Совместные игры
В них принимают участие и взрослые, и дети. Совместные игры укрепляют отношения между членами семьи.
В качестве примера совместной игры для взрослых и детей мы предлагаем
«Поиск клада»
Родители составляют план поиска клада с учетом возраста детей.
|
Правила игры:
Играть в эту игру можно всем членам семьи, причем родителям, как самым опытным, предстоит придумать план игры, сами задания и оформить их на карточках (например, «под окном», «в шкафчике», «на кресле»). Для умеющих читать детей это несложно, а вот для младших, еще не освоивших это умение, задания можно оформить в виде картинок, пусть даже схематических.
Поиски сюрприза или сокровища идут поэтапно с помощью указателей или путевого плана. А финальным пунктом назначения должно быть место, где родители «зарыли» клад, который достается искателю.
Развивающая роль этой игры для детей в доме состоит в том, что она тренирует и развивает логическое и пространственное мышление.
Совместный семейный досуг
Домашний досуг:
— любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными и т д.); |
— совместные занятия творчеством: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.); |
— домашние спектакли и праздники: организация театрализаций и театральной деятельности (переодевание, гримировка, розыгрыши, с включением игровых программ и конкурсов); |
— семейное чтение; |
— игры с детьми (настольные, ролевые и т. д.). |
Внедомашний досуг
— оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, велопрогулки и т. д.); |
— совместное посещение культурно — зрелищных мероприятий (театров, музеев, кинотеатров, концертов); |
— участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях (организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности); |
— посещение гостей; |
— рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм) |
5 рекомендаций по планированию досуга
Чтобы интересно и с пользой провести семейный досуг, его лучше спланировать заранее
- Обсудить и выяснить со своими домочадцами, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант.
- Составить список, включить интересы каждого члена семьи. Согласовать с ними план действий на ближайшие выходные.
- Начать подготовку к предстоящему мероприятию. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться на велопрогулку. Значит, мама может приготовить соответствующее обмундирование для всех, а папа приготовить велосипеды.
- Подготовить запасной вариант. Вы собрались на пикник, а на улице дождь. Можно заменить поход, на просмотр интересного фильма. К его просмотру у вас должно быть все готово.
- Учесть условиетого, что лучший отдых – это смена вида деятельности. Если кто-то из членов семьи всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему не захочется идти в поход. В этом случае лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.
Правила семейного досуга:
|
Семейные традиции
Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейные традиции- традиции, которые переходят из поколения в поколения. Традиции очень важны: они дают ощущение сплоченности и единства.
Известно множество примеров семейных традиций:
Празднование дней рождения членов семьи, памятных дат и прочих торжеств.
|
Привычка готовить особые блюда на праздники, разрешение спать в воскресенье до обеда, традиция просматривать вместе фильмы в кинотеатрах, а также посещать кафе или ресторан в определенный день недели.
· Отец и сын могут хорошо провести время на совместной рыбалке, посетить спортивные состязания или принять в них совместное участие, придумать секретное рукопожатие. |
· Мама и дочка отлично проведут время на совместном воскресном шопинге. |
Вечер в кругу семьи. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными, когда все откладывают индивидуальные занятия и собираются для проведения времени вместе. |
Раз в неделю забывать про свои дела и устраивать веселые посиделки на диване всей семьей.
Неважно – турнир по шахматам, конкурс на собирание пазлов, строительство палатки из одеял посреди комнаты с последующим вечером страшных историй при свете фонарика – лишь бы всем было весело и интересно!
Капсула времени. Каждый год можно анализировать, как вы его провели, что важного произошло, чего достигли. Все это можно погрузить в небольшую баночку, добавить туда детские рисунки и какие-то мелочи и закопать «будущим поколениям»
Преимущества отдыха всей семьей:
- род ители с детьми становятся близкими друзьями;
- появляется единый командный дух;
- развивается «чувство локтя» (взаимной поддержки);
- для родителей это возможность лучше понять своего ребёнка, узнать, чем он живёт, какие у него проблемы (в повседневной жизни на это не хватает времени, так как родители постоянно в работе и бытовых делах, а дети – в саду или в школе);
- для ребенка перенять у родителей основы поведения в обществе, обрести чувство безопасности во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
Семейный досуг –шаг в развитии не только детей, но и их родителей, он играет большую роль в воспитании и формировании семейных традиций. А ведь каждый хочет видеть свою семью дружной и крепкой!
Как организовать досуг ребенка?
Прежде всего, хотелось бы напомнить, что ответственность за правильный, то есть интересный, занимательный и развивающий досуг ребенка родители несут на протяжении всего детства и юности. Не стоит полагаться на современные развивающие гаджеты и компьютерные игры. Они не заменят совместный досуг со взрослыми и сверстниками.
Досуг, организованный на принципе живого общения, позволит правильно спланировать отдых ребенка и избежать проблем взаимоотношения поколений. По мнению психологов, причиной дурных проступков детей чаще выступает их неумение организовать свое свободное время
Поэтому важно научить ребенка проводить досуг интересно и с пользой. Позже, став взрослым, он сам будет заполнять свое свободное время с опорой на детский опыт (посещение театров, прослушивание музыки, совместные соревнования и игры, отдых на природе и прочее)
Детям очень нравится играть в подвижные игры. Чаще они проводятся на свежем воздухе, они развивают сильного человека как физически, так и интеллектуально.Познавательные игры расширяют знания детей об окружающем мире, развивают интеллект, смекалку, вызывают интерес к различным областям науки, техники и искусства. Такие игры служат основой для всестороннего развития ребенка и получения дальнейших знаний.
К таким играм можно отнести шашки, шахматы, игру «Монополия», собирание пазлов и мозаик, лего-конструирование и др. Наиболее оптимальным временем для проведения интеллектуально-познавательных занятий считается период с 15 до 17 часов. По мнению специалистов, именно в этот период отмечается наивысшая концентрация внимания и способность к интеллектуальному развитию.
Еще один важный момент в семейном досуге, о котором нельзя не упомянуть, – это, конечно, книга. Ведь не секрет, что в последнее время интерес к чтению у детей резко упал. Читайте детям, читайте вместе с детьми, рассматривайте картинки, называя героев и озвучивая их действия! Отвечайте на все вопросы малыша, даже если они, на первый взгляд, мешают вам читать, читайте с интересом и сами задавайте вопросы малышу.
Попробуйте вместе сочинить новую сказку, сюжет которой зависит от выбора ребенка. Пусть хорошей, доброй традицией в вашей семье станет сказка на ночь. Может быть, наступит время, когда ребенок самостоятельно выберет и прочтет книгу, которая откроет ему мир увлекательной литературы.
Чем больше мы общаемся с ребенком, тем больше у него развивается речь, растет познавательный интерес. Совместный досуг в семье обогащает всех: и детей, и взрослых. Ребенок получает все те ценности, которые помогут стать добрым, отзывчивым, неравнодушным к своим близким.
Людмила Михайловна Колюкаева,
заместитель директора
по УВР Негосударственного
общеобразовательного учреждения
начальная школа «СВЕТЛАНА»
Страничка практических упражнений
Не всегда получается провести выходные в узком семейном кругу. Могут нагрянуть гости или родственники с детьми, возможно, на выходные вас пригласили на семейный праздник. Даже если у вас нет детей, но праздник у племянника или племянницы, вы можете не только наблюдать за детскими играми, но и принять в них непосредственное участие.
Когда энергия детей кажется неиссякаемой, они ни на минуту не могут присесть и сердце сжимается не из-за того, что может разбиться ваза, а от переживаний, чтобы дети не поранились и не ушиблись, то можно и нужно ребятню организовать
Попробуйте применить несколько игровых упражнений, которые позволят вне зависимости от возраста заинтересовать и привлечь внимание ребенка. Особенно когда «переиграны все игры» и в квартире начинается хаос
Упражнения очень простые и при желании их легко можно изменить, провести как в квартире, так и на улице.
«Здравствуй!»
(способствует развитию внимания, организации детей, выражению дружелюбия, обучению приветствию)
Собираем детей в комнате и даем задание передвигаться по ней, кивать друг другу, улыбаться. Когда хлопаем в ладоши 1 раз, все должны крикнуть «Здравствуй!» и постараться поздороваться с каждым, кто есть в комнате. Когда хлопаем в ладоши 2 раз, дети кричат «Привет!» и также начинают со всеми здороваться. Когда хлопаем 3 раза, все говорят «Хэллоу».
Если игра понравилась, можно предложить поиграть в нее, представив себя роботом. Передвигаться, как робот, кивать головой и говорить, разделяя слово на слоги: «здрав-ствуй». «при-вет», «хэл-лоу». Можно предложить другой вариант слова приветствия: на испанском, французском, немецком языках.
Для детей дошкольного возраста подойдет следующий вариант: когда хлопаем в ладоши 1 раз, здороваемся, как мышки: «пи-пи-пи»; 2 хлопка – здороваемся, как собачки: «гав-гав»; 3 хлопка – здороваемся, как котики: «мяу-мяу».
«Дождик в лесу»
(обеспечивает психологическую разгрузку)
Дети становятся в полукруг. А взрослый читает текст и выполняет действия руками, которые те за ним повторяют.
Дует сильный ветер (трем ладошки), и начинается дождь «кап-кап» (медленно хлопаем себя по бедрам). Но дождь усиливается (хлопаем чуть быстрее) и превращается в ливень (хлопаем быстро), а потом в град (топаем ногами). Вот так буря разыгралась! Но она уже стихает (перестаем топать, но продолжаем хлопать по бедрам). Дождик утихает (очень медленно хлопаем), тихо прошелестел ветерок (потираем ладони) – и выглянуло солнце (вскидываем руки вверх).
«Спой песенку»
(песенку можно петь любую, но ее обязательно должны знать дети)
Ребятам предлагается спеть любую известную детскую песенку разными способами: весело, шепотом, с грустью, с обидой, с удивлением, громко, быстро. Если у ребенка день рождения, то можно спеть поздравительную или любую другую песню по желанию детей.
Все упражнения быстрые и легкие, не требуют никаких специальных приспособлений, интересны детям любого возраста, помогают организации и способствуют сплочению. Чтобы упражнения прошли еще веселее, взрослые могут присоединиться и с удовольствием поучаствовать.
Приятного вам отдыха!