Автоматизация мягкого звука «рь» в чистоговорках

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители

Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Звук Р в словосочетаниях ( в стечении согласных):

Красный сарафан. Крытый рынок. Чёрная краска. Открытая форточка. Красивый кролик. Старая фотография. Крутой поворот. Красная строка. Крупный крыжовник. Покрасить крышу. Укротитель тигров. Красивое покрытие. Выкрашенное крыльцо. Закрыть кран. Закрутить крышку.

Громкий рупор. Грамотный инструктор. Просторная квартира. Играет оркестр. Яркая раскраска. Крупный супермаркет. Городской транспорт. Огромный размер. Красный раствор. Бутерброд с красной икрой. Широкий кругозор. Ровный пробор. Красивая ярмарка. Фарфоровая посуда. Вечерняя программа. Испорченная пароварка. Трудная скороговорка. Короткий разговор

Как заниматься с малышом?

  • Научите ребёнка удерживать широкий, распластанный язык на нижней губе в течение нескольких секунд.
  • “Покачайте” язычок на качелях – вначале отпустите его вниз к подбородку, затем поднимите вверх к носу и положите на губу.
  • Предложите ему игру “Котёнок лижет сметанку с плоской тарелочки”, чтобы расшевелить кончик языка.
  • Поиграйте с ним в “Лошадку”. Во время игры нужно цокать, прищёлкивая языком, то медленно, то быстро.
  • Можно предложить ребёнку стать “барабанщиком” – при открытом ротике кончиком языка стучать по бугорку за верхними зубами, произнося при этом несколько изменённый (утрированный) звук -Д-, вначале медленно, затем убыстряя темп.

Важно: за одно занятие нужно разучивать с малышом не более 2-3 упражнений. К артикуляционной гимнастике можно добавить игры на развитие дыхания:

К артикуляционной гимнастике можно добавить игры на развитие дыхания:

  1. дутьё на ватку, на бумажные снежинки, на кораблик в тазике с водой;
  2. надувать шарики;
  3. играть на дудочке;
  4. дуть в стакан с водой через соломинку и т. п.

Важно: артикуляционные и дыхательные упражнения выполняйте с ребёнком ежедневно в течение 5-10 минут. Слова, которые можно говорить для улучшения произношения

Слова, которые можно говорить для улучшения произношения

Слова с двумя звуками «Рь»

Трудные для произношения слова в которых присутствуют два или более мягких звука «Рь»

  • прикрепи́ть, крите́рий, перекрича́ть, перепря́тать, предприя́тие, секрета́рь, перекрёсток, перере́зать, присмире́ть, пригре́ть, перестре́лка, террито́рия, карьери́стка, посеребрённый, прикри́кнуть, припря́тать, привере́дливый, серебри́ть, предупрежде́ние, непримири́мый,
  • предысто́рия, притвори́ться, перегре́ть, приса́харенный, приберега́ть, приобрете́ние, предпринима́тель, сере́бряный, крем-брюле́, предусмотре́ть, предостерега́ть, пересмотре́ть, презре́ние, крест-на́крест, предго́рье, переми́рие, перереза́ть,
  • прибре́жный, притвори́ть, передря́га, ребри́стый, приорите́т, предостереже́ние, приобрета́ть, перегре́в, припря́тывать, привере́да, пре́рия, переме́рить, пренебрега́ть, притере́ть, прищу́риться, пренебреже́ние, примире́ние, директри́са,

В предложении 2 слова со звуком «Рь»

  • У Гриши живет хорёк. Рябчик и ястреб — птицы. Катя прибежала третьей. Саша пришла вовремя. Три умножить на сто будет триста. Во дворе натянута верёвка. Встреча назначена на четыре. В мае цветёт сирень и черёмуха. Ребята бегут по бревну. Эта дверь скрипит.
  • У Бори фонарик. Серёжа съел пряник. Ерёма гнал бурёнок на луг. Моряк уходит в рейс. Мама сварила суп с фрикадельками. Кате подарили матрёшку. У Ларисы отец — токарь. В трюме жила зверюшка. Ремонт будет в январе. На рельсах стояла дрезина.
  • Хорёк — дикий зверёк. Ваня потерял букварь. Декабрь и январь — зимние месяцы. Мою сестрёнку зовут Марина. Валерий решает задачи. На зарядку все подряд. На Варе новые брюки. Марина ест орехи. Горит восток зарею новой. У Андрея ирисы.

В предложении 3 слова со звуком «Рь»

  • Во дворе цветут берёзы и рябины. Запряженная карета несется нам навстречу. Ребята резвились на пустыре. Он говорит прямо и резко. Кривому и прямое криво. Арина нарезала редис. Не бери папину бритву — порежешься!. Андрей и Марина едят пряники. В ведре варятся подберёзовики. Корягу прибило к берегу.
  • В Сибири много редких зверей. Марине подарили янтари. Ирина варит курицу. Арина приводит комнату в порядок. Мама принесёт грецкие орехи. На реке ныряют ребята. Бриг идёт прямо в Британию. Варя режет редиску. Пекарь принес кекс с орехами. Над дверью горит фонарь.
  • Моряк уже рядом с берегом. Надо быстрее решить ребус. В доме Бориса скрипучие двери. Порядок бережёт время. Кричат ревуны на линкоре. Ирина, перетряхни перину. Рита сварит суп из курицы. Пряха прядет пряжу. Андрюше примерим брюки. На Гришином шарике сидят комарики.

В предложении 1 слово со звуком «Рь»

  • У тебя в глазу соринка. На полу лежит коврик. Я наловил корюшки. Хулиганы сломали дерево. Вкус у лимона был горьковатый. На Катю напала дрёма. У меня есть секрет. Я обожаю куриный суп. Мне купили букварь. Я учусь рисованию.
  • Телескоп стоял на треноге. Надо грести сильнее. Такого результата никто не ожидал. У меня есть фонарик. Максим прилетел на самолёте. Я люблю гречку. В сентябре я пойду в школу. На море штиль. На доме висит реклама. На улице зажгли фонарь.
  • Это бабушкино трюмо. Дедушка спустился в погреб. Я познакомился с Варей. Посмотри в бинокль. На улице грязно. Ярик опоздал на занятия. Папа уехал в рейс. В клетке сидел хорёк. В небе летал гриф. Щенка звали Крепыш.

Нарушение произношения звука Рь

Логопед при обследовании массовых групп детей часто выявляет нарушения звуковой стороны речи и дает родителям рекомендацию на дополнительные занятия со специалистом. В более серьезных случаях ребенок получает направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и, как следствие, перевод в логопедическую группу. Чтобы это не оказалось неожиданностью, родители могут заранее проверить речь ребенка на наличие нарушений в звукопроизношении. В случае с Рь, могут наблюдаться следующие варианты:

  • «Проглатывание» звука: ребенок пропускает в своей речи звук Рь, в результате чего слова произносятся без него: «юкзак» вместо «рюкзак», «кюк» вместо «крюк» и т. д.
  • Замена звука Рь звуком Ль: чаще всего дети с нарушением произношения Р или Рь, заменяют их схожими по своей артикуляции звуками Л и Ль. Например, вместо «репка» говорят «лепка», вместо «три» − «тли».
  • Замена звуком Й, например: река – йека и др.
  • Горловое Рь: его еще называют «французским». Это результат неправильной постановки звука, исправлять такое «Рь» сложнее, чем ставить звук заново.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р, Рь] в словах

Статья:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА В СЛОВАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Цель: закрепить произношение звука в словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • учиться определять место звука в слове,
  • дифференцировать звуки,
  • обогащение словарного запаса,
  • учиться подбирать слова-антонимы,
  • образовывать относительные прилагательные,
  • учиться согласовывать существительные с числительными и прилагательными.

Развивающие:

развитие слухового внимания, мышления, памяти, сукцессивных навыков, координации речи с движением.

Воспитательные:

воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата, умение работать в паре.

Оборудование: предметные картинки, навесные кармашки, коробка с предметами разных цветов и материалов, мяч, мягкая игрушка Каркуша, книга стихов К. Чуковского.

Ход занятия:

I. Cюрпризный момент.

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша. Как она кричит? Она не просто прилетела, Каркуша принесла вам задания и хочет узнать как вы говорите и насколько вы сообразительные.

Блиц – турнир: каждому из вас надо ответить на 5 вопросов, при этом не забывать правильно произносить звук

в словах.

1. Какой первый месяц весны? 1. Как называется второй день недели?
2. Что наступит после ночи? 2. Как называется утренняя еда?
3. Какой месяц год начинает? 3. Какой месяц год заканчивает?
4. Когда была среда? 4. Когда будет пятница? (завтра)
5. Какой сегодня день недели? 5.Что наступит после дня?

II. Игра «четвертый лишний».

Каркуша принесла 2 конверта с заданием. Н: сирень, крот, дверь, рюкзак; виноград, топор, рисунок, рубашка. Назовите картинки и найдите лишнюю ( дифференциация Р, Рь).

III. Назовите картинки и определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Разложите в кармашки.

IV. Физ. минутка.

Учимся подбирать противоположные слова, делая веселую зарядку. Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем, Влево шаг — ( вправо) шаг, шаг назад- шаг ( вперед). Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем. Шаг немного замедляем, постепенно (ускоряем). Сейчас медленно пойдем, (быстро) мы шагать начнем. Мы шагаем, мы шагаем и игру мы продолжаем.

V. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Слова: узкий, длинный, зло, белый, тупой, ленивый, смелый, вниз, ломать, веселый.

VI. Игра «Внимательный фотограф» (смена места, замена картинки).

VII. А сейчас Каркуша хочет узнать знаете ли вы стихи Корнея Чуковского.

Вспомните, какими словами оканчиваются такие стихотворные строки. Если не знаете, можно догадаться по смыслу и рифме.

Наступила темнота не ходи за ворота, Кто на улицу попал — заблудился и …. Я — Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник и мочалок ….. Только вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка, Из далеких из полей прилетает …. А за нею вилки, рюмки да бутылки, Чашки да ложки скачут по …..

VIII. Игра «Посчитай и назови».

Предметы: ручка, расческа, карандаш, перо, зерно, ремень. Н: Одна ручка, три ручки, пять ручек.

IХ. Игра «Мы картинки выбираем, по слогам их называем».

Найдите самое короткое и самое длинное слово.

Х. Признак подбери и предмет назови (деревянная расческа, красная ручка, черная перчатка, сиреневая краска, серые брюки, черное перо, серебряные сережки, оранжевый карандаш, хрустальный фужер, карманный фонарик.

XI. Итог занятия.

Чем мы с вами занимались? Каркуша очень рада за вас, вы молодцы. А мне пора в лес лететь, всем рассказать какие вы умные.

Причины нарушения

Недостаточность произносительной стороны речи, обусловленная неправильным звукопроизношением, может быть вызвана социальными (по меньшей мере) или физиологическими причинами (в большинстве случаев):

  • Наиболее распространенная причина, по которой может быть выявлена проблема в произношении Рь, – укороченная уздечка (это та самая связка, расположенная под языком у его корня). В этом случае специалисты, как правило, предлагают врачебное вмешательство: уздечку подрезают.
  • Слабая иннервация мышц языка часто приводит к затруднениям при произнесении ряда звуков, в том числе Р и Рь.
  • Недоразвитие фонематического слуха и восприятия: чаще всего эта причина является второстепенной, так как в ее основе может лежать первичное нарушение, связанное с ЗПРР (задержкой психологического и речевого развития), ОНР (общим недоразвитием речи), ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) и т. д.
  • Педагогическая запущенность, как причина нарушения звукопроизношения, может проявляться в отсутствии общения с ребенком, в неправильном примере для подражания в сенситивный период развития речи. Если в семье один из родителей или другой близкий родственник имеет дефект речи (дизартрический компонент), ребенок будет принимать искаженную модель произношения взрослых за правильную.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

В предложении 4 слова со звуком «Рь»

