Ход НОД.
-Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел? Кто это?
-Медвежонок.
-Ребята, медвежонок хочет поиграть с нашими пальчиками. Давайте покажем какие у нас пальчики — умелые, веселые, как они любят играть. Давайте мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем дрова рубил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
От того и потолстел.
За дверью раздается голос. Ау, ау!
-Дети, кто-то потерялся, аукает. Аукает – значит, что делает?
-Зовет на помощь.
-Ау! Ау!
-Кто же это? Выхожу и завожу девочку.
-Ребята,посмотрите какая красивая девочка: с косичками, с розовыми щечками, в нарядном платьице. Кто ты?
-Я девочка Маша в лесу заблудилась. Спасибо вам, что вы меня нашли.
-Ребята, а я знаю русскую народную сказку про другую девочку, которая тоже заблудилась в лесу. Садись Машенька к деткам и послушай с нами сказку. Называется сказка «Снегурушка и лиса».
Рассказываю сказку неторопливо, выразительно. Сопровождаю рассказывание сказки показом кукольного театра.
-Ребята, понравилась вам сказка? Про кого сказка?
-Про девочку Снегурушку, медведя, лису, волка.
-Как Снегурушка в лесу оказалась?
-Пошла с подружками в лес и заблудилась.
-Правильно, молодцы! Что она сделала, когда поняла что заблудилась?
-Она залезла на большое дерево.
-Правильно! Она плакала, звала на помощь. Ребята, это и значит – причитать. Давайте повторим это слово вместе.
Дети говорят хором и индивидуально.
-Ребята, как Снегурушка причитала? Машенька, помоги нам.
-Ау, ау я девочка Снегурушка. Меня подружки в лес завели и покинули.
Индивидуально спрашиваю у детей, как причитала Снегурушка.
-Дети, а кто первым пришел на помощь девочке?
-Волк.
-А потом кто рпишел?
-Медведь.
-Почему она не пошла с ними?
-Они злые, хотели увести ее в лес.
-Машенька, а ты как думаешь, почему Снегурушка с ними не пошла?
-Снегурушка их боялась.
-Правильно, молодцы! А почему Снегурушка лисы не побоялась?
-Лиса добрая, ласковая.
-Как дедушка и бабушка отблагодарили лису?
-Они стали ее угощать.
-А в сказке, как говорится?
-Ребята в сказке говорится потчевать. Потчевать – значит угощать. Давайте повторим это слово вместе.
Дети хором и индивидуально повторяют это слово.
-Молодцы! Ребята, давайте поиграем, Машенька, поиграешь вместе с нами? Я предлагаю вам стать лисичками и вы покажете, как лисичка умеет бегать, ходить, хвостиком вилять.
Дети имитируют движения лисы.
Молодцы! Вот какие лисички – красивые, ловкие, умелые.
-А теперь предлагаю вам поиграть в другую игру. Я буду называть животных, а вы будете называть их детенышей.
Я показываю картинки диких животных.
У лисы – лисенок.
У медведя – медвежонок.
У белки – бельчонок.
У ежа – ежонок.
У волка – волчонок.
У зайца – зайчонок.
-Молодцы! Понравилась вам игра? А сейчас давайте вспомним, как называется сказка, которую я вам рассказала?
—«Снегурушка и лиса»
-Дети, как надо кричать если заблудишься в лесу?
-Ау! Ау!
-Машенька, а ты как кричала?
-Ау! Ау!
-Правильно, Машенька аукала, звала на помощь.
Маша угощает детей. Вместе с детьми провожаем Машу.
Ход занятия.
-Ребята, чтобы узнать. о чем мы сегодня с вами будем разговаривать, я предлагаю вам разгадать ребус. (Дети разгадывают ребус. Отгадка ребуса – крыло.)
-Ребята, а что можно назвать словом крыло? (Крыло у птицы, у самолета).
А еще есть крылья у ветряной мельницы, крылом еще называют пристройку к зданию. (Ответы сопровождаются картинкой). Такие слова называются многозначными.
-Сегодня тема нашего занятия – птицы. Давайте с вами поиграем в игру»Кто как кричит». Я называю птицу и бросаю мяч. А тот, кому я брошу мяч, будет отвечать.
Ворона (что делает?) — каркает, голубь – воркует, кукушка – кукует, воробей – чирикает, сова – ухает, сорока – стрекочет, синица – тенькает, гусь — гогочет, утка – крякает, журавль – курлычет.
-Молодцы! А сейчас с вами попробуем поиграть со словами, превратим два слова, которые я вам буду говорить, в одно сложное слово. Игра называется «Скажи одним словом».
Красная грудка – красногрудый; длинные ноги – длинноногий; длинный хвост – длиннохвостый; быстрое крыло – быстрокрылый; звонкий голос – звонкоголосый; длинная шея – длинношеий; острый глаз – остроглазый; вода, плавать –водоплавающий,
-Молодцы, с таким сложным заданием справились. А умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по описанию». На картинках, которые лежат на столе, нарисованы птицы. Один из вас должен взять картинку, не называя птицу, рассказать о ней, какое у нее оперение, где она живет, чем питается. Другие дети отгадают, о какой птице идет разговор.
(Заслушиваются ответы 3-4 детей).
-.Физкульминутка «Синица»
Скачет шустрая синица (прыжки на двух ногах месте)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружится на месте)
Вот присела на минутку (присесть)
Почесала клювом грудку (встать, наклонить голову влево-вправо)
И с дорожки на плетень (прыжки на двух ногах)
Тири-тири (прыжки на левой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на правой ноге)
-Ребята, я вас хочу познакомить с рассказом Льва Николаевича Толстого «Кувшин и галка».
Галка – одна из самых умных птиц. Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Из всех испытуемых птиц только одна галка встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля.
(Чтение рассказа Л. Толстого).
Кувшин и галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить.
(На фланелеграфе по ходу чтения вывешивается картинки героя рассказа и «предметов- участников»текста: птица галка, кувшин и камушки)
-Как вы думаете, почему галка смогла пить? (Ответы детей)
А давайте с вами проведем эксперимент.
В прозрачную баночку я налью совсем немного воды. Ярким маркером отметим уровень воды в чашке. Представьте, что вы — галки. По очереди киньте по камешку в баночку. Что произошло с уровнем воды? (Вода действительно поднялась.)
-А сейчас вы попробуйте пересказать этот рассказ сами.
Вспомните, кто главный герой рассказа? (Галка).
Где стоял кувшин с водой? (Во дворе).
Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне).
Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин).
После этого, что произошло с водой? (Вода поднялась).
Смогла галка попить? (И галка смогла напиться воды).
Пересказ детьми текста с вывешиванием на фланелеграфе фигурок героев сказки и «предметов- участников» текста. Пересказ 2-3 детей.
Ход ООД:
Мотивационный момент:
Доска оформлена детскими рисунками на тему: «Лес».
Воспитатель:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, красивый и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать в лес! Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Нельзя разводить огонь в лесу.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Не разоряй муравейники!
Не обижай насекомых и животных
Нельзя шуметь в лесу.
Не оставляй мусор.
Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете правила. Ну вот, ребята, мы и пришли, давайте сядем и отдохнм. А я хочу обратиться к лесу. Здравствуй лес, чудесный лес, Полный сказок и чудес, Кто в глуши твоей таится, Что за зверь, какая птица? Вс открой, не утаи, Ты же видишь, мы пришли.
Воспитатель: Сейчас мне понадобится ваша помощь. Давайте вспомним, какие животные живут в этом лесу.
Дидактическая игра «Кто где живт?» Я буду показывать картинки с изображением диких и домашних животных, а вы отвечайте,где живт животное: на скотном дворе или в лесу.
(Выставляются картинки с изображением диких животных на доску)
Воспитатель: Я хочу с вами, ребята,поиграть ещ в одну игру: Дидактическая игра «Назови части тела»
(Части тела животных: голова, морда, уши, пасть, туловище, лапы, глаза, когти, хвост.)
Воспитатель: Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост? (Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
(Ребнок читает стихотворение) У каждого зверя свой хвост У лисицы — рыжий и пушистый, А у волка — серая метлка. У зайчонка — белый колобок,У медведя — бурый бугорок. С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился.Воспитатель: Лиса хвостом след заметает, Волка — хвост в стужу согревает, Зайцу – хвост прыгать помогает, Мишке – хвост тоже не мешает. Все звери знают и понимают С каким хвостом родился, Тот хвост и пригодился. Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Воспитатель:
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала.
Воспитатель (незаметно прикрепляет к доске картинку с изображением сороки): Ребята, посмотрите, что изменилось в лесу? (прилетела сорока, в клюве конверт) Я говорила, что лес полон сказок и чудес. Пока мы с вами играли, прилетела сорока-белобока и принесла какой-то конверт. — Как вы думаете, что в этом конверте? (воспитатель открывает конверт и читает) «Лесные звери хотят рассказать вам, как у них появились хвосты. Когда-то, давным-давно все животные были без хвостов.И вот что случилось потом: (чтение сказки)
.Беседа по содержанию: — Вам понравилась сказка?
— Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
— О каких диких животных говорится в сказке?
— Почему сказку можно назвать «хвосты»?
— Какую весть разнесла сорока-белобока?
— Где раздавали хвосты?
— Как звери добирались до поляны?
— Где были развешаны хвосты?О ком я прочитаю:
— Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом любуется.
— Хвост длинный как палка, с метлкой на конце, по бокам машет, слепней отгоняет.
— Хвост длинный, как вервочка, завила она его колечком, какой он красивый оказался, лучше всех.
— Из-за чего дрались кошка и собака? — Как достался хвост зайке?Воспитатель: Драматизация отрывка сказки «Хвосты»
Рефлексия:
Ребята, но вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Какую сказку прочитали? Кому бы вы хотели ее рассказать? Ребята, вы меня порадовали своими ответами. Я предлагаю вам вечером превратиться в артистов и показать своим родителям эту сказку. Всем – большое спасибо.