Методика формирования ориентировки в пространстве от себяи от объектау детей дошкольного возраста

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения,а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

21. В лесу

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

— Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

— Почему вы так думаете?

— Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

— Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

— Что вам это облако напоминает?

— А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

— Покажите правую руку, левую.

— Расположите справа от дерева ёжика, а слева — медвежонка.

— С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

— Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

— Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

— Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

— Берёзка справа от ёлки.

— Ворона над ёлкой.

— Заяц слева от ёлки.

— Лиса идёт к ёлке.

— Куст под ёлкой.

— Ёжик идёт от ёлки.

— Грибок под ёлкой.

— Домик за ёлкой.

— Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости

Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте.Дети называют место расположения котят: например в середине.Воспитатель говорит: «Котята разбежались», — и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры: Дети строятся в колонну.

Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша).

Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани).

Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши).

Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей).

(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов.

Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.

Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».

Игра «Новоселье»

Цель: развиватьумение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: игрушки зверей, книжный шкаф

Ход игры. В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например,внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (23человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, — это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Игра «Назови соседей»

Цель: закреплять умение определять расположение предмета относительно другого предмета

Оборудование: лист бумаги с расположенными на нем изображениями разных предметов Ход игры:

Вариант 1: педагог проситнайти изображение какого-то предмета и определить: — что изображено справа от него, — что нарисовано под ним, — что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет (ы, который (е)находятся: — в правом верхнем углу, — вдоль нижней стороны листа, — в центре листа, и т. п.

Игра «Фигуры высшего пилотажа»

Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.

Оборудование: фланелеграф, модель самолета.

Ход игры: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию. Моделью самолета может управлять и один из детей, остальные участники объясняют изменения маршрута движения. Можно предложить ребенку представить себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.

Игра «Лабиринт»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости

Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем лабиринтом

Ход игры. Педагог раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца,дети могут себя проверить: педагог этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно

Игра «Геометрический диктант»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости

Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур

Ход игры: Педагог даёт инструкции, например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д.после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем педагога) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости

Оборудование: лист бумаги (А3, маленькая машинка

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector