Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Мы с вами поздоровались, так давайте поздороваются и наши пальчики. (Большой палец поочередно прикасается ко всем пальчикам.)
А теперь послушаем стихотворение (воспитатель читает стихотворение)
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко –
Будто есть просит.
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит.
Осень, осень, осень…
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Молодцы! Правильно – об осени. А что делают люди осенью?
Дети: Собирают урожай. Дети идут в школу.
Воспитатель: Правильно! Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Ваши руки должны повторять все мои движения (Игра «Кулак — ладонь»)
Руки у вас все выполнили правильно, а сейчас посмотрим, умеете ли вы разгадывать загадки. (Дети отгадывают загадки, воспитатель выкладывает на стол картинку с изображением отгадок.)
Сто одежек,
И все без застежек.
(Капуста)
Зеленые поросятки
Выросли на грядке.
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы)
На жарком солнышке засох
И рвется из стручков…
(Горох)
На нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Сначала зеленеют, а потом краснеют.
(Помидоры)
Расту на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в земле колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это…
(Репка)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Это капуста, морковь, огурцы, горох, репа, лук и помидоры. А как можно назвать их всех, одним словом?
Дети: Овощи!
Воспитатель: Правильно, овощи! Тема нашего занятия – «Овощи». Они растут на грядках в огороде. Какие еще вы овощи знаете?
Дети: картофель, свекла, кабачок, тыква, укроп…
Игра «Что зайчик унесет?»
Воспитатель: к нам сегодня в гости пришел зайчик. Он хочет посмотреть, какие у вас внимательные глазки и как вы умеете запоминать. У нас в огороде растут овощи. (Зайчик выкладывает перед детьми картинки с овощами, 8-10 штук). Вы должны внимательно посмотреть и запомнить, какие овощи растут у нас в огороде. (Дети запоминают картинки.) Теперь закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 3-4 картинки) Откройте глаза и посмотрите, чего не стало? (Дети вспоминают картинки. Игра повторяется два – три раза.)
Физкультминутка.
Дети встают в круг.
Воспитатель: У некоторых овощей мы едим стебли, листья плоды, то есть то, что растет над землей, — «вершки», а у других – то, что растет под землей, — «корешки». Так давайте поиграем в игру «Вершки — корешки». Если я буду называть овощи, в которых мы едим верхнюю часть, вы поднимаете руки вверх, а если мы едим корешки, то вы будете присаживаться на корточки.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы точно знаем, у каких растений, что надо есть. А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть слова, а вы решайте,что здесь лишнее:
• помидор, редька, лук, репа;
• картофель, морковь, яблоко, перец;
• салат, редис, капуста, лук;
• груша, чеснок, апельсин, финик.
Воспитатель: Молодцы! Зайчик хочет посмотреть, сумеете ли вы составить рассказ по карточкам. Ребята посмотрите на карточки, что на них изображено?
Дети: Люди собирают урожай.
Воспитатель: Правильно, осенью люди собирают урожай. А теперь давайте попробуем составить рассказ по карточкам. Слушайте меня внимательно и запоминайте (Затем каждый ребенок составляет по одному предложению к каждой картинке). А теперь давайте вспомним все вмести, что же у нас получилось!
Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я показываю движения,затем делаем все вмести:
У Лариски –
Две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке).
Воспитатель: зайчик хочет, чтобы вы помогли ему посадить овощи. Возьмите цветные кружочки, они будут у нас овощами. Желтый – репа, красный – помидор, зеленый огурец. Надо посадить репу справа от помидора, но слева от огурца (Дети выкладывают из кружочков цепочку К, Ж, З). Молодцы! Вы правильно справились с заданием.
Итог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались?
Дети: сегодня мы говорили об овощах, отгадывали загадки, составляли рассказ по картинкам, помогали зайцу сажать овощи.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспит. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу – ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели,кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла – ох!
Воспит. Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, восп-ль достаёт их из корзины.
Воспит. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
2. Рассказ восп-ля.
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свёклу, лук, чеснок выдёргивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, варёными, жареными, солёными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
3. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина, сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
4. Игра «В огороде у козы Лизы».
Восп-ль. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова,отвечающие на вопросы: какой? какая?
— Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свёкла, сладкая морковь и т. д.
5. Игра «Большой, маленький».
Огурец – огурчик.
Помидор – помидорчик.
Чеснок – чесночок.
Перец – перчик и т. д.
Физкультминутка
Плавно идёт капуста,
Осторожно идёт редиска,
Важно шагает помидор,
(дети имитируют движения)
Легко бежит горошек,
Не спеша вышагивает редька,
Вприпрыжку спешит морковка,
Маршируют огурцы – молодцы.
6. Дыхательное упражнение «Синьор – помидор».
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
7. Игра «Назови, какой это сок».
Дети становятся в круг, логопед бросает ребёнку мяч и называет овощ. Например «Огурец». Ребёнок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».
Томат – томатный.
Морковь – морковный.
Свёкла – свекольный.
Капуста – капустный.
Тыква – тыквенный и т. д.
8. Игра «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковь — ….
Огурец овальный, а тыква — …
Лук горький, а морковка — ….
Помидор кислый, а чеснок — ….
Огурец зелёный, а помидор — ….
9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» (узнавание овоща по описанию).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора).
Пушистый и зелёный хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
— «Вылезай на свет ….» (морковка).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился …. (горох).
Круглолица,
Любит вдоволь пить т водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её …. (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зелёные хитрецы,
Молодые … (огурцы).
10. Игра «Мы считаем».
Восп-ль. Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать – ка их сумей.
— Один огурец. (Ребёнок передаёт овощ стоящему рядом ребёнку.)
— Два огурца.
(Счёт в игре идёт до пяти).
11. Итог занятия.
Восп-ль. О чём мы с вами говорили? Где растут овощи?
— Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я вас приглашаю за стол – отведать дары осени!
Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с восп-лем вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.
Восп-ль. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Четвертый лишний».
Морковь — капуста — кастрюля — лук;
огурец — баклажан — яблоко — помидор;
редька — репка — перец — редиска.
Уточнить, почему один из предметов считается «лишним».
2. Дидактическая игра «Сбор урожая», (по картинкам)
— Что делают люди на поле? (собирают овощи)
— Какие овощи собирают люди осенью? (перечисление овощей)
— Пойдёмте собирать овощи. Все овощи собирают по-разному. Покажите, как убирают урожай.
Дети имитируют сбор овощей: выкапывают картофель, выдёргивают морковь, снимают с куста перец, помидоры и т. д.
Все действия проговариваются. («Я копаю картошку». «Я дергаю морковку». «Я срезаю капусту»..)
3. Дидактическая игра «Какие овощи?». (с муляжами)
— Посмотрите, какие овощи мы собрали. Угадайте, о каком овоще можно сказать, что он длинный, зелёный, гладкий, овальный, свежий.
— Что это? (огурец)
— А это что? Круглая, бордовая, гладкая, твёрдая, сладкая, длиннохвостая.
— Что это? (свекла) Почему её называют длиннохвостой?Аналогично подбираются прилагательные к существительным: «помидор», «лук», «морковь», «тыква», «репа»; уточняя, почему помидор гладкокожий, луч репчатый, морковь длинноносая, тыква толстокорая, репа круглобокая.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
— Я тоже собирала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показ картинок).
— Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик.
— Помогите мне правильно назвать мелкие овощи. Аналогично по каждому овощу.
5. Физкультминутка «Повар и овощи».
— Решила я стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять — Дети считают хором,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем, хлопают,
Ножками потопаем. топают.
Наклонились, Дети выполняют наклоны,
Покружились, кружатся вокруг себя.
В овощи все превратились. Достают из корзинки эмблему овоща.
6. Упражнение в предложно-падежных формах.
— Кем ты будешь? (капустой) Ты будешь белокочанной капустой. Какой капустой ты будешь? (белокочанной капустой) А ещё, какой капустой ты будешь? (крупной)Скажи о себе: какой капустой ты будешь? (Я буду крупной белокочанной капустой).
— А ты? (горохом) Ты будешь стручковым горошком. Каким горохом? (стручковым горошком) А ещё каким? (зелёным горошком) Скажи о себе. («Я буду стручковым зелёным горошком»). Аналогично проговаривая с каждым ребенком.
7. Дидактическая игра «Меню»
— Наши повара просят помочь составить меню из овощей. Какой можно приготовить салат из моркови? (морковный) А из картофеля? (картофельный)
— Какое пюре получится из гороха? (гороховое) А из тыквы? (тыквенное)
— Какая икра получится из кабачков? (кабачковая) А из баклажанов? (баклажановая)
Обратить внимание детей, что из помидоров готовят томатную пасту, томатный сок. 8
Развитие мелкой моторики
8. Развитие мелкой моторики.
— Давайте поможем нашим поварам засолить на зиму капусту. Что мы будем делать с овощами? (резать, мять, чистить, тереть, солить, пробовать)
Мы капусту режем, Имитация движений.
Мы капусту мнём.
Мы морковку чистим,
Мы морковку трём.
А потом посолим — пробовать начнём.
— Какая получилась у нас капуста? (солёная, квашеная, вкусная, сочная, хрустящая)
9. Итог занятия.