Проведение прогулки в старшей группе по теме «снег, снег, снежок…»наблюдение за снегом

Ход наблюдения

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий)

На заборе, на крылечке, все блестит и все бело,

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

— Ребята, помните, когда выпал первый снег, он был пушистый, мягкий, липкий. Мы могли слепить из него снежные комочки. Давайте сейчас попробуем слепить снежки.

Дети пытаются лепить снежки, но снег рассыпается. Делаем вывод, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, т. к. он сыпучий.

Мороз трескучий – снежок сыпучий.

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат, отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок –

Под ногой хрустит снежок.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками, воспитывать трудолюбие.

— Ребята, вы уже заметили, что много снега намело. Я вам предлагаю всем вместе дружно убрать участок от снега.

Снег на лопаточку берем, в кучку общую несем.

Участок очищаем, полезную работу выполняем.

Очистили, молодцы! Вот сейчас и поиграть можно.

Упражнения с лопатками.

Цель: формировать умение делать шаги через препятствие.

— А теперь возьмем лопатки и поиграем с ними.

С лопаткой вместе приседаем, удерживаем её в руках. Вверх поднимаем, встаем (4-5 раз)

А теперь положите лопатку перед собой и перешагиваем через неё (5-6 раз)

. Лопатки лежат перед вами, а вы попробуйте пошагать друг за другом через все лопатки по очереди.

Лопатки положили, ходим по площадке и дышим носом свежим воздухом (5-6 вдохов и выдохов по команде)

Цель: продолжить формировать умение водить хоровод; выполнять движения, показанные воспитателем.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говорят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе, сделайте вот так!»

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

Цель: развивать общую моторику.

Воспитатель кладет обруч на снег. Дети (2-3 человека)

берут мячи и по команде бросают их в круг. Собирают мячи и складывают их в ведерко. Повторяют действие 4-5 раз. Затем выходят другие играющие.

Раз, два – не зевай,

Мячик в круг скорей бросай.

Итог прогулки:

— А теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем инструменты и идем в группу.

Ход ПРОГУЛКИ

I. НАБЛЮДЕНИЕ

1. Стих

Снег идёт, снег идёт,

Снег по свету бродит

И откуда он идёт

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное падение.

Снег идёт наугад,

Словно сновидение.

Сны земли, сны небес

Видит, засыпая,

Белый сад, белый лес

Снегом засыпая. (Э. Фарджмен)

— Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима.) Правильно, ребята, сейчас у нас зима.

— А какие изменения в природе происходят зимой?

(На улице холодно, лежит снег, солнышко не греет, дуют холодные ветра, птицы улетели в тёплые края, некоторые животные в зимней спячке и т. д.)

2. Загадка

О чём мы будем сегодня говорить во время прогулки, узнаете,когда отгадаете загадки:

Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

В небе кружатся,

На землю ложатся,

Белые, резные,

Холодные такие

Звёздочки-пушинки

Что это?. (Снежинки.)

Как образуются снежинки?

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

Как можно назвать погоду, когда падает снег?

(Снегопад.)

Снегопад — один их самых красивых и долгожданных зимних подарков, особенно для россиян. Падающий снег укрывает все живое, сохраняя от холода до весны. Под ним зимуют растения, полевые и лесные животные. Снежная «шуба» считается самой надежной защитой земли от морозов.

Особенно снегопадкрасив и неповторим в спокойную погоду: много красивых, пушистых, сверкающих, хрупких снежинок тихо, плавно, нежно летят с неба, укрывая её прекрасным белоснежным ковром.

3. «Минутка молчания»

Ребята, молча походите по снегу и послушайте, как он скрипит.

— Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его?

— А может, он о чем-то рассказывает?

— О чем снег может рассказать?

Выслушать рассказы детей.

При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Если снегопад сопровождает сильный ветер, можно наблюдать метель или буран.

А, когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Почему снег бывает рыхлый?

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Почему снег хрустит под ногами?

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

4. Исследовательская деятельность

Поймайте летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрите и

определите свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Внимательно рассмотрите снег. Опишите свойства, которые увидели.

Какая сегодня погода?

Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

•Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: Воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. ИГРА «Два Мороза»

Цель: учить детей играть по правилам, быть выносливыми, развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу.

Оборудование: маски Деда Мороза разного цвета.

Картотека прогулок. Средняя группа. ЗИМА

Цель

: углублять знания детей о явлениях зимы, учить сравнивать с другими временами года.

Индивидуальная работа:

Дид. игра «Зима –хорошо, зима- плохо»

Цель

: Развивать речь, мышление, память, учить делать выводы.

Самостоятельные игры

с выносным материалом, игрушками, лопатками

Прогулка 8. Наблюдение в птичьем парке

Цели

: закреплять представление о птичьем мире; упражнять в узнавании птиц по описанию.

Ход наблюдения:

На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь).

Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать.

Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их

Воспитатель загадывает детям загадки.

**На суку сижу, Кар-кар! — кричу. (Ворона.)

**Чик-чирик! С ветки прыг!

Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.)

Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображение воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком дереве он сидел.

**Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока).

**Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели.

Трудовая деятельность

: Постройка столовой для птиц.Цели: учить помогать воспитателю в размещении кормушки, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подвижная игра:

«Два мороза».Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.

«Белые снежинки». Цель:

учить плавно двигаться.

Дидактическая игра

«Кто где живет?»Цель : продолжать развивать знания детей о животных, живущих в квартире и на ферме.

Индивидуальная работа:

Движение «змейкой».Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.

Самостоятельные игры

с природным материалом (шишками, палочками, листьями, песком)

Прогулка 9. Наблюдение за птичьими следами на снегу

Цели:

расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;воспитывать наблюдательность и внимание. Ход наблюдения:

Ход наблюдения:

Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой из птиц какие следы принадлежат

Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше

Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Ход прогулки

1. Наблюдения

Воспитатель: Дети, посмотрите как красиво вокруг. Какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета зима?

Дети: Зима белого цвета

Воспитатель: Почему?

Дети: Кругом лежит белый снег

Воспитатель: Возьмите в руки горсть снега. Что вы почувствовали?

Дети: Он холодный.

Воспитатель: Подбросьте его. Что увидели?

Дети: Он рассыпается

Воспитатель: Потопчите его. Какой он?

Дети: Он мягкий, легко утаптывается

Воспитатель: Походите по снегу, послушайте, как он скрипит. Когда снег скрипит?

Дети: В морозную погоду

Воспитатель: Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие. Слепите снежки. Объясните, почему у вас ничего не получается?

Дети: Он не лепится, рассыпается, потому что мороз.

Воспитатель: Обратите внимание, что снег укрывает всю землю, будто покрывалом. Толщину снега можно измерить специальной палкой-снегомером

Давайте измерим и посмотрим, где толщина снега больше, где меньше (воспитатель с детьми измеряет толщину снежного покрова). А теперь глубоко носом вдохните воздух. Воздух зимой чистый, легко дышится, это от того, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли, и всяких частиц очищая воздух. Как вы думаете, можно ли снег брать в рот?

Дети: Нельзя снег брать в рот

Воспитатель: Почему нельзя?

Дети: Он грязный, холодный, и можно простудить горло и заболеть.

Опыт

Воспитатель: Дети вспомните вчерашний опыт со снегом. Что произошло со снегом в группе?

Дети: Снег растаял

Воспитатель: Почему он растаял

Дети: Потому что в тепле снег тает, превращаясь в воду

Воспитатель: А какая была вода в банке?Дети: Грязная

Воспитатель: Что произойдет с водой на морозе?Дети: Вода замерзнет, и превратится в лед

2. Опыт.

Воспитатель: Давайте оставим бутылочку с водой на участке, закопаем ее в снег, а завтра посмотрим, что будет.

Загадываю детям загадку :

Идет, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Легкий, а крыши ломит (снег)

3. Трудовая деятельность

Воспитатель: Елочка — елочка, Зеленые иголочки, Тебе зимой не холодно? (холодно) Дети, а как мы можем помочь деревьям зимой?

Дети: Надо собирать снег вокруг деревьев

Воспитатель: Правильно, снег, как одеяло, защищает корни растений от морозов. Давайте лопатками накидаем, много снега вокруг деревьев — поможем им в мороз. Запомните, чем больше снега, чем глубже снег, тем теплее растению.

Дети сгребают снег к дереву.

4. Игра малой подвижности «Берегись, заморожу!»

Воспитатель: Дети, какой самый любимый праздник бывает зимой?

Дети: Новый год

Воспитатель: А кто приходил к вам на праздник с подарками?

Дети: Дед Мороз

Воспитатель: Вот сейчас поиграем в игру «Берегись, заморожу!», я буду дедушкой Морозом. Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: А вот тут на веточке заскучала снежинка, она хочет с нами поиграть.

5. Подвижная игра «Снежинка».

Кружатся снежинки,

Кружатся летают

И на землю тихо падают, ложатся (дети изображают снежинок)

На слова раз-два-три

Снежный ком собери (дети быстро собираются в круг и обнимают друг друга). Игра повторяется 2 раза

Воспитатель: А теперь поиграем в другую игру «Снежинки и ветер».

Когда задует сильный. Сильный ветер снежинки разлетятся в разные стороны, а когда ветер стихнет, возвращаются снежинки в кружок и берутся за руки. Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: Молодцы у нас ребята,

Сильные, умелые, дружные, веселые, Быстрые и смелые.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Заключительная часть.

Воспитатель: Что интересного вы узнали на прогулке?

Дети: Узнали, что снег бывает рыхлый, холодный, скрипит под ногами, и т. д.

