Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня нас ждет интересное и познавательное путешествие в мир явлений природы. А на чем мы можем отправиться в путешествие?
(ответы детей). Тогда занимаем места и отправляемся. Пока мы едим,послушайте стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Воспитатель:
-О чём мы будем говорить сегодня? (ответы детей).
Воспитатель:
-Послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года в нем говорится?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(ответы детей — о лете).
— Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.
Какие же явления природы можно наблюдать летом?
Ответы детей — летний гром и молния, дождь, а после дождя радуга).
Воспитатель: нас ждет первая остановка, но как она называется, догадайтесь и подскажите мне.
Рассказа К. Ушинского «Солнце и Радуга».
(Воспитатель рассказывает историю и подводит детей к правильному ответу — о чем шла речь в рассказе — о дожде и радуге). Значит первая остановка
«Радужная».
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
По радуге люди могли определить погоду на ближайшие дни:
•В радуге больше красного цвета — к ветру.
•Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью.
•Радуга утром — к дождю.
Как возникает радуга?
Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?
Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов.Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу:
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»,
«Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки».
В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
Что же означает каждый цвет в радуге:
Красный цвет – самый сильный. Это цвет активности, уверенности, праздника.
Оранжевый цвет- цвет хорошего настроения. Он самый веселый, открытый, дружелюбный, эмоциональный.
Желтый – цвет солнца, а значит тепла и оптимизма
Хорошо влияет на внимание и память
Зеленый – цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение.
Голубой – цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие.
Синий цвет – цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет. Олицетворяет собой покой, гармонию, новизну.
Фиолетовый – цвет сложный, насыщенный, мистический.
Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги (экспериментирование с красками).
А бывает ли радуга без дождя?
Такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.
Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель, разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой.
Экспериментирование:
Можно приготовить мыльный раствор и надуть мыльный пузырь. На пузыре появится радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем, а потом продолжим наше знакомство с радугой.
Физминутка:
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу. Дети выполняют рисунок солью.
Рефлексия:
-О каком природном явлении мы сегодня говорили?
-Что нового и интересного вы узнали?
-Какие моменты вам больше понравились и почему?
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, перед ними на магнитной доске картинки с изображением явлений природы. См. фото
В-ль – Посмотрите внимательно на картинки, что вы на них видите? Какими словами можно описать солнышко? (Ясное, лучистое, яркое, нежное, румяное, золотое, веселое). С помощью каких слов можно рассказать о небе. На котором светит солнце? (синее, голубое, прозрачное, солнечное, высокое). А если на небе нет солнца? (хмурое, пасмурное, грустное, серое). Давайте найдем картинки, на которых яркое. Чистое, голубое небо, и картинки на которых оно серое, затянутое тучами, сердитое (дети находят картинки и описывают их).
В-ль: — А теперь послушайте загадки о явлениях природы и найдите соответствующую картинку (читает загадки). Смотри приложение.
В-ль: — Живут на свете два брата, старший брат – Северный ветер и младший брат – Южный ветер, родные, но совсем не похожие друг на друга, когда дует северный ветер, становится очень холодно. Каким словами можно сказать про этот ветер? (Ледяной, морозный, колючий). А Южный ветер другой. Как вы думаете какой? (Теплый, ласковый, нежный). Каждый поет свою песню (включает запись вьюги, дети на слух определяет, чья звучит песня). А теперь изобразите дуновение Южного ветра. Фото
Физминутка (под спокойную музыку). Воспитатель превращает детей в деревья, ручей, камни, ветер; под музыку ветер начинает дуть, деревья качаться, ручеек течь между деревьями и камнями.
В-ль: — Проходите на стульчики, посмотрите, это схематичное изображение предметов и явлений природы (повторяет с детьми их значение).
-Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь. О чем? О солнце, о дожде, о снеге, о цветах, о том, куда прячется солнце и как спастись от дождя. С помощью символов вы запишите свой рассказ на листочках и некоторые мы заслушаем.
Игра «Найди пару». Каждый наденет на голову шапочку-маску. Под музыку дети начинают двигаться по залу, но не просто, а в образе. Когда музыка остановится,каждый найдет свою пару: дождь найдет дождь, гром найдет гром и т. д. Смотри приложение. Фото
В-ль:
— В нашем уголке природы есть календарь погоды. Что мы отмечали в нем? Правильно, состояние погоды в разные дни: дождь, снегопад, ветер, солнце. Какими словами можно рассказать о солнце? (Теплое, ласковое, лучистое, нежное). Можно ли эти слова употреблять по отношению к людям? (Ответы). О каких людях так можно сказать? (Ответы). О ком из своих родных и друзьях вы можете так сказать? (Ответы).
-Послушайте стихотворение И. Пивоварова «Едет солнце»
Едет, едет солнце в золотой карете
Видит,видит солнце сверху все на свете:
И щенка, и петуха, и козу с рогами.
И как Петя во дворе машет кулаками.
Игра «Настроение». Дети встают в круг. Воспитатель читает стихотворения, а дети мимикой, жестами и движениями стараются изобразить настроение, описанное в стихах. Смотри приложение.
Приложение.
Загадки о явлениях природы.
Алый платок упал на лесок, лег на луг – потемнело вокруг. (Закат).
Спрятал луга, спрятал стога в синий карман, синий …туман.
Это что там за стрела, небо черное зажгла? Небо черное зажгла – в землю с грохотом ушла (молния).
В листве шумит, в трубе гудит. Хоть крыльев нет – облетел весь свет (дождь).
Толстая улитка, черная накидка, по небу плывет – воду везет (туча).
В темном небе великан бьет в огромный барабан (гром)
Берегите руки, ноги. Закрывайте уши, нос. Ходит, бродит по дороге старый дедушка…Мороз.
Дидактическая игра «Настроение»
Цель: мимикой, жестами, движениями изобразить настроение, описанное в стихотворении.
Шел кроль Боровик через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.
Встало солнце кислое, смотрит — небо кислое, в кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие и едят ужасное кислое мороженное…
Даже сахар кислый! Скисло все варенье! Потому что кислое было настроение.
Какой чудесный день! Какой чудесный пень! Какой чудесный я и все мои друзья.
Ой-ой-ой! Как мне страшно! Ой-ой-ой! Как ужасно! Я боюсь-боюсь-боюсь, лучше я притаюсь.
Рады, рады, рады светлые березы, и на них от радости вырастают розы. Рады, рады, рады темные осины, и на них от радости растут апельсины.
Игра малой подвижности «Найди пару».(Шапочки-маски должны быть парными)
Дети одевают шапочки-маски с изображением явлений природы (дождя, ветра, грома, снега, солнца). Под музыку дети начинают двигаться в образе – солнце – улыбается, тучи – хмурятся, гром –топает ногами, снег – кружится. Как музыка остановится, дети находят свою пару,и берутся за руки: туча – тучу, солнце – солнце, снег – снег и т. д.