Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе «свойства магнита»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку от Фиксиков (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы знаем, что вы начали изучать новую тему «Пространство и время». Мы всегда помогаем нашему другу Дим Димычу делать уроки. И сегодня решили помочь вам. Высылаем вам помогатор. Вы должны открыть секрет его работы. Потом вас будет ждать второе задание и сюрприз! Чтобы узнать, что в коробке. Нужно отгадать загадку-

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, но стрелка есть,

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

(Компас)

Дети, а что такое компас? И для чего он нужен?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Да, верно, компас-это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. А что мы хотим о нем узнать?

Дети: как он работает?

Пройдемте к карте. Я хочу рассказать вам одну историю. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). (Воспитатель показывает фотографию камня).

Ученые стали изучать свойства этого камня и были очень удивлены. Сегодня я предлагаю вам узнать о свойствах этого удивительного камня. Пройдемте за столы.

Далее дети проводят опыты с магнитом.

Опыт№ 1. Действие магнита.

Воспитатель:Перед вами лежат на тарелочке разные предметы. Из каких материалов они сделаны?

(дерево, пластмасса, резина,железо)

Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету.

Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (ключик, скрепка). Почему? Из чего они сделаны? (железа). Предметы какие? (железные).

Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?

Дети:Магнит притягивает только железные предметы. (показываем на схеме).

Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.

Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через картон? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист картона и поднести к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через картон.

Воспитатель: А еще ребята, давайте с вами попробуем вытащить скрепку из стаканчика с водой не намочив рук. Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через картон,воду и пластик.

(показываем на схеме)

Опыт№ 3. Разные полюса.

Воспитатель: Возьмем два кусочка магнита и поднести их друг к другу. Что происходит? (одним концом притягиваются, а другим – отталкиваются). Один конец называется южным полюсом магнита. Другой конец — северный полюс магнитаМагниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Ребята, а где ещё мы встречаем южный и северный полюса?

Дети: Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.

Опыт№ 4. Сила магнита.

Воспитатель: Магнит поднесите к скрепке, к скрепке еще скрепку и так несколько – они притягиваются друг к другу.

Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? Правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит?

Дети: они держатся одна за другую, и без магнита.

Воспитатель: Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.

Воспитатель: А какой формы наша планета Земля?

Дети: Круглой

Воспитатель: Правильно. Наша планета как большой магнит притягивает к себе все что на ней находится.

Ученые Китая, изучая магнит,заметили, что намагниченный стержень всегда указывает в одном направлении. Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира.

Ну вот мы с вами и узнали секрет работы компаса. Переходим к заданию № 2. Нам необходимо отыскать приз по карте с помощью компаса

(ищем спрятанный заранее мешочек с яблоками и послание от Фиксиков)

Послание:

«Молодцы ребята!

Вы хорошо потрудились на занятии и в благодарность мы высылаем вам яблоки, Они содержат очень много витамина-железа. Так необходимого для детского организма!»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь,отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена. (Магнит)

В: Что такое магнит?

Д: это камень

В: А вы знаете что Земля, Солнце, Марс и все планеты, входящие в нашу солнечную систему- все это тоже магниты гигантских размеров, которые кружат в бесконечном танце уже миллиарды лет.

А где еще встречается магнит в повседневной жизни?

Дети: игрушки, конструктор т. д.

В: мы с вами знаем – магнит какой?

Д: Твердый, холодный, гладкий, тяжелый.

В: сейчас мы с вами узнаем какими секретами обладает магнит.

Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где проводят разные опыты, исследуют разные предметы.

Можно я на правах старшей возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите мои сотрудники. Предлагаю всем надеть халаты, чтобы не испачкаться. (одеваем халаты)

Воспитатель:Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.

3

с мелкими деталями обращаться осторожно

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

«Притягивает не притягивает»

Ребята, я вам сейчас раздам картинки, вы должны найти этот предмет и принести, положить на стол. Мы с вами увидим какие предметы магнит притянет, а какие нет.

Воспитатель: Какие предметы притянул магнит, а какие не притянул?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита — притягивать, предметы. Оно называется магнетизм.

(Ребенок вешает на мольберт картину)

«Монеты»

А как вы думаете магнит будет притягивать через картон?

Давайте проверим притягивает ли магнит через картон.

Перед вами картон, возьмите монетку. Положите на картон монету, а магнит разместите под картоном

Она движется? Какой мы еще обнаружили секрет магнита? Магнит притягивает металлические предметы через бумагу. Между ними возникает магнитная сила.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы через бумагу.

(Ребенок вешает на мольберт картину)

«Крупа»

В следующем опыте мы узнаем могут ли магниты притягивать предметы через крупу. Дети возьмите тарелочки с крупой, в ней мелкие металлические предметами, как мы можем очистить крупу. с помощью чего вам удастся быстро очистить крупу от мусора? (магнита)

Какие предметы магнит помог найти и достать из крупы?

(гайки, шурупы, скрепки, кнопки)

Почему они притягиваются к магниту?

(они сделаны из железа, они металлические).

Вывод: Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются – магнетическими. Магнит притягивает металлические предметы через крупу. А

теперь немного поиграем.

(Ребенок вешает на мольберт картину)

Подвижная игра «Магниты и металлы»

Дети за этим столом – магниты, а за этим- металлы. Под музыку мы двигаемся, когда музыка заканчивается, «магниты» притягивают к себе «металл», соединяем ладошки друг друга.

«Достань скрепку, не намочив рук»

Ребята, поставьте перед собой стаканы с водой. Давайте опустим в них скрепку. Что произошло? (утонула)

А как вы думаете, почему? (она тяжелая, железная, не может плавать).

А как можно достать скрепку, не замочив рук? (вылить воду из стакана, с помощью ложки).

Воспитатель: а я предлагаю достать с помощью магнита. Надо вести магнит по внешней стенке стакана.

-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

Вывод: магнитная силы проходит через пластик.

(Ребенок вешает на мольберт картину)

«Цепочка»

Может ли магнит передавать свою силу? Подцепите с помощью магнита скрепку.

Прикрепляйте скрепки друг к другу. Какой максимальной длины вам удалось выстроить цепочку (дети показывают какой длины они выстроили цепочку)

Отцепи первую скрепку от магнита, но держи его поблизости, что происходит? (цепочка держится)

Теперь убери магнит совсем, что произойдет? (цепочка рассыпалась)

Вывод: магнит передает свою силу. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

(Ребенок вешает на мольберт картину)

Как вы думаете, всегда ли магнит может притягивать к себе предметы?

Магнит теряет свои свойства при нагревании, и он не сможет притягивать.

Что мы сегодня делали с вами?

Что нового мы узнали о магните?

Давайте рассмотрим картинки на мольберте и вспомним все, что сегодня узнали о магните. Рассказы детей.

Молодцы дети, рабочий день в нашей лаборатории закончен, можете снять халаты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: