Лэпбук по пожарной безопасности: важные для жизни знания в увлекательной форме

Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками (в детском саду, подготовительной группе школы, дома)

Конечно же, лэпбук на тему пожарной безопасности в детском саду воспитатель может активно использовать на познавательном занятии на данную тему. Кроме того, пособие пригодится и для развития речи дошкольников, например, если в него включить картинки для составления историй.

Лэпбук можно использовать для развития речи дошкольников, например беседовать по картинкам, составлять по ним сюжетные истории

Лэпбук всегда должен находиться на виду у ребят, чтобы они могли его рассматривать в свободное время. Таким образом дети будут незаметно повторять важный материал.

Лэпбук следует предлагать ребятам в свободное время

Отдельное направление работы — дидактические игры, которые обязательно содержатся в пособии. Дети опять-таки могут играть в них самостоятельно или с помощью педагога:

  1. «Восстанови картинку».

  2. «Найди тень пожарной машины»; «Найди тень пожарного».

  3. «Что нужно пожарному, чтобы потушить огонь».

  4. «Собери пожарный щит».

  5. Разрезные картинки.

  6. Лото на противопожарную тему.

Лэпбук — очень полезное пособие в работе с дошкольниками. Его необычная форма, яркое оформление неизменно привлекают малышей. Незаметно для себя они осваивают различные аспекты противопожарной темы, закрепляют очень важные для жизни знания.

Методика разработки лэпбука по основам безопасности

Пособие по безопасности, как и лэпбуки по другим темам, составляется взрослыми в сотрудничестве с детьми. Если пособие предназначено для работы с малышом дома, то выбором материала занимаются родители, а подходящие иллюстрации находит ребёнок. Если лэпбук адресован воспитанникам группы, то творческий процесс координируется педагогом, а дети и родители предлагают варианты наполнения формы содержанием, то есть ищут информацию по теме, картинки, аудио- и видеоматериалы. Чем старше ребёнок, тем больше ответственности ложится на его плечи: если в 2–3 года малыш только приклеивает картинки, то к 6–7 годам уже сам предлагает загадки, игры и пр.

Лэпбук по безопасности носит обобщающий характер, так как есть отдельные пособия по ПДД, пожарной безопасности, правилам поведения в лесу.

Лэпбук даёт возможность каждому ребёнку найти задание по вкусу

Форма лэпбука

Поскольку пособие призвано привлекать внимание ребёнка к теме, выбор формы является принципиальным моментом. Для темы, связанной с безопасностью, это может быть:

  • папка-передвижка — универсальная форма, подходящая для детей любого возраста, только малышам достаточно двух разворотов, а для ребят постарше можно сделать с 3–4;
  • брошюра, где каждая страница посвящена либо аспекту безопасности (дома, на улице, в лесу), либо блокам с видами работы по теме (играм, стихотворениям, творческим заданиям и пр.);
  • «гармошка» – форма, близкая передвижке, но адресованная больше старшим ребятам, так как малышам будет сложно разобраться с порядком складывания страниц.

Варианты и форматы организации материалов пособия

Традиционно материалы по теме организуются в конверты и кармашки. Вторые более подходят для малышей, так как ими проще пользоваться. А вот старшим дошколятам, наоборот, интересно «добывать» материалы. Кроме этих способов организовать материалы, можно использовать:

  • книжки, которые складываются в виде «гармошек» – так удобно оформлять загадки, стихотворения по теме;
  • выдвижные ленты, например, с изображением запрещающих знаков при посещении леса, которые появляются в «окошке», если ленту передвигать;
  • конверты необычных силуэтов, например, в виде цветов или корзинки с картинками со съедобными/несъедобными грибами, для лэпбука по безопасности это также могут быть конверты с «язычком» в форме стрелочки;
  • вращающиеся круги, на их сегментах в виде знаков могут быть представлены правила, которым нужно следовать дома или во время прогулок на природе.

Самым практичным способом оформить текстовую информацию и иллюстрации будут картонные карточки разных размеров, заламинированные или обклеенные скотчем.

Каждый конверт и кармашек с материалами должен быть подписан

Что касается формата презентации материалов, то это могут быть:

  • картинки (в том числе и пиктограммы для иллюстрации запрещающих и разрешающих знаков во время прогулки на улице, в лесу);
  • картинки-пазлы на 4–6 элементов для детей первой и второй младших групп, на 8–10 деталей для ребят средней группы и на 16–20 кусочков для старших дошкольников;
  • игры с кратким изложением правил на карточке;
  • стихотворения и загадки по теме;
  • пословицы и поговорки о безопасности в быту – этот блок включается в лэпбук, адресованный детям среднего и старшего дошкольного возраста;
  • раскраски — малышам картинки нужно подбирать с крупными элементами;
  • задания на развитие смекалки — ребусы, кроссворды, лабиринты;
  • мультфильмы и видеоролики по теме.

Лэпбук «Правила пожарной безопасности»

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»

Лэпбук представляет собой тематическую папку, «книжку-раскладушку», с множеством кармашков, окошек, книжечек, которые ребенок может доставать, перекладывать, рассматривать по своему усмотрению. Очень много материалов для лэпбука можно взять с детского сайта.

Вместе с этим лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО, поскольку он:

  1. Информативен.
  2. Полифункционален (способствует развитию творчества и воображения).
  3. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).
  4. Обладает дидактическими свойствами.
  5. Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства (преимущественно при создании папки).
  6. Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
  7. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста.
  8. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

К преимуществам использования лэпбука можно отнести:

  • Возможность структурирования сложной информации.
  • Развитие познавательного интереса и творческого мышления.
  • Возможность разнообразить даже скучную, с точки зрения ребенка, тему.
  • Способность научить простому способу запоминания.
  • Возможность объединить группу детей для совместной познавательной деятельности.

Лэпбук «Правила пожарной безопасности» предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель лэпбука «Правила пожарной безопасности»: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи лэпбука:

  • уточнить знания детей о профессии пожарного;
  • закрепить знания детей о безопасном поведении при пожаре;
  • формировать навыки осознанного безопасного поведения при обращении с огнем;
  • поддерживать стремление старших школьников к самостоятельной исследовательскойrnдеятельности;
  • формировать потребность в осознанной поисковой активности и продуктивном мышлении;
  • актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Лэпбук «Правила пожарной безопасности» выполнен на двух папках формата А3 с добавлением дополнительных раскладных элементов.

1 лист содержит 2 кармана («Запрещающие знаки» и «Указывающие знаки») + раскладная книжка «Правила пожарной безопасности».

2 лист – Дидактические игры на вращающемся круге («Что пригодится при пожаре?», «Огонь – друг или враг?» и «Пожароопасные предметы») + игра «Продолжи пословицы».

3 лист – «Картотека игр по пожарной безопасности», Загадки, ДИ «Четвертый лишний». На обороте листа расположена информация для родителей (Анкета «Готов ли Ваш ребенок остаться дома один?» и памятка «Пожарная безопасность»).

Дополнительные листы:

  • Информация «Это нужно знать» («Что нужно делать при пожаре», «Пожарный щит»).
  • Список литературы по пожарной безопасности для детей.
  • Беседа по картинкам, Раскраска (по карточкам С. Вохринцевой).
  • Задания для детей.

В качестве титульного листа использован фрагмент детского журнала издательства «Юнилайн» (октябрь 2021 г.).

Составитель: Ридзель Анастасия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Комаровский детский сад», поселок Кудьма, Нижегородская область.

Как можно использовать лэпбук

Пособие предполагает как групповую, так и индивидуальную работу, причём не только под руководством взрослого, но и в ходе самостоятельной деятельности. Лэпбук может использоваться на всех этапах изучения темы личной безопасности: так, знакомится с правилами поведения дома и на улице дети могут с помощью составления описаний тематических картинок, а закреплять знания по источникам потенциальной опасности — в игре.

На занятии в детском саду лэпбук может быть основой составления конспекта НОД:

  • вводный этап — отгадывание загадок, чтение стихотворений;
  • основной этап — игры, описания картинок;
  • заключительный этап — выполнение заданий интеллектуально-творческого блока.

Информационное наполнение пособия «Пожарная безопасность»

  1. Причины пожара (опасные электроприборы, плита, игры со спичками и пр.).
  2. Пожарная безопасность в лесу.

  3. Макет пожарного щита.

  4. Знаки пожарной безопасности.

  5. Устройство пожарной машины.
  6. Добрый и злой огонь (тематические картинки).

  7. Профессия «пожарный» (теоретическая информация, одежда пожарного, как выглядели пожарные в прошлом).
  8. Ситуации по пожарной безопасности (нужно выбрать правильный из трёх вариантов ответа).

  9. Что такое ожог (информация и картинки по теме).

  10. Дидактические игры по теме: «Пожароопасные предметы», Дидактическая игра: «Огонь-друг, огонь-враг», Дидактическая игра: «Что пригодится во время пожара», Дидактическая игра «Одень пожарного» и пр.
  11. Загадки.
  12. Стихотворения.
  13. Пословицы.

  14. Сказки, например, «переделанные известные сюжеты» («Как бобр-пожарный трёх поросят спас» и пр.).

  15. Раскраски.

Подборка загадок по теме

  • Всё ест не наедается, А попьёт — умирает. (огонь)
  • Кротким пленником годами Я живу внутри печи И варю супы с борщами, Выпекаю калачи. Я даю тепло для дома, Но во мне всегда, поверь, Пострашней раскатов грома Кровожадный спрятан зверь. (огонь)
  • Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (дым)
  • Они, как брызги от огня, Всё норовят обжечь меня. (искры)
  • Висит — молчит, А перевернёшь, шипит, И пена летит. (огнетушитель)
  • В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки – Раздают всем огоньки. (спички)
  • Поливая дом водой, Мы спасём его с тобой. И огнетушитель тоже В этом деле нам поможет. Как зовётся та беда, Привела нас что сюда? (пожар.)
  • Бесстрашный герой, что всегда на посту, Он чует беду и огонь за версту. Неравный ведёт со стихией он бой, Стремится всегда защитить нас с тобой. (пожарный)
  • Есть на кухне агрегат, Что еду готовить рад. Чиркнем спичкой, и тотчас Огоньком взметнётся газ. (плита)
  • Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (противогаз)
  • Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)

Подборка пословиц

  • Где огонь, там и дым.
  • Дерево с огнём не дружит.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Дыма без огня не бывает.
  • И малая искра сжигает города.
  • Искра мала велик пламень родит.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
  • Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
  • Маленькая спичка сжигает большой лес.
  • Не шути с огнём, обожжёшься.
  • Огонь — друг и враг человека.
  • Огонь — не вода, охватит — не выплывешь.
  • Огонь — не вода, пожитки не всплывают.
  • Огонь — хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Один на пожаре не боец.
  • От искры пожар рождается.
  • От огня и камень треснет.
  • Пожарному делу учиться — вперёд пригодится.
  • При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
  • С огнём воюют, а без огня горюют.
  • Слёзы пожара не тушат.
  • Спичка — невеличка, а огонь великан.

Подборка стихов

  • «Не шутите с огнём!» Я— огонь! Я — друг ребят. Но когда со мной шалят, Становлюсь тогда врагом И сжигаю всё кругом!
  • «Не берите в руки спички!» Чтобы лес, звериный дом, Не пылал нигде огнём, Чтоб не плакали букашки, Не теряли гнёзда пташки, А лишь пели песни птички, Не берите в руки спички!
  • «Опасная забывчивость» Ленту гладила Анюта И увидела подруг, Отвлеклась на три минуты И забыла про утюг. Тут уж дело не до шутки! Вот что значит — три минутки! Ленты нет, кругом угар, Чуть не сделался пожар.
  • «Огнеопасная игрушка» Смастерил Сергей пугач, Пострелял немного. А теперь Серёжу врач Лечит от ожога. От такого пугача Путь обычный — до врача!

Идеи оформления лэпбука, который можно сделать своими руками (примеры обложек разворотов, карточек, шаблон пожарной машины)

В оформлении лепбука педагогу стоит использовать максимум интересных деталей, которые привлекут внимание дошкольников. Начать нужно с оригинального названия, здесь можно рассмотреть такие варианты:

  • «Юные пожарные»;
  • «Не играй с огнём!»;
  • «Огонь, нас не тронь!»;
  • «Правила пожарной безопасности для ребят».

«Лицо» лэпбука — это, конечно же, его обложка. Можно сделать её распашной с цельной картинкой.

Обложку можно сделать распашной

Можно поместить на обложку изображение добродушного пожарного.

На обложку можно поместить доброго пожарного в его рабочей экипировке

Также это может быть большой костёр, а дополнят его красные атласные ленточки, на которые завязывается лэпбук.

Красные ленточки словно продолжают тему огня

Самому лэпбуку можно придать необычную форму, например, сделать его в виде пожарной машины.

У лэпбука может быть оригинальная форма, например, в виде пожарной машины

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  1. Использование мини-книжечек. Например, так можно представить загадки — книжка будет иметь форму костра.

  2. Цветок, на лепестках, которого расположены картинки.

  3. Цветок можно сделать интерактивным — ребята будут открывать и закрывать его.

  4. Всегда интересно смотрятся объёмные элементы, они гарантированно заинтересуют дошкольников.

  5. Развороты (один или несколько) можно оформлять в виде аппликаций. А можно предложить ребятам сделать аппликацию самостоятельно (полностью или частично), подготовив заранее детали и поместив их в кармашек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: