Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. (показывает конверт) Посмотрите, это письмо прислала нам Королева Стеклянной страны. Давайте почитаем!
(Воспитатель вскрывает конверт – показывает иллюстрацию с изображением Королевы и читает письмо).
«Здравствуйте, милые друзья! Зовут меня Принцесса Хрупкая – я живу в Стеклянной стране. В моей стране все сделано из стекла, и я хочу пригласить вас в гости. Но для этого вам необходимо вспомнить вежливые слова, ведь жители моей страны очень любят воспитанных детей. С нетерпением ждём вас!»
Воспитатель: Дети, а вы хотите посетить незнакомую страну? Тогда давайте выполним условие Принцессы Хрупкой.
(Дети называют вежливые слова).
Воспитатель: Дети, как много вежливых слов вы знаете, теперь Принцесса Хрупкая разрешит нам попасть в свою страну. (Воспитатель снимает салфетку со стола, на котором стоят стеклянные предметы и предлагает детям рассмотреть их).
Воспитатель: как много изделий делают из стекла. Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла.
(Воспитатель показывает детям декоративную вазочку с ягодами — муляжами).
Воспитатель: ребята, скажите, что находится в вазочке? (малина, вишня, клубника). А как вы догадались? (Вазочка прозрачная)
Воспитатель: правильно, ребята, вазочка прозрачная – запомните это свойство. Давайте с вами подумаем, где используется это свойство стекла. (аквариум, окно, витрина, очки, часы, градусник, лобовое и боковые стёкла в машинах, лампочка и многое другое).
Воспитатель: стекло бывает светлое и цветное. Назовите предметы из цветного стекла,стоящие на столе: солнцезащитные очки, пузырьки с йодом и зелёнкой, фужер, вазочка.
Воспитатель: зачем делают цветные стеклянные изделия?
(Для красоты и уюта помещений, для защиты глаз от солнца). А ещё для продления срока годности лекарств и вообще эти изделия красочны и красивы.
Далее воспитатель просит детей взять в руки стеклянныеизделия и определить на ощупь какие они: гладкие, холодные, скользкие, шероховатые, ребристые, с бугорками.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что изделия могут быть из толстого и тонкого стекла. Где используется это свойство стекла?. (Сравнить стекло, из которого сделана лампочка и столовый стакан)
(Сравнить стекло, из которого сделана лампочка и столовый стакан)
Воспитатель: а что, ребята, будет, если уронить или бросить стеклянную вещь? (Разобьётся, потому что стекло хрупкое и нужно пользоваться аккуратно стеклянными предметами).
Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Воспитатель: как используют стеклянные изделия? (Ответы детей)
Воспитатель: значит, стекло водонепроницаемое, т. е. в любое изделие из стекла мы можем налить любую жидкость. (Показать).
Воспитатель: где ещё используется это свойство стекла? (Аквариум)
Воспитатель: у стекла есть ещё одно свойство – мелодичность. Послушайте.
(Воспитатель ударяет по бокалу металлической ложечкой и раздаётся мелодичный звук).
Воспитатель предлагает детям опытным путём самим проверить это свойство стекла.
— А теперь, ребята,давайте поиграем в игру:
«Какой предмет?» (Пузырёк из стекла – стеклянный, ложка из металла – металлическая, стол из дерева – деревянный, мяч из резины – резиновый и т. д.)
Воспитатель: дети, вот и закончилось наше пребывание по Стеклянной стране! Давайте с вами вспомним, что мы узнали нового в этом путешествии. (Дети перечисляют свойства стекла — прозрачное, гладкое, ребристое, шероховатое, скользкое, толстое, тонкое, светлое, цветное, хрупкое, водонепроницаемое, мелодичное).
Воспитатель: посмотрите ребята что за стеклянные предметы есть у нас в группе.
Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только одной стороны покрасили ее серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла
Воспитатель: ребята, а что было бы если люди не придумали стекло? Что бы было вместо стёкол, а вместо аквариума? (Дети отвечают, выдвигают гипотезы).
Давайте составим синквейн к слову «Стекло»
1. Стекло.
2. Хрупкое, прозрачное.
3. Разбивается, звучит, выдувают.
4. Из стекла делают посуду.
5. Кружка.
Воспитатель:
— Дети, расскажите, что вы узнали нового сегодня? Что было самым интересным?
— Молодцы, вы хорошо отвечали на поставленные вопросы, были активны, любознательны и внимательны.