Ход ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Боруздина «Кто построил этот дом?
НА УЛИЦЕ САДОВОЙ
ДОМ ПОСТРОЕН НОВЫЙ.
В НЁМ СТОЛЬКО СВЕТЛЫХ ОКОН –
СЧИТАТЬ НЕ СОСЧИТАТЬ,
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ?
НУЖЕН ВСЕМ БЕЗ ИЗКЛЮЧЕНЬЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Давайте вспомним, о чём идёт речь в этом стихотворении? (о доме).
— А что такое — «дом»? и Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть)
— Значит: когда идёт дождь или мы замерзаем, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо.
— А как вы думаете, есть ли дома у животных, насекомых, птиц (ответы детей).
— Какие дома животных вы знаете? Вот,например: лиса – в норе; собака – в конуре; корова – в коровнике; свинья – в свинарнике; курица в курятнике. (молодцы)
— У каждого животного, насекомого, птицы на земле есть свой дом, каждое животное, насекомое, птица может жить только в нём.
— А вот о каких домах сегодня пойдёт наш разговор вы сейчас узнаете.
— Стук в дверь. В группу входят дети в масках (белка, птица, муравей, бобр, пчела).
Каждый из них держит в руке иллюстрацию. Они загадывают по очереди свои загадки и рассказывают стихи о своих домах.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Давайте попросим — БЕЛКУ (загадать нам загадку).
Рассматривание иллюстрации.
Хвост пушистый, а глазки зорки.
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок
И в дупло с грибочком – скок. (белка) — дупло
— Где живёт белка? (в дупле дерева)
— Что мы знаете о белке?
— Ответы детей: что она беззащитный зверёк, она спасается только тем, что прячется в густых ветках и дуплах. В неволе живёт не долго. Делает в дуплах большие запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников.
— Давайте попросим – ПТИЧКУ (рассказать нам стихотворение).
Рассматривание иллюстрации.
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несёт. (птичка) — гнездо
— Ребятки, вспомните, пожалуйста, из чего строится или (вьётся) гнездо? (соломы, пушка, земли, глины).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— А сейчас Мы с вами покажем, какие мы строители.
— ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз, два, три, четыре! Дети.
Много дел на белом свете. – дети шагают на месте
Пусть не сердятся родители, — дети грозят указательным пальчиком
Что измажутся строители, — отряхивают с одежды воображаемую пыль
Потому что тот, кто строит, — ударяют кулачком поочерёдно то сверху, то снизу
Тот чего-нибудь да стоит! — затем выбрасывают вперёд руки
— А сейчас нам – МУРАВЕЙ — расскажет стихотворение. Слушаем внимательно.
Вот в лесочке у пенёчка
Выросла большая кочка:
Муравьиный это дом,
И жильцов без счёту в нём. (муравейник)
— Рассматривание иллюстрации.
— Это только часть муравейника, под ней есть ещё подземное гнездо.
— Как вы думаете из чего состоит муравейник? (больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, комочков почвы).
— Каждый муравей старается что-то нести в большой общий дом.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— Для того чтобы узнать чей дом изображён на этой картинке.
Попросим — ПЧЁЛКУ загадать загадку.
Рассматривание иллюстрации.
Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несёт
Из него готовит мёд? (пчёлка) — улей
— Как называется этот дом? (называется ульем).
— Кто построил этот дом? (люди построили им специальные домики – ульи, охраняют их, берегут)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
— А знаете ли вы, кто самый известный строитель в мире животных. (ответы детей)
А вот сейчас вы узнаете. Попросим БОБРА – загадать загадку.
Домик – хатка на реке,
И плотина вдалеке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (бобр) — хатка
— Он умеет строить для себя замечательные домики хатки.
— Из чего строит бобр свою хатку? (веток, камней, листьев)
ИГРА: «Кто где живёт»
(Воспитатель раскладывает на подносе изображения животных, насекомых, птиц. Просит по очереди вытянут любое изображение и поместить, его на свой домик. Дети помогают найти свой домик).
ГОСТИ В МАСКАХ:
— Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием.
— Следующее задание вас ждёт за столами.
— А МЫ С ВАМИ ПРОЩАЕМСЯ. ДОСВИДАНИЕ.
ЗАДАНИЕ: «Где, чей дом»
(Детям необходимо найти дом и соединить линию карандашом).
— После выполнения задания дети выходят из — за стола на ковровое покрытие.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
В заключении воспитатель подчёркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нём. Меняться домами животные не любят, да и не могут
Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома
Ход занятия.
Дети заходят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы меня узнали!
Дети: да, птица.
Воспитатель: Какая птица?
Дети: Ворона.
Воспитатель: молодцы, правильно. Я вас приглашаю поиграть в весенний лес. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы отправимся с вами в лес на поезде.
Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Беремся друг за дружку и отправляемся в путь.
Вот мы и приехали на лесную полянку. Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Дети: — лес – дом для птиц и животных;
— лес – наше богатство;
— лес – красота нашей природы;
— лес – очищает воздух;
— В лесу можно слушать пение птиц;
— Деревья очищают воздух от пыли и грязи;
— В лесу много деревьев;
— Лес, где растут грибы и ягоды.
Воспитатель: Молодцы, все правильно.
Воспитатель: Ребята, как нужно себя вести в лесу?
Дети: В лесу нельзя громко кричать, шуметь. Своим криком мы можем напугать птиц и зверей.
— Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
— Нельзя в лесу бросать и оставлять мусор. Ребята, скажите, а можно разводить в лесу костер?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно нельзя. Огонь может распространиться по сухим веткам и по траве, и начнется лесной пожар. Это очень опасно для лесных жителей.
Вика нам расскажет стихотворение про лес.
Весенний лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Кто в душе твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой,не утаи: ты же видишь – мы свои.
Ребята,какие животные живут в лесу:
Дети: Дикие.
Воспитатель: Ребята, назовите диких животных.
Дети: Белка, лиса, заяц, волк, медведь.
Воспитатель: Правильно, ребята. Почему их называют дикими?
Дети: Животные живут в лесу, сами добывают себе еду, сами о себе заботятся и приносят лесу пользу.
Воспитатель: Молодцы, все правильно.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто это?
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -. Птицы
Дети: Птица.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Где живет птичка?
Дети: На дереве.
Воспитатель: А, как правильно называется дом птички?
Дети: Гнездо.
Воспитатель: молодцы, правильно.
Воспитатель: Из чего построено гнездо?
Дети: Из веток, травинок, пуха.
Воспитатель: Кто построил птичке гнездо?
Дети: Птичка сама.
Воспитатель: Ребята, слушаем, следующую загадку.
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок — поскок. Белка
Дети: Белка.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Где живет белка?
Дети: На дереве.
Воспитатель: Как правильно называется домик белки?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Кто построил белке дупло?
Дети: Сама нашла.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто в этом домике живет? Для того, чтобы узнать, надо загадку отгадать.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. Медведь
Дети: Медведь. Молодцы, правильно.
Воспитатель: Как называется дом медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
— Кто медведю построил берлогу?
Дети: Сам нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же в этом домике живет? Для того, чтобы узнать, надо загадку отгадать.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее… Лиса
Дети: Лиса. Молодцы, правильно.
Воспитатель: Где живет лиса?
Дети: В норе.
Воспитатель: Кто лисичке построил нору?
Дети: Сама, вырыла лапками.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Всех зверей мы расселили по домикам.
Воспитатель: Нужен ли животным дом?
Дети. Всем животным нужен дом.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы выводить потомство, прятаться от врагов, хранить запасы, спать, прятаться от холода.
Воспитатель: Прочные ли дома у зверей и птиц?
Дети: Дома у них прочные. Гнёзда птиц крепятся к дереву очень прочно. Норы зверей глубокие, с запасными выходами на случай опасности.
Воспитатель: Хорошо, что у всех зверей есть свой дом.
Воспитатель: Ребята, наши животные не могут найти, кто, где живет.
Хотите помочь животным найти свой дом?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда расселите животных туда, где они живут.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, справились, расселили всех животных по домам.
Д/ И «Кто лишний».
(Дети садятся полукругом, воспитатель называет диких животных и насекомых, домашних животных, птиц. Дети находят лишнее животное).
Воспитатель: Ребята, вы у меня молодцы, хорошо отвечали на вопросы, дружно играли.
Ребята, счастлив тот, у кого есть свой дом!
На этом, наша игра закончилась и нам пора возвращаться в группу.
Ход : Непосредственно — образовательной деятельности.
Настрой детей:
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Своей теплотой добротой поделись!
Дети садятся на стульчики. Входит обезьянка. Она прибыла из Африки хочет подружиться с животными нашего края, хочет про них все знать.
-Ребята! Поможем обезьянке? (да).
А для этого сначала отгадайте загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета (заяц)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пышный хвост-краса
Кто это (лиса).
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно это (белка).
В густом лесу под ёлкой,
Осыпанной листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колющий и живой. (ёж).
Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк).
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Выставляем картинки:
-Молодцы ребята все загадки отгадали.
Подскажите же мне и обезьянке о ком же эти загадки? (о животных)
Где живут все эти животные (В лесу, в природе)
_А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)
-Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?
(дикие животные)
Вывод: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.
Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.
Как можно назвать животных,которые питаются травой (травоядные).
А животные, которые питаются другими животными называются (хищники).
А, животные которые питаются и растениями и животными (всеядные)
Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.
(запасти корм)
Все ли животные запасают корм на зиму?, а медведь запасает себе корм (нет он зимой спит).
Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом где проводят зиму и впадают в спячку.
Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.
А ещё какие животные спят зимой? (ёжик,барсук) показ слайдов.
Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?
Ответы детей.
Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка)
А сейчас мы немного отдохнем:
Физминутка:
Топай мишка раз-два
Хлопай мишка раз-два
Приседай со мной братишка
Руки вверх вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
-Ребята! обезьянка принесла нам интересные игры, давайте поиграем!
1. «Кто где живет?»
Где живет белка? (в дубле) — (слайд 1)
Где живет медведь? (в берлоге) – (слайд 2)
Где живет волк? (в логове) – (слайд 3)
Где живет ёж и лиса? (в норке) – (слайд 4)
Где живет заяц? (под кустом,зайчик домик не строит) – (слайд 5)
2. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.
Лисёнок,лисята у кого (у лисицы).
Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи).
Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи).
Ежонок ежата у кого? (ежихи).
Волчонок, волчата у кого (волчицы) .
Медвежонок, медвежата у кого (медведицы).
-Молодцы помогли детенышам найти своих мам!
3.Игра: «Травоядные, хищники, всеядные» (дети одевают маски животных,когда дается команда «День» все животные гуляют, а когда дается команда «Ночь»,бегут в домики: травоядные в зеленый обруч, хищники в красный обруч, всеядные в синий обруч.)
4.Игра: «Собери из кусочков целое»
Кто у вас получился? ,расскажите о своем животном
-Молодцы!
-Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края. Молодцы!
Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие, что много узнала о своих собратьях. Пусть животные Африки дружат, с нашими животными, а мы со всеми ними.
За то, что вы хорошо занимались она хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами. На этом занятие закончилось молодцы!
-О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
-Что нового узнали?
-Как помогли обезьянке?
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите карту. Эта карта нашей страны. Как она называется? Ответы 2 – 3 ребёнка. (Россия)
Воспитатель. Карта может многое рассказать о нашей стране.
Россия — самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – будет тепло, будет светить солнышко.
*Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
— Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине,
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
— Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
— Здравствуй, Родина моя.
*Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Основная часть.
1. Воспитатель. У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок планеты, где мы родились, выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней. Наша малая Родина – село, в котором мы живем. Как оно называется? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель. Вам нравится наше село? Чем оно нравится? (Ответы 2-3 детей)
Воспитатель. А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей малой Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о растительном и животном мире нашего края. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны.
2. Рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах, и расскажите, чего мы не должны делать в природе?
Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки деревьев. Не рвать цветы. Не пугать птиц и т. д.
Воспитатель. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наши луга, леса и посёлок станут чистым и красивым.
3. Физкультурная минутка.
Движения выполняются по тексту.
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
4. Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Растения нашего края». Я вам загадаю загадки, а вы на плакате с растениями найдёте ответ.
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Слетают все рубашки. (Дерево)
2.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
3. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же…
(Крапива)
4. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
5. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
6. Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
7. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
8. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
9. Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. (Берёзки).
Воспитатель. Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что отдыхая в лесу нельзя вредить природе.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
5. Воспитатель. Следующая игра «Дикие животные нашего края».
Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки, изображающие диких животных, и рассказывают о них.
Воспитатель. Где живут дикие животные? Чем они питаются? (Ответы детей.)
Дети. Дикие животные живут в лесу. Там они, строят себе домики, находят свою еду. Некоторые звери любят полакомиться лесными ягодами.
6. Воспитатель. В наших лесах растут разные ягоды. Ягоды очень вкусные. Люди тоже собирают ягоды, из них варят компот, варенье, кисель, пекут пироги. Какие ягоды вы знаете и пробовали на вкус?
Дети. Смородина, черёмуха, малина, черника, клюква, калина, земляника, брусника.
Дидактическое упражнение «Назови ягоды по картинкам».
Дети выходят к доске и называют, какие ягоды изображены на картинках.
7. Воспитатель. Наше путешествие в природу подошло к концу.
Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
*Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
*Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Ход занятия.
Восп-ль: Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать. Тот, кто отгадает, первым должен подойти, взять картинку у меня со стола и повесить ее на доску.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Чисто умывается,
С водой не знается. (Кошка)
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди – вилы
Сзади – метла. (Корова)
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Хвост крючком
Нос пятачком. (Свинья)
Идет – бредет
Бородой трясет,
Травки просит: Ме-е-е,
Дай-ка вкусной мне-е-е. (Коза)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Овца)
С хозяином дружит, дом сторожит
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)
Восп-ль: Молодцы, ребята! Какие животные есть у вас дома? Каких животных можно увидеть в деревне? Давайте посмотрим на экран. (Просмотр видеоролика «В деревне»). Как можно назвать их одним словом (Ответы детей).
Правильно, сегодня мы и поговорим о домашних животных.
Воспитатель с детьми рассматривает на картинках животных и называет их детенышей.
Игра «Назови семью» (с мячом в кругу).
Давайте вместе посмотрим и назовем части тела. Уточняет признаки внешнего вида. (голова, хвост, лапы, копыта, рога, когти, щетина, шерсть).А чем покрыто их тело (ответы детей).
А в чем вы видите разницу между ними?
Восп-ль: Размерами, цветом, повадками. Собаки и кошки – это хищные животные, потому что они питаются мясом, а другие любят траву и они называются жвачными, т. к. все время жуют.
Игра «Найди домик для животного»
На столе разложены листы с изображением домашних и других животных. Нужно выбрать домашнее животное и провести линию к домику.
Восп-ль: А вы знаете, ребята, кроме этих домашних животных, есть еще несколько животных, которые тоже считаются домашними – это верблюд, осел, олень.
Восп-ль: Как вы думаете, всегда ли животные жили рядом с человеком?
Нет, конечно. Сначала все животные были дикими, они самостоятельно добывали себе пищу, строили жилища, ухаживали за своим потомством.
А откуда же появились домашние животные?
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг; люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили около его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число животных у человека росло.
Знаете ли вы, а кто был предком кошек и других домашних животных (Ответы детей, дополнения воспитателя). Предками собак были волки, домашних котов – камышовые коты, коров – дикие быки – туры, свиней – дикие кабаны, лошадей и ослов – зебры. Смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? Какая опасность их там подстерегает? (Ответы детей).
Знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных. Для коров (коровники, загоны, фермы, для лошадей (конюшни, свиней – свинарники,овец – овчарни, собак – конура. Ослы и верблюды могли жить и на улице, т. к. они живут в жарких странах и могут спать прямо на улице. (Показ иллюстраций жилищ).
Физкультминутка.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река широка и глубока,
Не достать до дна,
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица!
(плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
(притопывание ног)
Поскакали все домой
Гоп – гоп, гоп – гоп, гоп – гоп!
(прыжки на месте)
Восп-ль: Почему домашние животные не смогут выжить без помощи человека? Как называются профессии людей, которые ухаживают за животными? Давайте мы на них посмотрим (слайдшоу).
За свиньями ухаживает (свинарка)
За лошадьми — … (конюх)
За телятами — (телятница)
Коров, овец, коз, лошадей пасет (пастух)
Коров доит (доярка)
Лечит всех животных (ветеринар).
А чем, ребята, покрыто тело животных? Для чего людям нужна шерсть? Каких животных можно стричь? Почему нельзя стричь свиней?
Проводиться игра «Кто какую пользу приносит».
Свинья дает мясо
Собака сторожит дом
Лошадь, верблюд, слон, ослик перевозят грузы
Овцы и козы – мясо и шерсть
Кролик – мех, мясо
Кошка ловит мышей
Корова дает молоко и мясо.
Подведение итогов: О ком мы с вами говорили? Что нового вы узнали о домашних животных?
Сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в увлекательное путешествие! Скажите пожалуйста, у вас есть дом?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что дома бывают не только у людей? Дома есть также у животных, насекомых, птиц, рыб! Кто-то живет в реке, кто-то в лесу кто-то на лугу! Сейчас мы с вами отправимся в гости к некоторым животным и поближе познакомимся с их домами.
Я хочу вам прочитать стихотворения, а вы внимательно послушайте.
Где чей дом?
Улей — в нём живёт пчела,
Но она там не одна.
Вся семья там с ней живёт,
Делает для нас медок.
***
Дом для птиц – это гнездо.
Вот на дереве оно.
Может и на крыше быть.
Могут на земле сложить.
***
У лягушек разный дом:
Река, болото или пруд.
Любой удобный водоём
Ей всех важней и там, и тут.
Наталья Мажирина
Воспитатель: Про что эти стихотворения?
Ответы детей.
Воспитатель: Про чьи дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь мы с вами поиграем в игру! Я буду каждому бросать мяч и называть чей-нибудь домик, а вы должны сказать, кто живет в этом домике.
Проводится дидактическая игра «Чей это дом?» (пример: кто живет в дупле, в реке, в гнезде, в норе, в конуре и т. д.)
Воспитатель: А теперь послушайте загадку.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(еж)
Воспитатель: где живет еж?
Ответы детей.
Воспитатель: С помощью чего он делает свой домик?
Ответы детей.
Проводится подвижная игра «Веселые ежики» (ребята изображают ежиков, роют «лапками» норку, выкидывают землю на поверхность, вылезают на поверхность, нюхают носом воздух).
Воспитатель: молодцы ребята! А сейчас вы должны помочь зверькам попасть в их домики!
Дети собирают картинки-пазлы с изображением животных и их домами.
Пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному
пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками поочерёдно)
Загадки
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал (белка)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Ежик)
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)
Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нём.
(Крот)
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали загадки! А хотите нарисовать домики для своих зверей?
Дети: да.
На следующих двух занятияхможно провести урок рисования или аппликации на тему: «Всем на свете нужен дом!»
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда бы вы хотели отправиться? (Ответы детей). А мы с вами отправимся в лес. (Проводится игра малой подвижности).
А в лесу сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер крутит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится,
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет?
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться,
Заниматься не лениться.
Говорят весною лес
Полон сказочных чудес,
А давай-ка поспешим
Да на чудо поглядим.
— А как вы думаете, на чем мы туда поедем? А поедем мы с вами на паровозе. Давайте вспомним песенку про паровоз. (Исполняется песенка «Паровоз»)
II. Основная часть.
Воспитатель: «Вот он, чудесный лес! А кто это нас встречает? Отгадайте загадку? С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть —
Надо грибы
Для зимы собирать.
(белка)
— Да, дети, в нашем лесу живут белки. А где живет белка? (в дупле) А на каком дереве белка устроила себе домик? (На дубе). А какая белка? (Она маленькая, юркая, на веточках резвится, у нее пушистый хвостик.)
— Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет? (Она собирает их в свое дупло.)
— Дети у белки в домике перемешались все орешки и шишки, что это можно назвать, когда перемешалось все, валяется все кругом? (Это беспорядок.) Давайте поможем ей навести порядок в дупле? (Проводится игра «Чудесный мешочек».)
— Молодцы! Белка очень довольна и говорит вам спасибо!
— Дети нам пора отправляться дальше в путь, перед нами чей-то домик. Кто живет в нем,угадайте: Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся. (заяц)
— Дети, а какой заяц? (Зайчик трусишка, длинные ушки, быстрые ножки, не бойся зайка, мы тебя не обидим.)
— А что любит кушать заяц? (Заяц любит кушать морковку.) Посмотрите, под каким деревом сидит заяц? (Под елочкой.) Давайте мы поиграем с зайкой (проводится игра «Разложи морковку»).
— Вот спасибо, помогли зайке!
— Дети, паровозик нас заждался и зовет нас. Как паровозик нас зовет?
Чух! Чух! Чух!
Ой,ребята посмотрите,кто-то еще нас на пути встречает,ну ка послушайте загадку:
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).Правильно,дети- это лиса,какая она (рыжая,хитрая,пушистая,красивая). Чем питается? (мясом) Как называется ее домик? (нора).Под каким деревом нора? (под сосной) Молодцы,давайте поедем дальше!
— Что за домик впереди? Кто живет в нем, посмотри?
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том (Медведь.)
— Это, конечно же, мишка. А какой мишка? (Большой, сердитый, косолапый, неуклюжий.)
— А что любит кушать мишка? (Ягоды, мед.)
— А где он живет? (В берлоге). А что это за дерево, под которым мишка свою берлогу устроил? (Это березка.)
Физминутка
Потихонечку пойдем, в хоровод мы встанем.
И к березке подойдем в белом сарафане.
Разойдемся в круг большой
И покружимся с тобой.
Дует ветер на тебя
И садятся птицы.
К нам опять пришла весна
Будем веселиться!
III. Аппликация ягод для мишки.
Воспитатель: «Дети весна пришла, мишка проснулся, проголодался, а кушать то нечего. Что мишка любит кушать? Давайте ему поможем, покормим мишку, наклеем ему ягодки — малинки.»
(на ватмане наклеена или нарисована большая корзина,дети наклеивают на нее готовые заготовки ягод)
— Вот спасибо, помогли мишке, сколько много ягодок наклеели, накормили его, он теперь очень доволен!
— Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад, а мы еще не у всех зверей в гостях побывали, какие еще звери живут в наших лесах? (Ежи, волки, лоси.)
— Дети, мы с вами сегодня помогли и белке, и мишке, и зайцу, а звери тоже решили нас поблагодарить оставили нам корзиночку с подарками.
— Занимаем места в нашем паровозике. Как гудит паровозик? Чух-Чух! Поехали в садик!
Насмотрелись мы чудес
Жди нас снова в гости, лес!
III.Подведение итогов:
— Вот мы с вами и приехали в детский сад. А куда мы с вами ездили? На чем мы ездили в лес? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, зверям нужно помогать, их нельзя обижать.