Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «овощи»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Мы с вами поздоровались, так давайте поздороваются и наши пальчики. (Большой палец поочередно прикасается ко всем пальчикам.)

А теперь послушаем стихотворение (воспитатель читает стихотворение)

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко –

Будто есть просит.

Наступила осень.

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит.

Осень, осень, осень…

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Молодцы! Правильно – об осени. А что делают люди осенью?

Дети: Собирают урожай. Дети идут в школу.

Воспитатель: Правильно! Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Ваши руки должны повторять все мои движения (Игра «Кулак — ладонь»)

Руки у вас все выполнили правильно, а сейчас посмотрим, умеете ли вы разгадывать загадки. (Дети отгадывают загадки, воспитатель выкладывает на стол картинку с изображением отгадок.)

Сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

Зеленые поросятки

Выросли на грядке.

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы)

На жарком солнышке засох

И рвется из стручков…

(Горох)

На нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Сначала зеленеют, а потом краснеют.

(Помидоры)

Расту на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в земле колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это…

(Репка)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Это капуста, морковь, огурцы, горох, репа, лук и помидоры. А как можно назвать их всех, одним словом?

Дети: Овощи!

Воспитатель: Правильно, овощи! Тема нашего занятия – «Овощи». Они растут на грядках в огороде. Какие еще вы овощи знаете?

Дети: картофель, свекла, кабачок, тыква, укроп…

Игра «Что зайчик унесет?»

Воспитатель: к нам сегодня в гости пришел зайчик. Он хочет посмотреть, какие у вас внимательные глазки и как вы умеете запоминать. У нас в огороде растут овощи. (Зайчик выкладывает перед детьми картинки с овощами, 8-10 штук). Вы должны внимательно посмотреть и запомнить, какие овощи растут у нас в огороде. (Дети запоминают картинки.) Теперь закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 3-4 картинки) Откройте глаза и посмотрите, чего не стало? (Дети вспоминают картинки. Игра повторяется два – три раза.)

Физкультминутка.

Дети встают в круг.

Воспитатель: У некоторых овощей мы едим стебли, листья плоды, то есть то, что растет над землей, — «вершки», а у других – то, что растет под землей, — «корешки». Так давайте поиграем в игру «Вершки — корешки». Если я буду называть овощи, в которых мы едим верхнюю часть, вы поднимаете руки вверх, а если мы едим корешки, то вы будете присаживаться на корточки.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы точно знаем, у каких растений, что надо есть. А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть слова, а вы решайте,что здесь лишнее:

• помидор, редька, лук, репа;

• картофель, морковь, яблоко, перец;

• салат, редис, капуста, лук;

• груша, чеснок, апельсин, финик.

Воспитатель: Молодцы! Зайчик хочет посмотреть, сумеете ли вы составить рассказ по карточкам. Ребята посмотрите на карточки, что на них изображено?

Дети: Люди собирают урожай.

Воспитатель: Правильно, осенью люди собирают урожай. А теперь давайте попробуем составить рассказ по карточкам. Слушайте меня внимательно и запоминайте (Затем каждый ребенок составляет по одному предложению к каждой картинке). А теперь давайте вспомним все вмести, что же у нас получилось!

Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я показываю движения,затем делаем все вмести:

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке).

Воспитатель: зайчик хочет, чтобы вы помогли ему посадить овощи. Возьмите цветные кружочки, они будут у нас овощами. Желтый – репа, красный – помидор, зеленый огурец. Надо посадить репу справа от помидора, но слева от огурца (Дети выкладывают из кружочков цепочку К, Ж, З). Молодцы! Вы правильно справились с заданием.

Итог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались?

Дети: сегодня мы говорили об овощах, отгадывали загадки, составляли рассказ по картинкам, помогали зайцу сажать овощи.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспит. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу – ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели,кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла – ох!

Воспит. Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, восп-ль достаёт их из корзины.

Воспит. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ восп-ля.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свёклу, лук, чеснок выдёргивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, варёными, жареными, солёными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

3. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина, сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы».

Восп-ль. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова,отвечающие на вопросы: какой? какая?

— Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свёкла, сладкая морковь и т. д.

5. Игра «Большой, маленький».

Огурец – огурчик.

Помидор – помидорчик.

Чеснок – чесночок.

Перец – перчик и т. д.

Физкультминутка

Плавно идёт капуста,

Осторожно идёт редиска,

Важно шагает помидор,

(дети имитируют движения)

Легко бежит горошек,

Не спеша вышагивает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы – молодцы.

6. Дыхательное упражнение «Синьор – помидор».

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

7. Игра «Назови, какой это сок».

Дети становятся в круг, логопед бросает ребёнку мяч и называет овощ. Например «Огурец». Ребёнок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».

Томат – томатный.

Морковь – морковный.

Свёкла – свекольный.

Капуста – капустный.

Тыква – тыквенный и т. д.

8. Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковь — ….

Огурец овальный, а тыква — …

Лук горький, а морковка — ….

Помидор кислый, а чеснок — ….

Огурец зелёный, а помидор — ….

9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» (узнавание овоща по описанию).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней (помидора).

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

«Вылезай на свет ….» (морковка).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился …. (горох).

Круглолица,

Любит вдоволь пить т водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её …. (капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы,

Молодые … (огурцы).

10. Игра «Мы считаем».

Восп-ль. Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитать – ка их сумей.

— Один огурец. (Ребёнок передаёт овощ стоящему рядом ребёнку.)

— Два огурца.

(Счёт в игре идёт до пяти).

11. Итог занятия.

Восп-ль. О чём мы с вами говорили? Где растут овощи?

— Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я вас приглашаю за стол – отведать дары осени!

Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с восп-лем вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.

Восп-ль. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

Морковь — капуста — кастрюля — лук;

огурец — баклажан — яблоко — помидор;

редька — репка — перец — редиска.

Уточнить, почему один из предметов считается «лишним».

2. Дидактическая игра «Сбор урожая», (по картинкам)

— Что делают люди на поле? (собирают овощи)

— Какие овощи собирают люди осенью? (перечисление овощей)

— Пойдёмте собирать овощи. Все овощи собирают по-разному. Покажите, как убирают урожай.

Дети имитируют сбор овощей: выкапывают картофель, выдёргивают морковь, снимают с куста перец, помидоры и т. д.

Все действия проговариваются. («Я копаю картошку». «Я дергаю морковку». «Я срезаю капусту»..)

3. Дидактическая игра «Какие овощи?». (с муляжами)

— Посмотрите, какие овощи мы собрали. Угадайте, о каком овоще можно сказать, что он длинный, зелёный, гладкий, овальный, свежий.

— Что это? (огурец)

— А это что? Круглая, бордовая, гладкая, твёрдая, сладкая, длиннохвостая.

— Что это? (свекла) Почему её называют длиннохвостой?Аналогично подбираются прилагательные к существительным: «помидор», «лук», «морковь», «тыква», «репа»; уточняя, почему помидор гладкокожий, луч репчатый, морковь длинноносая, тыква толстокорая, репа круглобокая.

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

— Я тоже собирала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показ картинок).

— Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик.

— Помогите мне правильно назвать мелкие овощи. Аналогично по каждому овощу.

5. Физкультминутка «Повар и овощи».

— Решила я стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять — Дети считают хором,

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, хлопают,

Ножками потопаем. топают.

Наклонились, Дети выполняют наклоны,

Покружились, кружатся вокруг себя.

В овощи все превратились. Достают из корзинки эмблему овоща.

6. Упражнение в предложно-падежных формах.

— Кем ты будешь? (капустой) Ты будешь белокочанной капустой. Какой капустой ты будешь? (белокочанной капустой) А ещё, какой капустой ты будешь? (крупной)Скажи о себе: какой капустой ты будешь? (Я буду крупной белокочанной капустой).

— А ты? (горохом) Ты будешь стручковым горошком. Каким горохом? (стручковым горошком) А ещё каким? (зелёным горошком) Скажи о себе. («Я буду стручковым зелёным горошком»). Аналогично проговаривая с каждым ребенком.

7. Дидактическая игра «Меню»

— Наши повара просят помочь составить меню из овощей. Какой можно приготовить салат из моркови? (морковный) А из картофеля? (картофельный)

— Какое пюре получится из гороха? (гороховое) А из тыквы? (тыквенное)

— Какая икра получится из кабачков? (кабачковая) А из баклажанов? (баклажановая)

Обратить внимание детей, что из помидоров готовят томатную пасту, томатный сок. 8

Развитие мелкой моторики

8. Развитие мелкой моторики.

— Давайте поможем нашим поварам засолить на зиму капусту. Что мы будем делать с овощами? (резать, мять, чистить, тереть, солить, пробовать)

Мы капусту режем, Имитация движений.

Мы капусту мнём.

Мы морковку чистим,

Мы морковку трём.

А потом посолим — пробовать начнём.

— Какая получилась у нас капуста? (солёная, квашеная, вкусная, сочная, хрустящая)

9. Итог занятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: