Ход занятия
Дети под маршевую музыку проходят в музыкальный зал.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда – вы должны сами догадаться.Послушайте мои загадки:
1. Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петушок)
2.Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
3
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит,. Носит красные ботинки
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
4. Ходит весь день, надуваючись. (Индюк)
5. Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, вот это шутка
Ну конечно, это… (Утка)
Правильно вы отгадали все загадки. А скажите мне, пожалуйста, как можно назвать всех персонажей загадок одним словом? (Птицы). А где они живут? Значит, они домашние птицы.
Кто за ними ухаживает?
Педагог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами отправимся на птичий двор. А на чем вы хотите поехать? (Ответы детей. По желанию, ребята отправляются в путешествие на желаемом транспорте.
Логопед: Ну, вот мы с вами оказались на птичьем дворе. Посмотрите, сколько здесь разных птиц.
На экране по очереди появляются картинки.
Логопед: УХ – УХ – УХ – вот пёстрый петух.
ЦА – ЦА – ЦА – белая курица.
ЯТА – ЯТА – ЯТА – вот жёлтые цыплята.
КА – КА – КА – красивая утка.
НОК – НОК – НОК – маленький утёнок.
УСЬ – УСЬ – УСЬ – здесь страшный гусь.
Логопед:
— Поела мама курица и накормила… (цыплят).
— Попила водички мама утка… и напоила своих …. (утят) .
— Вышла на полянку индюшка и вывела своих…. (индюшат).
— Пощипала гусыня травку и научила щипать своих (гусят).
Д/игра «Скажи наоборот»
Индюк большой, а индюшонок — (маленький)
У гуся шея длинная, а у курицы — (короткая)
Цыпленок лёгкий, а петух — (тяжелый)
У петуха клюв короткий, а у селезня — (длинный)
Цыпленок пищит тихо, а петух кукарекает — (громко)
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, как кричит курица, утка, петух и т. д. Правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Показывает взрослую птицу – дети громко подражают. Если логопед показывает птенца – дети тихо подражают.
Логопед: А сейчас мы с вами будем каждое название птицы прохлопывать в ладоши.
Показывает картинку с изображением птицы, дети называют ее и отхлопывают слово по слогам.
Музыкальный руководитель: Ребята, а я знаю песенку про домашних птиц. Хотите послушать?
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя поутру нам споет
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Педагог разучивает попевку с детьми.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вы хорошо пели. а сейчас я вам предлагаю потанцевать вместе с этими веселыми утятами.
Упражнение на развитие ритма «Утята»
Музыкальный руководитель: А сейчас давайте превратимся в детенышей курицы. Они кто? (Цыплята). И поиграем в игру.
Подвижная игра «Цыплята и коршун»
«Коршун» стоит в стороне. Дети-«цыплята» идут за «курочкой»под песню:
Курочка, курочка, курочка рябая по двору идет,
Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток
За собой ведет.
— Вы не убегайте далеко!
Зернышки ищите, ко-ко-ко!
Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки». Потом мама-«курочка»говорит:
Вдруг откуда не возьмись,
Коршун злой появись!
«Цыплята» приседают и замирают, «коршун» старается найти того, кто пошевелился.
Релаксация (звучит «Колыбельная»)
Логопед: Наши ножки устали, Садятся на ковер и поглаживают ноги.
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали, Поглаживают руки.
Они хлопали, играли.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются.
Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Глазки открываются, дети просыпаются. (Н. Нищева)
Спокойно встают и тянутся за руками вверх.
Логопед: Мы сегодня побывали На птичьем дворе. С кем мы встретились, кого увидели? Давайте вспомним, как называются птенцы у курочки, у утки, у гусыни? А как называются птенцы у индюка и индюшки? (Ответы детей). А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, до следующей встречи.
Тема: Домашние животные.
Цели: активизация и расширение словаря по теме, регуляция мышечного тонуса, координация речи и движений, восприятие равномерно повторяющихся акцентов, развитие слухового внимания, творческой активности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Нас в гости бабуля к себе позвала,
садись в паровоз – отправляться пора.
2. Вводное упражнение.
Загудел паровоз –
И вагончики повез.
Поезд едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
(дробный шаг под музыку)
3. Регуляция мышечного тонуса.
Стоп! Остановка!
Скорей выходи!
К бабуле в деревню
Приехали мы!
Чтобы домик бабули найти,
По тропинке змейкой нужно нам пройти!
(ходьба змейкой)
4. Развитие голоса, дыхания.
Мы не долго с вами шли,
Дом бабули мы нашли.
Вы, ребята, проходите
И на стульчики садитесь.
Будем вместе мы сидеть
И, конечно, песню петь.
(по плану музыкального руководителя)
5. Развитие слухового внимания.
На ферму, ребята, идите,
На домашних животных посмотрите.
Громко музыка звучит –
Парами идем.
Тихо музыка звучит –
Друг за другом пойдем.
6. Развитие творческой инициативы.
На ферму мы пришли, друзья,
Какие животные здесь живут,
Вам отгадать пора.
В домашних животных вас превращаю,
Характерные движения выполнять предлагаю.
(дети по очереди занимают место в обручах, изображают животных, остальные угадывают)
7. Развитие координации речи и движений.
Всех ребят прошу в круг встать,
Домашних животных будем изображать.
(поют физминутку)
Рядом с человеком кошечки живут,
И собачки верно свой стерегут.
Нам дают коровки – мясо, молоко.
Козочки овечки, прыгают легко.
Поросятам толстым тяжело ходить.
Лучше уж лошадкой резвою побыть.
8. Восприятие равномерно повторяющихся акцентов в музыке.
На животных посмотрели
И играть все захотели.
Игра «Передай мяч».
Дети встают в две шеренге на расстоянии 3 шага лицом в одну сторону. На сильную долю в музыке дети передают мяч через голову стоящему сзади и поворачиваются к нему лицом.
9. Релаксация.
Нас бабуля встречала,
Всех ребяток угощала.
Сон идет,
Дрему несет.
Ложитесь на пол, отдыхайте,
Сном волшебным засыпайте.
(дети отдыхают с закрытыми глазами под спокойную музыку)
10. Координация речи и движений.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
(дети поют и выполняют движения)
11. Заключительное упражнение.
В гостях хорошо,
Но домой нам пора.
Быстрей в паровоз
Отправляться пора.
(дробный шаг под музыку)
Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара
Комплексы для детей 2-3 лет
Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.
Животные
- Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
- Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
- Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
- В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
- Можно использовать историю с медведем и шишкой:
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет…
Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.
Овощи и фрукты
- Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
- Для урока используются следующие упражнения:
Солим капусту. Читается стихотворение:
Мы капусту режем, режем, Мы капусту рубим, рубим…
Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.
Мы капусту соли, солим, Мы капусту жмем, жмем.
И морковочки натрем.
Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.
Идем в огород
Цели и задачи
Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.
Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:
- Развитие дыхания
- Коррекция речевых нарушений
- Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
- Совершенствование координации
- Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
- Воспитание чувства ритма
- Закрепление пространственных понятий
- Приобщение к духовным ценностям (музыке)
- Обучение пению, произношению скороговорок
- Расширение кругозора
- Увеличение словарного запаса
Конспект занятия по логоритмике «Путешествие на дачу»
-Молодцы!
Основная часть
4.Подвижное упр на развитие дикции и артикуляции
-Бабушка просит, что вы ей рассказали, как вы дошли до нее
— Давайте для нее вместе произнесем скороговорку: — шепотом и медленно
Шли мы шли,
До ели дошли.
Ель мы обошли
И к тебе пришли.
-Давайте для бабушки скажем погромче : -тихо и медленно
-Ребята, а бабушка то совсем плохо слышит, давайте скажем громко: -громко и побыстрее
5. Пальчиковая гимнастика«
ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ…»
-Бабушка нам дала задание, но чтобы его выполнить нужно, размять наши пальчики. Приготовили ручки.
Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику на слово Петрушку и свеклу. на обеих руках Ох!.. Хлопок. Вот овощи спор завели на столе — попеременные удары кулачками и ладонями Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальчики на обеих руках Петрушка иль свекла? Ох! Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром каждой ладони по столу И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, загибают пальчики Петрушку и свеклу. Ох! Хлопок! Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони склад. крест-накрест на столе Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики Петрушка и свекла. Ох! Хлопок. И суп овощной оказался не плох!
6.Массаж
«КАПУСТА»
-Смотрите, что это? (показ картинки с капустой)
-Бабушка, просит помочь посалить капусту. Разбейтесь на пары. Один ложится на животик, другой садится рядом.
-Ребята, которые сидят, представите, что спина вашего напарника это капуста и вам ее нужно посалить. Приступим. Мы капусту рубим, рубим. Стучат по спине ребрами ладоней. Мы морковку трём, трём. Гладят спину пальцами вверх-вниз Мы капусту солим, солим. «Бегают пальчиками по спине. Мы капусту жмём, жмём. «Жмут» Сок капустный пьём, пьём. Гладят спину.
-Молодцы, теперь меняемся местами.
7.Пение «
ОГОРОД»
-А сейчас давайте порадуем бабушку и споем для нее. Есть у нас огород, Там своя морковь растёт. Вот такой вышины Вот такой вышины! (дети поднимают руки вверх) Вот такой ширины, Вот такой ширины! (постепенно разводят руки в стороны, отходя назад) Есть у нас огород, Там капуста растёт. (не спеша двигаются вперёд, сужая круг) Вот такой вышины, Вот такой вышины! (поднимают руки вверх) Вот такой ширины, Вот такой ширины! (разводят руки в стороны, отходя назад)
7. Упр на развитие чувства темпа и ритма движений
-Хорошо спели! Поможем бабушки собрать помидоры
— Встаем все в круг, как только измениться музыка помидор надо передать соседу.
Комплекс для детей 3-4 лет
Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:
Кто как поет?
Кошка песенку поет: Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).
Часики поют: Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).
Поросенок хрюкает: Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).
Рубка в речке не поет: Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.
Грибы
Дети встают в ряд, идут по лесу искать . Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.
Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению), А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках), Мухомор – красный (разминаем указательный палец), Очень он опасный. А второй лисичка (трогаем следующий палец), Рыжая косичка. Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей) Третий гриб – волнушка. А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик), Бородатый старичок. Ну, а пятый гриб, каков? Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).
Пение
Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.
Подвижные игры под музыку
Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением
Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д
Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.
Ход НОД:
Организационный момент.
«Закончи предложение» (употребление сравнительной степени существительных)
Живёт в пещере чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него глазищи,
Блестящи его усищи.
Да, ты не бойся, малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка!
I. Развитие общей моторики, координации движений.
— Ребята, давайте мы с вами превратимся в мышек.
1. Ходьба по кругу (за мамой – мышкой)
2. Ходьба на носочках
3. Бег змейкой (под музыку)
II. Речь с движением.
Вышла как-то мышка-мать
Учить деток танцевать. Выставляем ножки на носочек
Шаг-притоп, шаг-притоп. Приставной шаг
И в ладошки хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки
III. Развитие внимания, слуха, общей моторики.
Танец «Хлоп-хлоп-хлоп» (в парах).
IV. Развитие музыкального слуха и голоса.
— Дети-мышата, вы потанцевали, устали, пора вам спать. Но маме –мышке никак не уложить деток.
Побежала мышка – мать,
Стала Свинку в няньки звать.
— Приходи к нам, тётя Свинка,
Наших деток покачать!
Слушание, пение. Песня «Я Хрю-хрюшка».
V. Развитие движений, ориентировки в пространстве, внимания.
— Нет, никак мышата не спят.
Побежала мышка-мать
Стала Лошадь в няньки звать.
— Приходи к нам, тётя лошадь,
Наших деток покачать.
Элементы ритмики «Едем к бабушке на лошадке» А. Бурениной
VI. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
«Непослушная лошадка»
1. «Лошадка вырывается» — натянули со всей силы «поводья», напряглись
2. «Лошадка остановилась» — опустили руки, расслабились, отдохнули.
VII. Развитие слухового внимания, чувства ритма.
Так-так-так, так-так
— Это кто, кто, кто?
-Это кот, коток, тонкий коготок!
Этот кот-ребёнок, маленький котёнок!
Тук-тук-тук, тук-тук
— Это кто тут?
— Это бык, бычок, беленький бочок!
Он совсем ребёнок, маленький телёнок!
VIII. Развитие музыкального слуха и голоса.
— Нет, не уложить мышат…
Побежала мышка-мать
Коровушку в няньки звать.
— Приходи к нам Корова,
Наших деток покачать.
Распевка «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…» музыка А. Пахмутовой
IX. Развитие мелкой моторики.
Побежала мышка-мать
Кошку стала в няньки звать.
— Приходи к нам, тётя Кошка.
Наших деток покачать.
Эта ручка – мышка,
Эта ручка – кошка.
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к мыши.
(«Мышка» — мизинец и указательный пальцы подняты и согнуты; большой, средний, безымянный вместе вытянуты вперёд.
«Кошка» — большой и мизинец подняты и согнуты, остальные прижаты к ладони.)
X. Развитие общей моторики, внимания.
Игра-хоровод «Васька – кот».
XI. Слушание, релаксация.
Спокойная музыка.
— Кто, ребята, сегодня приходил мышат укачивать?
Повторение названий животных и их детёнышей.
— А теперь, ложитесь, мышата, спать. И добрая, ласковая тётя – Кошка споёт вам колыбельную.
Логоритмика. Логоритмические занятия — Проект «Подвижные игры с элементами логоритмики»
Публикация «Проект «Подвижные игры с элементами…» Проект «Подвижные игры с элементами логоритмики» Вид проекта: оздоровительный, практико – ориентированный Направление (образовательная область): физическое развитие, развитие речи Срок реализации: краткосрочный (апрель-май 2021 год) Участники проекта: дети, педагоги (Золотухина…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект итогового комплексного открытого занятия с элементами логори
Конспект итогового комплексного открытого занятия с элементами логори. Провели: Седова Н. В. и Филиппова Н. С, воспитатели старшей комбинированной группы «Ромашка», МДОУ — Центр развития ребёнка — д/с №30, город Жуковский. Описание материала: Данное…
Консультация «Увлекательная логоритмика» Увлекательная логоритми ка. Лого- ритмика – это система двигательных упражнений в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Дома или в группе? Лого -ритмикой можно заниматься в группе. Конечно, в компании ровесников малышу будет…
Конспект логоритмического занятия «В гости к бабушке» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «В гости к бабушке» Логоритмическое занятие Музыкальный руководитель совместно с логопедом Логопед: Наумова М. А. Музыкальный руководитель: Климкова Ж. Ю. Цель: Актуализировать и расширить представления по…
Конспект занятия с использованием элементов логоритмики «Мир диких животных»
Козелецкая Виктория Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ № 31
г. Апатиты Мурманской обл.
Материал участвует в постоянно действующем Всероссийском профессиональном конкурсе педагогов «ЗОЖ в ДОУ»
Цель: развитие творческих способностей детей, зрительных, слухомоторных и речедвигательных координаций на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, регулирующие мышечный тонус, развивающие общую и мелкую моторику.
Рекламное сообщение
Задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать пространственную ориентацию движений, общую и мелкую моторики.
Расширять и активизировать словарь по лексической теме.
Развивать умение координировать речь с движением.
Развивать звуко-слоговой анализ слов.
Материал для занятия: Магнитофон, аудиозаписи, картинный материал по теме «Дикие животные», картинки для игры «Облака», разрезные картинки с животными, шарики Су-Джок.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Давайте мы друг друга поприветствуем при помощи игры.
- «Здравствуйте!»
Логоритмическая игра с пением (Музыка и слова С. Коротаевой)
Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку. Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по прав , потом по левой руке. Пальчики сердитые, Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д. И ладошки, наши крошки, Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой. Наши ушки, наши щёчки, Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки. Наши локоны и кудри, Здравствуйте! Гладят себя по голове. Вы друг другу улыбнитесь, Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа. И головкой поклонитесь, Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
- «Знакомство с дикими животными и их детёнышами»
Дети сегодня мы с вами познакомимся с жителями леса. Давайте рассмотрим картинки с семьями животных, назовём пап, мам и их детёнышей. Медведь, медведица, медвежонок. Лис, лиса, лисёнок. Волк, волчица, волчонок. Ёж, ежиха, ежонок. Кабан, кабаниха, кабанёнок. Лось, лосиха, лосёнок. Олень, олениха, оленёнок. Заяц, зайчиха, зайчонок.
- «Голоса животных»
Дети сейчас мы послушаем голоса животных, а вы будете отгадывать, кому из лесных зверей они принадлежат. Включаем аудиозапись, по очереди звучат голоса животных, дети угадывают.
А теперь мы с вами прохлопаем в ладоши по слогам названия животных, которых вы угадали: мед-ведь, ли- сич-ка, бел-ка, волк, е-жо-нок, ка-бан, о-лень.
- Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.) Всем тепло, уютно в нем.
- “Предлоги”
Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи). Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой, лиса выглядывает из-за сугроба, волк идёт по тропинке…и т.д.
Игра на внимание «Облака»
Дети под спокойную музыку двигаются по залу в рассыпную, с остановкой музыки логопед показывает силуэт облака. Дети принимают позу того животного, на которое похоже облачко.
- Игра “Четвертый лишний”.
Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор. – лиса, кошка, заяц, медведь, волк. – белка, медведь, жираф, заяц, лиса. – корова, лошадь, лиса, овца.
- «Разрезные картинки» Каждому ребёнку раздаётся разрезанная картинка с животным, после того как все дети соберут свои картинки, каждый ребёнок по очереди говорит какое животное у него получилось и называет первый звук в названии этого животного.
- Игровой массаж шариком Су-Джок.
Всем детям раздаются шарики Су-Джок, они его катают в ладошках и одновременно проговаривают стишок: «Ёжик, ёжик бежит по дорожке и массирует наши ладошки». Повторить массаж 2-3 раза.
Всероссийская АКЦИЯ — КОНЦЕРТВсероссийская Акция-концерт
Ход занятия:
1. Оргмомент игра со словом «Дедушка Егор».
Из-за леса, из-за гор (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
Едет дедушка Егор.
Сам – на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках
Гоп, гоп, гоп, гоп. (Прямой галоп. С окончанием текста говорят «тпру»)
2. Знакомство с темой. Отгадывание загадок о домашних животных.
Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (Овечка)
С бородой родится-
Никто не дивится. (Козел)
Ходит рыжый, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос…
Кто же это? Рыжий … (Пес)
Пашет землю трактор без колес.
Для него горючее – овес. (Конь)
3. Музыкально-дидактическая игра «Назови домашних животных и их детёнышей».
См. «Коррекционная ритмика», М.А. Косицина, И.Г. Бородина, стр. 51.
4. Слушание произведения «Хромой козлик» Д. Кабалевского.
См. «Музыкальный шедевры»/»Музыка о животных и птицах», О.П. Радынова, стр. 40.
5. Подвижная гимнастика «Бурёнушка» (Чешская песенка из сборника Н.В. Нищевой).
Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье. (Снова «доят» молоко)
6. Артикуляционная гимнастика («Окно», «Забор», «Кошка сердится»).
7. Пение.
- Попевка «Наш Полкан», музыка В. Усачевой (см. «Логоритмика», А.Е. Воронава, стр. 132).
- Песня «Домашние животные», музыка и слова Г. Силиной.
8. Подвижная игра «Игра в стадо» (А. Барто).
Мы вчера играли в стадо, (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р-р-р», (Встали, сделали «коготки» из пальцев)
И мычали: «Му!», (Сделали «рожки») По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!». (Встали на «четвереньки»)
Не слыхали замечаний (Опять ходят по кругу)
Анны Николаевны.
А она сказала строго: (Останавливаются)
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много –
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ: (Стоят в круге) — Никаких детей тут нет! (Поворачивают голову из стороны в сторону)
Мы не Пети и не Вовы – (Загибают пальцы)
Мы собаки (Встают на «четвереньки»)
И коровы! (Делают «рожки»)
А она в ответ: (Встали)
— Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду: (Дети идут по кругу друг за другом)
Я коров домой веду.
9. Дыхательные и мимические упражнения.
- Кошка зашипела
- Собака зарычала
- Корова замычала
- Коза заблеяла
10. Итог.
Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).
Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)
Прошла ее пора. (растирают ладони)
Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)
И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)
Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.
Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:
Все снежинки ветер кружит, (кружатся)
Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)
Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)
Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)
Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.