  • Андрей подарил Марине хризантемы. Старичок крепко задремал под рябиной. Боре купили брикет крем брюле. Марина варит курицу с рисом. В букваре у Арины интересные рисунки. Борис ныряет с берега в речку. Перед тем как варить варенье, нужно сварить компот. У Ирины — мандарины, а у Вари — пряники. Серёжа и Игорь рисуют снегирей. Рюкзак Марины набит туристским снаряжением.
  • Ветки у берёзы на берегу реки срезали. На берегу реки деревянная пристань. У варенья сваренного из черёмухи приятный вкус. Рита соберёт рябину в решето. Серёжа и Борис смотрели книгу о богатырях. Андрей Андреевич — коренной харьковчанин. На грядке поспела репа, редька и редиска. Молния ударила в ствол берёзы — теперь там трещина. В перелеске за деревней мы наломали веток сирени и черёмухи. Отряд перешёл речку по бревну.
  • Ирина и Варя идут на утреннюю зарядку. К Серёже на брюки прицепился репейник. Григорий Григорьевич — коренной рижанин. Марине подарили сиреневый берет. Варя варит варенье из абрикосов. По речному берегу идут туристы с рюкзаками. Возьми тряпку и вытри резиновые сапоги — они грязные. Рита дарит Борису фонарик. На берегу реки стоит кудрявая берёза. Ирине подарили серьги с янтарём.

Как обучить ребёнка произносить нужный звук

Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам

Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики

При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок

Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка

Упражнения для развития артикуляции

Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.

  1. В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
  2. Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
  3. Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.

Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.

Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.

◆Как справляться с детскими истериками

◆Формирование самооценки у детей

◆Как научить ребёнка управлять деньгами

Чертоги разума и другие приёмы запоминания

Можно ли распознавать ложь, как в фильмах?

Основы гештальтпсихологии

11 способов улучшить память

9 способов учиться эффективнее

Немнемонические правила запоминания

Кричать ли на ребёнка?

Принципы успеха Дейла Карнеги

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?

Метод мозгового штурма: основные правила и требования

6 шагов, чтобы влиять на людей

Размышления о любви и браке | От чего зависит счастье и долголетие?

5 советов как перестать тревожиться

Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги

10 полезных для жизни привычек

Как перестать обижаться

5 ресурсов, которые помогут вам контролировать своё время

Как нас заставляют покупать

10 советов на тему личного пространства в семье и отношениях

Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: …

View the discussion thread.

Профилактика нарушения звукопроизношения мягкого Р

Предотвратить проблемы со звукопроизношением можно, если делать все вовремя. Самой лучшей профилактической мерой по борьбе с недостатками в произношении того или иного звука служит правильный пример для подражания со стороны взрослых. Поэтому в первую очередь родителям необходимо следить за правильностью собственной речи.

Некоторые родители, сами того не понимая, способствуют развитию проблем с произношением. Если ребенок не выговаривает мягкий «Р», ни в коем случае нельзя пытаться говорить «на его уровне», поощряя сюсюканье. Лучше ему от такой «поддержки» точно не будет, а вот хуже – да.

Если у малыша замечены проблемы со звуками Р, Рь, то хорошей профилактикой будет ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Есть интересные для детей сказки «про веселого Язычка», вариантов множество, можно подобрать под комплекс для любого звука и играть с ребенком. Это помогает держать в тонусе мышцы языка и растягивать подъязычную уздечку.

Независимо от того, посещает ли ребенок дошкольное учреждение, либо получает только домашнее воспитание, проведение логопедического обследования – это необходимость. Далеко не всегда родители могут замечать, что их малыш неправильно выговаривает звуки. Плановая диагностика у логопеда позволит предотвратить возможные нарушения или выявить уже имеющиеся. Не стоит забывать, что с возрастом устранить проблему в произношении становится только сложнее.

Р, РЬ

24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!

25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!

26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!

27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!

28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..

29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!

30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..

31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!

32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…

33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..

34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!

35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!

36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис»!

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Понял рак, что беда ему грозит. Но как заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак начал хвалить родителей вороны: «Хорошо я помню твоих маму и папу. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «У-гу» — А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал хвалить ворону: «Хорошие они были птицы. А всё не такие, как ты. Ты лучше всех». — «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. А рак падает в озеро.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Что случилось с раком?
  • Как рак пытался заставить ворону рот раскрыть?
  • Как раку удалось спастись?
  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова;
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р», Ю. Б. Норкина.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: