Ход образовательной деятельности
I. Введение в игровую ситуацию.
Дети с педагогом входят в зал.
— Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель собирает детей возле себя.
Психогимнастика.
— Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
«Дорогие ребята, мы нашли сундук и не можем открыть его, потому что на замке неизвестный код. Мы не знаем, что он означает. Посылаем вам рисунок с замка. Помогите его разгадать и открыть сундук. Мы очень надеемся на вашу помощь.
Маша и Миша»
Ребята, вы согласны помочь Маше и Мише?
Дети: да.
Вы запомнили о чём они просят.
(Надо узнать, что обозначает рисунок и помочь открыть сундук)
А чтобы помочь Маше и Мише мы должны отправится в путешествие, где будем играть в разные игры и покажем свои знания.
II. Актуализация знаний.
На чем мы можем отправится в путешествие?
Я предлагаю отправится на поезде
А чтобы мы смогли поехать нам нужно купить билет
Играем в игру «Найди билет»
Билетом будет карточка, выберите карточку на которой составлено число 4 и принесите мне.
Я контролёр- буду проверять билеты.
Почему ты выбрал эту карточку?
Ответы детей…
Молодцы! Все справились с заданием, выбрали билеты с числом 4.
Вот мы отправляемся в лес.
Песня «Вот поезд наш едет, колёса стучат»
III. Затруднение в игровой ситуации
Вот мы приехали на поляну.
Ребята, посмотрите сколько много грибов на поляне.
Играем в игру «Собери грибы»
Чтобы всем хватило грибов, надо собрать по 4 гриба и выложить на пеньке.
Сколько у тебя грибов?
Ответы детей…
Всем хватило по 4 гриба, значит все посчитали правильно.
Я тоже нашла грибы, но не успела их сосчитать. Помогите мне «сосчитать грибы»
Дети считают.
Одинаково ли у нас грибов?
Ответы детей…
Сколько у вас грибов?
Ответы детей — 4
А у меня?
Ответы детей(5)
Что больше 4 или 5? На сколько 5 больше 4?
Ответы детей…
Что надо сделать, чтобы грибов у вас и у меня стало поровну?
Ответы детей…
Вы хотите, чтобы у вас стало 5 грибов?
Что для этого надо сделать?
Ответы детей (надо взять ещё грибы)
Сколько ещё грибов надо взять каждому, чтобы получилось число 57
Ответы детей…
сформировать представление о способе получения числа 5 и цифре 5.
Дети берут по одному грибу.
Сколько стало грибов? Как получилось число 5?
Ответы детей(4+1)
Вы рады, что у вас стало по 5 грибов.
Вот мы узнали, как получить число 5.
Какой цифрой обозначают число 5, кто знает?
Найдите цифру 5.
Вот мы и познакомились с новым числом 5 и цифрой 5. Ура!
Возьмите карточку с цифрой 5 и украсьте семенами цифру.
Вдавливаем семена друг за другом в пластилин по форме цифры.
Покажите цифры нашим гостям.
Молодцы, все красиво украсили цифру 5.
А сейчас предлагаю отдохнуть под музыку.
Надо разложить цветы двух видов так, чтобы получилось число 5 разными способами и выложить под ними цифры.
На верхнюю полоску положите 4 тюльпана, а сколько положить ромашек, чтобы получилось число 5, догадайтесь сами.
Цветы выложили, пересчитываем. Получилось 5.
Сколько ромашек вы положили?
Сколько тюльпанов? (4)
Цветов стало больше или меньше? Сколько ромашек? (1) = (равно)5. Правильно составили букет?
На следующей полоске другой букет.
Выложите 3 ромашки, а сколько тюльпанов догадайтесь сами. Пересчитываем. Сколько получилось цветов? (5) Правильно?
Сколько ромашек? (3) цветов больше или меньше?
Сколько тюльпанов(2). Равно5.
Сколько цветов? По скольку цветов в букете?
Правильно мы собрали букеты?
Ответы детей…
Мы молодцы, собрали букеты по 5 цветов разными способами.
Ребята, а зачем мы пришли в лес?
О чём нас просили Маша и Миша?
Ответы детей (разгадать рисунок)
Разгадаем рисунок на замке.
Подумайте, чтобы он мог значить?
Что бывает на замке? (код, число, шифр)
Может это число?
Почему думаете число 5? Докажите.
Сколько красных кругов? (3) Сколько синих?2) сколько всего? (5)
Значит на замке число 5.
Вы молодцы! Разгадали секретный рисунок.
Мы смогли узнать, что означает рисунок на замке.
Мы узнали, что рисунок- это число 5., а теперь попробуем открыть сундук.
Посмотрите, на замке, где рисунок ключик. Как вы думаете, что надо сделать?
Сколько раз надо покрутить?
Считаем все вмете 1, 2, 3, 4, 5.
Ура, сундук открылся, а что в сундуке?
Ребята, нам пора в детский сад.
Закрыли глаза. Считаем до 5.
Раз, два, три, четыре, пять
Вот мы и в садике опять.
Дидактические задачи: фиксирование детьми достижения «детской цели». Проговаривание условий, которые позволили добиться этой цели.
Где мы сегодня побывали?
Зачем мы туда ходили?
Кому смогли помочь?
А какое задание было в письме?
Смогли мы им помочь?
А что нам помогло разгадать рисунок?
Что нового мы узнали сегодня?
(как получается число 5)
А кого вы научите дома?
В какие игры мы играли?
Справились мы с заданиями?
Значит молодцы, ура!
Ход занятия
1. На фланелеграфе – изображено 4 клоуна. Рядом на столе — 6-7 разноцветных колпачков (треугольники, столько же воротничков и набор цифр от 1 до 5.
Воспитатель говорит, что перед детьми хотят выступить клоуны.Вот они: (на фланелеграф выставляются 4 клоуна).
— Сколько клоунов? (Дети считают и ставят рядом цифру, выбирая ее из цифр, лежащих на столе);
— Клоунам надо нарядиться. Сколько колпачков им понадобится? (Дети отсчитывают нужное количество и располагают на фланелеграфе);
— Сколько колпачков? Сколько клоунов? Что нужно сказать о количестве тех и других? (Их поровну, по 4);
— Как проверить? (Дети одевают клоунам колпачки);
— Но тут пришел опоздавший клоун. (Его воспитатель ставит немного в стороне);
— Посчитайте, сколько стало клоунов. (Цифру 4 убирают, ставят цифру 5);
— Как получилось, что клоунов стало 5? (Было 4, пришел еще один);
— Что теперь можно сказать о количестве колпачков и клоунов? (Клоунов больше, а колпачков меньше, так как не у всех клоунов есть колпачки);
— Как сделать поровну? (Надо к 4 колпачкам добавить еще один).
Для закрепления те же рассуждения проводим с воротничками.
Клоуны готовы к выступлению.
— Итак, мы с вами узнали, как получить число 5. Узнали, как пишется цифра 5.
— Послушайте веселые стихи о цифре 5.
Легко запомнить и понять —
На крюк похожа цифра 5.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать.
2. Физкультминутка «Клоуны»
Дети декламируют хором стихи и изображают клоунов: скачут с мячом, кеглями, обручами и так далее.
Клоун рыжий, клоун белый,
Клоун трус и клоун смелый,
Клоун Бом и клоун Бим –
Клоун может быть любым.
3. Игра «Машинисты»
Цель: закреплять счетные умения, знание свойств предметов, развивать память.
Дети переходят на ковер, на котором находятся кубики LEGO двух размеров и четырех цветов.
Воспитатель говорит детям, что находятся они в депо,где очень много вагонов и где формируются составы:
— Нам надо составить вагоны для клоунов, но так, чтобы у каждого был вагон.
— Сколько будет вагонов? (Пять);
— Строить будем так: 1-м будет большой красный вагон, на третьем месте – маленький белый, после 3-его – большой жёлтый вагон, между 1-м и 3-им – большой синий, а последний – маленький розовый.
После выполнения детьми задания, воспитатель показывает поезд,и дети вслух проговаривают:
1-й вагон – большой красный,
2-й вагон – большой синий,
3-й вагон – маленький белый,
4-й вагон – большой жёлтый,
5-й вагон – маленький розовый.
— А теперь на этом красивом поезде клоуны возвращаются в цирк.
4. Работа с тетрадью.
Воспитатель предлагает раскрыть тетради и выполнить задание: собрать рассыпанные бусы в группы по 5.
— Сколько получилось групп? (Пять)
Цель задания: Закрепить счет в пределах пяти.
5. Итог занятия
Воспитатель:
— С какой цифрой мы сегодня познакомились? (Пять).
— Давайте напишем её в воздухе.