Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, о ее красоте, о ее дарах, а также поиграем и повеселимся.
2. Основная часть.
1. Работа с двумя картинками в черно-белом и желто-красном цвете.
— Ребята,посмотрите на эти рисунки и скажите: чем они похожи и чем отличаются?
— На какую из картинок похоже то, что мы видим за окном? Почему? Как называется это время года?
— Действительно природа осенью разноцветная: желтая, красная, оранжевая, бардовая и немного-немного зеленая.
Звучит музыка.
— Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
— Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие по осени.
2. Работа с картинками на тему «Ранняя и поздняя осень».
— Посмотрите на эти картинки: какое время года здесь изображено? Чем они отличаются друг от друга?
-Действительно, на одной картинке ранняя осень, а на другой – середина осени и на третьей — поздняя осень. А сейчас у нас за окном какая осень?
3. Дидактическая игра «Назови примету осени».
— Ребята, у меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. Давайте мы встанем в круг и будем, передавая друг другу этот листочек, называть приметы осени.
4. Дидактическая игра «Найди пару».
— Осень! В роще желтый листопад.
Листья около березок
Золотым ковром лежат!
— Посмотрите, ребята, сколько красивой листвы я сегодня утром собрала.Это листья с разных деревьев: с березы, клена, осины, рябины.
— Я вам дам по одному листочку, а вы найдите такие же и соберите их.
— Богата осень красками! Какого цвета листья у тебя Саша, Слава, Дима… Давайте подсчитаем сколько вы собрали красных, желтых и оранжевых листьев? А каких больше?
Звучит музыка.
— А сейчас я нашим волшебным листиком превращу вас тоже в листики и мы немного поиграем.
Физминутка
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой
К ночи ветер-ветерок.
Рядом с листиками лег
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
— Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый осине,
Зонтик желтый – тополям.
Что же осень дарит нам?
5. Дидактическая игра «Назови одним словом».
— Я сейчас перечислю подарки, которые дарит нам осень,а вы назовите это одним словом:
— яблоко, груша, апельсин, персик, слива;
— помидор, огурец, морковка, капуста, лук;
— клубника, смородина, малина, крыжовник;
— подосиновик, масленок, опята, мухомор.
— Действительно осень богата и щедра на подарки: овощи, фрукты, ягоды и грибы.
6. Дидактическая игра «Назови фрукт по описанию».
— Я сейчас буду вам давать описание какого-нибудь фрукта, а вы должны догадаться,что это за фрукт:
— круглое, бывает красное и зеленое, сладкое, твердое (яблоко) ;
— овальный, желтый, кислый (лимон) ;
— круглая, синяя, сладкая, мягкая (слива) .
— В огороде много гряд.
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох?
Нас прокормит целый год.
7. Подвижная игра «Соберем картошку».
— Наросло картошки много, надо собирать. Я хочу знать кто из вас самый шустрый быстрый? Кто больше всех соберет картошки?
Вдруг раздается стук в дверь. Приносят корзину и говорят, что Осень отправила для детей группы подарок. Педагог вместе с детьми открывает корзинку, которая наполнена фруктами и овощами.
— Вот так осень! Какой подарок нам отправила! Здесь и фрукты и овощи. Давайте разложим их. Слева от корзинки сложим овощи, а справа – фрукты.
— Ребята, а куда нам положить арбуз? Арбуз – это фрукт или овощ? (дети дают свои ответы) Арбуз – это ягода!
— Что можно приготовить из фруктов? А из овощей? А что можно приготовить из арбуза? Его лучше просто скушать. Что мы и сделаем!
3. Заключительная часть
— Ребята, вам понравились подарки Осени?
— Я хочу узнать, какой подарок осени вам понравился больше всего.
-Я вам раздам листочки вот с таким нарисованным кругом, а вы превратите этот круг в овощ или фрукт или ягоду, которые бы вы хотели получить в подарок от осени.
(педагог раздает детям листы с нарисованным кругом. Дети должны «превратить» его в овощ, фрукт или ягоду, дорисовывая характерные признаки. Педагог в это время рисует на доске).
В конце задания педагог выставляет работы детей на доску.