Счета порядковый и количественный — 5 отличий
Общего между ними только счет. Придется считать, чтобы получить в конечном итоге ответ на вопрос. Все остальное — отличия:
- цели;
- числительные;
- вопросы;
- направление;
- значение.
На первый взгляд сложно. Для малыша дошкольника может быть даже непостижимо, но стоит немного поиграть и все станет ясно!
Цели
Количественным счетом пользуются для подсчета чего-либо. Конечная цель — определить общее число. Порядковый счет нужен для определения номера предмета в упорядоченном множестве.
Простой пример. Разложите в ряд фрукты: яблоко, грушу, мандарин, апельсин и гранат. Количественный счет нам поможет посчитать сколько всего фруктов на столе — 5.
Порядковый нужен, чтобы определить порядковый номер каждого фрукта в ряду. Яблоко — первое, груша — вторая, мандарин — третий, апельсин — четвертый и гранат — пятый. То же самое можно сделать справа налево, порядковые номера фруктов в таком случае поменяются.
Числительные
Порядковый счет невозможен без числительных порядковых (указывают на порядок предмета в ряду последовательности), а количественный — количественных (указывают на количество).
Например, один, два, три — количественные, первый, второй, третий — порядковые числители.
Вопросы и ответы
Запомнить, чем отличается порядковый счет от числительного детям проще всего по вопросам. «Сколько?» — числительный, «какой, какую по счету?» — порядковый.
В эту игру с примерами можно играть целый день, пока ребенок не запомнит информацию. Задавайте вопросы обо всем, что его окружает. Например:
Сколько ножек у табуретки?
Сколько пальчиков на руке?
Сколько комнат в квартире?
или
Какой у нас этаж?
Какую по счету конфету ты ешь?
Направление
Чтобы посчитать сколько всего предметов не важно, как это делать справа налево или наоборот. Цель — определить общее количество
Узнать номер предмета в множестве можно только после указания направления. Порядковые номера меняются в зависимости от того, считать справа налево или наоборот.
Пример:
Покажешь третью птичку справа?
Какого цвета второй домик слева?
Это задачи для определения порядкового номера с указанием направления. Объясните ребенку, что общее число предметов от изменения направления не меняется.
Соотношения
Очень важно научить малыша соотносить количество предметов. Можно поиграть в игру «Столько же»
- Положи столько же яблок, сколько груш. Сколько яблок ты положил? А сколько груш лежало? Яблок столько же, сколько груш. Яблок и груш поровну.
- Давай построим столько гаражей, сколько у тебя машин. Сколько гаражей мы построили? Сколько у тебя машин? Машин и гаражей поровну.
Фото: pixabay.com Полезно выложить неравное количество предметов. Например, 3 синих кубика и 2 зелёных. У ребёнка спрашивают, одинаковое ли количество синих и зелёных кубиков? А каких больше? Далее раскладывают кубики попарно, остаётся 1 синий. На сколько больше синих?
Игры для закрепления материала
«На облаках» с порядковым счетом
Интересная игра для закрепления порядкового счета с самыми маленькими. Для игры вам понадобится любая небольшая игрушка меньше листа формата А4. Игрушка — главный герой игры. Она будет кататься на пушистых облаках.
На роль облаков подойдут обычные белые листы формата А4. Кстати, предлагая ребенку представить листы в виде забавных облаков, вы подтолкнете его немного пофантазировать.
Итак, что нужно сделать. Разложите листы-облака в ряд. Усадите игрушку на любой из них. Начинайте задавать вопросы:
Сколько всего облаков, посчитаем?
Все облака одинаковые?
Покажешь, где сидит игрушка?
А как нам узнать на каком облаке она катается?
Отвечая на вопросы, ребенок будет считать облака, сможет выяснить для себя, что игрушка сидит на первом, втором или третьем. Играть в эту игру можно долго. Игрушке скоро станет скучно на своем облаке, она захочет пересесть на другое, а потом на следующее и т.д. Играя, продолжайте задавать ребенку наводящие вопросы.
Игра для количественного и порядкового счета — Радуга-дуга
Вам нужны будут разноцветные одинаковые предметы. В идеале 5-7 цветов. Это может быть все, что угодно — от элементов конструкторов и кубиков до вырезанных фигур из картона, мячей, пластиковых тарелок и пр.
Чтобы закрепить количественный счет, просто предлагайте ребенку считать предметы. Усложняйте задания, группируя их по цветам или каким-то отдельным признакам.
Упражняясь в порядковом счете, предлагайте малышу назвать номер предмета по цвету и наоборот. Например:
Какого цвета третий мячик по счету?
Синий кубик справа какой по счету?
Покажи вторую прищепку слева, какого она цвета?
Меняйте предметы, направление счета, количество до того, как ребенок начнет терять интерес к происходящему.
Игра — день рождения Лунтика
Если ребенок не знает или не любит Лунтика, можете заменить его любым другим героем из мультика. Итак, как играть.
Вместе с ребенком или самостоятельно нужно вырезать из картона 5 одинаковых воздушных шаров на палочке. Под одним нарисуйте праздничный торт. Цель игры — закрепить в сознании ребенка мысль о том, что порядковый номер всегда указывает на конкретный предмет и зависит от направления счета.
Суть истории в следующем. У Лунтика день рождения. Все гости решили подарить ему по воздушному шару. Но кое-кто не смог удержаться и приготовил для именинника праздничный торт. Лунтик знает, что его ждет сюрприз. Об этом ему по секрету рассказали гусеницы. Но кроме того, что сюрприз будет у гостя, который принесет второй шарик, ему ничего не известно!
Задание: Найти второй шарик и убедиться, что вместе с ним Лунтик получит торт. Для начала попробуйте это сделать за именинника. Пусть для видимости он начнет считать не с того конца, пропускать шарики или менять их местами. Главное — наглядно показать малышу, что направление счета влияет на конечный результат.
Вариации игры разные. Можно менять шарики местами, забирать, добавлять и т.д. Каждый раз ребенок должен определять, что поменялось, почему, каким стал порядковый номер шара с праздничным тортом.
Числа от 1 до 5
Все основные понятия о составе числа, а это значит и об арифметических действиях (сложении, вычитании), отрабатываются на основе чисел от одного до пяти. Для работы с этим числовым рядом полезно использовать не только игрушки и предметы, которые окружают ребёнка, но и изготовить несложный дидактический (обучающий) материал.
Курочка-несушка
С момента знакомства с числами над кроваткой моей дочки появилась курочка-несушка. В кармашке гнезда каждый день появлялись яички — от 1 до 5. Дочка, просыпаясь, проверяла, сколько стало яичек. Так довольно легко мы освоили счёт до 5.
На другой стороне яичка можно нарисовать, а можно, сделав кармашек, вставить цыплёнка. Настало время появлению на свет цыплят. У курочки было 5 яичек. Из одного вылупился цыплёнок, сколько осталось яичек? Так легко, с яичками и цыплятами, мы узнали о составе числа.
Фото: pixabay.com
Волшебное дерево
Рисуем на бумаге довольно большое дерево, в котором делаем листья-кармашки. Именно туда мы будем вставлять жёлтые и красные яблоки или груши. Дерево поможет нам обучить счёту, освоить простейшие арифметические действия.
Корзина с грибами
Вырезаем большую корзину с кармашком. Теперь можно отправляться за грибами или ягодами. Помните, что в одной корзине могут оказаться грибы или ягоды двух видов
Это важно для понимания ребёнком состава числа (5 грибов — это 2 лисички и 3 боровика)
Количественный и порядковый счёт
Виды счета: количественный и порядковый счет
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Итак, четвертое занятие первой темы.
Как вы выполнили домашнее задание с Вашим ребенком? Как его успехи? Усвоен ли весь материал? Вы смогли работать с ним по математике? Если ребенок еще не все постиг, то не отчаивайтесь и не ругайте его! Тем не менее Вам надо настойчиво будоражить вопросами по теме — ненароком, как бы играя! Надеюсь, Вы так и поступаете! Если появляются вопросы ко мне, пишите в комментарии. Я и, надеюсь, другие родители, ответим Вам!
Вы провели с ребенком Тест на «Рисунок семьи»? Каковы результаты? Вы довольны или есть, над чем задуматься? Если появились проблемы, решайте их немедленно! Пишите в комментарии.
А сегодня переходим к следующей подтеме «Количественный и порядковый счет». Ребенок должен знать названия «количественный счет» и «порядковый счет» и их отличие. А отличаются они вопросом, на который отвечают.
При количественном счете мы отвечаем на вопрос «сколько?» (ребенок должен это знать наизусть. Проверять его надо так: «На какой вопрос мы отвечаем при количественном счете?» Спрашивать частенько и добивайтесь, чтобы ребенок давал полный ответ, как написано).
Например, сколько игрушек? (Пять). Сколько синих палочек? (Три). Как видим, до этого мы занимались только количественным счетом, при котором нужно знать только общее количество предметов – сколько их? Поэтому все равно, в каком порядке считать предметы. И в этом ребенку нет проблем, он легко называет количество предметов.
Важным является условие:
— не пропустить при счете ни одного предмета или не посчитать какой-нибудь предмет дважды.
Ненавязчиво и не поучительно объясните это ребенку. Например, такая игровая ситуация.
— Посмотри, какие красивые березки. Сколько их?
— Шесть.
— А я посчитал, что семь. Ты правильно посчитал?
— Да, шесть.
— Ой, я виноват. Я два раза посчитал одну и ту же березку. Надо быть очень внимательным при счете.
При порядковом счете отвечаем на вопрос «который по счету?» (ребенок должен это знать наизусть. Проверять его надо так: «На какой вопрос мы отвечаем при порядковом счете?» Спрашивать частенько и добивайтесь, чтобы ребенок давал полный ответ, как написано).
Например, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. В парке которая по счету от нас красная лавочка? — Шестая. — Правильно! И в этом случае интересует не общее количество предметов, а которым по счету находится предмет, нужный нам
Важно только указать, в какой последовательности должен идти счет, начиная от какого предмета. На первых порах рекомендую, чтобы при количественном счете ребенок называл каждый предмет
Например, машина – первая, зайка – второй, морковка – третья и т.д. Вскоре отпадет эта необходимость. Выложите пять палочек разных цветов. Которая по счету красная палочка? – Красная — третья. Из всех игрушек, который по счету цыпленок? – Цыпленок — четвертый.
Урок заканчивается. На следующем занятии мы узнаем, как научить детей выполнять счетные операции в пределах 10.
Предупреждаю родителей, что не следует самим обучать ребенка писать цифры или буквы. Оставьте это дело профессионалам, чтобы не пришлось переучивать детей, а это отрицательно сказывается на их психике и отношении к учебе и к учителю. Потому что для ребенка авторитет родителей очень велик, а учителю приходится переучивать то, что сделано родителем.
Домашнее задание для родителей: продолжать работать над предыдущими уроками и в этом уроке добивайтесь обязательно правильного ответа ребенком на поставленный Вами вопрос о количественном и порядковом счете.
Через 2 недели мы перейдем к изучению второй темы и поговорим о развитии мелкой моторики кисти.
Любите своих детей и берегите их!!!
Удачи во всем!
P.S
Обратите внимание на короткий неврологический тест для родителей. Попробуйте его пройти и улыбнитесь
Возможно, это правда. Дайте пройти его Вашим родителям!
Удачи!!!
Вернуться к предыдущей подтеме
Перейти к короткому неврологическому тесту для родителей
Перейти к следующей теме
Презентация на тему: » Обучение детей количественному и порядковому счету. Нижельская Наталия Александровна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад 148»» — Транскрипт:
1
Обучение детей количественному и порядковому счету. Нижельская Наталия Александровна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад 148»
2
В старшем дошкольном возрасте количественные представления в процессе обучения формируются под влиянием овладения счетной и измерительной деятельностью. Число выступает как результат счета, характеристика эквивалентных, равночисленных множеств, как результат измерения
3
Так, при обучении детей счету до 6 сопоставляются два однородных по составу множества: 5 груш и 5 яблок. Выявляется и получает словесное выражение их равно численность: столько же, поровну, одинаково по количеству, по 5. Затем добавляется 1 груша, отмечается, что стало больше на 1, чем было, и сравнивается полученное множество с тем, что осталось без изменения: «Груш больше, чем яблок». Так, при обучении детей счету до 6 сопоставляются два однородных по составу множества: 5 груш и 5 яблок. Выявляется и получает словесное выражение их равно численность: столько же, поровну, одинаково по количеству, по 5. Затем добавляется 1 груша, отмечается, что стало больше на 1, чем было, и сравнивается полученное множество с тем, что осталось без изменения: «Груш больше, чем яблок». 6
4
В процессе обучения счету на основе сопоставления, упражнений по уравниванию есть возможность познакомить детей с цифрами: научить различать, называть, находить, выстраивать их в ряд, используя для этого карточки с цифрами.
5
Состав числа 6
6
Особое внимание нужно обратить на обнаружение соответствия или несоответствия с помощью попарного соединения предметов линиями
7
В старшей группе проводится работа по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений «меньше» и «больше»: «если 1 2 и 2> 1, то 3> 1». В старшей группе проводится работа по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений «меньше» и «больше»: «если 1 2 и 2> 1, то 3> 1».
8
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ
9
Замените четвертый синий кружок красным. Замените четвертый синий кружок красным.
10
Поставь третьим квадрат желтого цвета
11
Дайте флажки второму, четвертому и шестому мальчикам
12
Возле дома заяц Коська посадил свой огород. И по осени гордился как шикарно он растет.
13
Первой выросла морковка
14
Второй капуста подросла
15
Третьим синий баклажан собою грядку украшал
16
Красный перец зрел четвертым
17
Пятым кабачок подрос
18
А шестым зеленым важным вырос пахнущий укроп
19
Седьмым картофель красовался
20
Восьмой краснела свёкла
21
Девятой тыква подоспела
22
Десятым вызрел огурец
23
Какой же зайка молодец!
24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