зверюшка
Живёт в дупле – избушке,
Целый день скок – поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
-Куда белка несёт гриб? (В дупло).
Это домик белки, в нём много запасов.
Белка заготовила себе на зиму ягоды, грибы, орехи. Не страшна зима белке и её деткам – бельчатам, всю зиму они будут кормиться тем, что наносила белка осенью в дупло.
— Как зовут деток белки? Повтори Кирилл О., Никита Н.
-А как называется домик белки?
Воспитатель обращает внимание на панно «Зимний лес»
Кто это за ёлочками спрятался? Где живут зайцы? А как зовут детёнышей зайцев? (Зайчата)
Летом они серые, а зимой белые.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки.
(Воспитатель рассказывает и действует с фигурками зайцев на панно).
— Заяц зимой какого цвета? (Белого).
Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под ёлками. Белого зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, чтобы быть незаметным.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише. Не шуметь.
И. Токмакова
Воспитатель обращает внимание детей на изображение берлоги медведя. — Кто спит под ёлкой?
— Кто спит под ёлкой?
Медведь тоже подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, улёгся в неё и проспит там всю зиму.
— Тепло ему? А?
— А как звать детёнышей медведя? (Медвежата).
Повтори Аня, Катя.
Ну вот наше путешествие по лесу заканчивается. С кем мы встретились? Как подготовилась к зиме белка? Заяц? Медведь?
Мы с вами «побывали» в лесу и узнали, как к зиме подготовились звери.
Мне приятно было с вами общаться. Спасибо!
Литература
1. Программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва.: Мозаика-Синтез, — 2011г.
2. М. Л. Семенова «Развитие познавательного интереса у дошкольников» Челябинск 2007г.
3. О. С. Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет» Москва «Творческий центр» 2009г.
4. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова «Комплексные занятия» Волгоград издательство «Учитель» 2012г.