Воспитатель: Что еще мы делали?

Дети: Сгребали снег к деревьям, играли в игры.

Ход прогулки

Воспитатель.

Дети, послушайте стихотворение. О каком времени года оно?

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Дети.

О зиме.

Воспитатель.

Предлагаю вам понаблюдать за снегом, снежинками. Вытяните ручки вперед и посмотрите, как на варежки упадут снежинки. Рассмотрите их. А если снежинку упадет на ладонь, что произойдет? (Дети ловят снежинки рукой и убеждаются, что снежинки быстро тают).

Высказывания детей…

Воспитатель.

А вы знаете, где рождаются снежинки?

Высоко над землей, где очень-очень холодно, скапливаются водяные пары. Не успев перейти в воду, пары сразу превращаются в крохотные льдинки. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками. Они становятся все больше и больше. Наконец, они превращаются в знакомые нам снежинки. Их выпадает так много, что образуются сугробы снега.

Посмотрите, как много снега выпало. Наш участок похож на белоснежное поле. Можно что-нибудь нарисовать.

-Ребята, как вы думаете, что нам зимой больше всего не хватает?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно, солнышко.

Ребята, что нужно сделать, чтобы появилось на нашем участке солнышко?

Ответы детей…

Можно нарисовать.

Воспитатель.

А чтобы нарисовать солнышко, нужно утрамбовать снег лопатами на нашем участке, для того, чтобы получились выразительные рисунки на снегу.

Трудовая деятельность

Расчистка участка и дорожек от снега и утрамбовка.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Воспитатель.

Давайте позовем наше солнышко!

Дети.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля примерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Воспитатель.

А солнышко мы будем рисовать гуашевыми красками, разведенные водой.

Ребята рисуют

«Классики»

«Зимнее солнышко»

«Снежинка»

«Ёлочка»

Воспитатель.

Посмотрите, какой получился у нас красивый участок.

Воспитатель.

А сейчас предлагаю вам поиграть, но сначала мы вспомним о безопасном поведении на прогулке, назовем несколько правил.

Дети.

На площадке надо быть осторожными, не толкать товарищей, не бросать снежки в голову, делиться игрушками.

Воспитатель.

Предлагаю поиграть в игру «Два мороза».

Дети считалкой выбирают два мороза (водящих)

Раз, два, три, четыре, пять –

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи –все храпят:

Ёжик в норочке – сопит

И барсук всю зиму спит…

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

П/И «Два Мороза»

Цели: закрепить бег врассыпную; развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Дети говорят:

Мы два брата молодые

Два Мороза удалые:

Я — Мороз красный нос

Я – Мороз синий нос

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

— Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки. Водящие Морозы стараются их «заморозить». Игроки, настигнутые «Морозами» останавливаются, замерев. Морозы повторяют свои слова, ребята — свои, игра продолжается, только игроки могут «разморозить» своих друзей, коснувшись их рукой.

Игра-эстафета «Меткий глаз»

Цели: развивать у детей внимание, ловкость, глазомер; упражнять в метании в цель; развивать интерес к играм соревновательного характера. Разложить обручи на снегу, в них расставить кегли

Две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий. Воспитатель предлагает желающим детям выложить узор на снегу из цветных формочек

Разложить обручи на снегу, в них расставить кегли. Две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий. Воспитатель предлагает желающим детям выложить узор на снегу из цветных формочек.

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель.

Ребята, наша прогулка подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш участок, соберем игрушки. (Дети наводят порядок).

Воспитатель.

И сейчас нам пора возвращаться в группу.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом и льдом»

Светлана Александровна Мажова Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом и льдом»

• познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;

• закрепить названия и последовательность зимних месяцев

• формировать представление о разнообразии состояния воды;

• учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;

• развивать речь детей;

• обогащать словарный запас (снегопад, снежинка, пурга, вьюга)

• развивать двигательную активность;

лопатки, совочки, метелки, два стакана (для экспериментирования)

Содержание непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Ой, ты, зимушка-краса!

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Ребята, посмотрите, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!

1. Скажите, как называются зимние месяцы?

2. А какие зимние виды спорта вы знаете?

3. А чем вам нравится зима?

Ребята, давайте проведем опыт! В один стакан кладем лед, в другой – снег.

— Какой лед по цвету? Назовите его свойства. (холодный, твердый, прозрачный, хрупкий)

— Какой снег по цвету? Назовите его свойства (холодный, белый, пушистый, мягкий)

— Чем они похожи? (это замерзшая вода, бывает только зимой, холодные)

— Чем снег и лед отличаются?

Ребята, после прогулки поставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом (под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза)

-А теперь, ребята, давайте отдохнём

4. Физкультминутка. Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; развивать слуховое внимание, двигательную активность, воспитывать желание играть в подвижные игры

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: