Ход занятия
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
Воспитатель:
— Дети! Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Возьмите свои стулья и сядьте полукругом на ковре.
Воспитатель демонстрирует детям глобус.
— Как называется наша планета? (Земля)
-А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
— Давайте рассмотрим нашу планету. Что изображено на поверхности глобуса? Каким цветом? (реки, озера, моря, океаны нанесены синим, светло-голубым цветом; горы, равнины, пески – суша – коричневым, желтым, бежевым цветом).
— Каким цветом называют нашу планету? (ее называют голубой планетой)
— Дети, скажите, в чем заключается уникальность нашей планеты Земля? (на нашей планете есть вода, воздух, атмосфера, растительность – Земля обитаема, на ней существует жизнь).
— Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Ну-ка,кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(солнце)
Воспитатель демонстрирует детям игрушечное солнце.
— Пусть каждый из вас возьмет в руки наше Солнце и скажет, каким оно может быть? Например, Солнце желтое. (каждый ребенок подбирает прилагательное к слову «солнце» и передает игрушку по кругу).
— Вы хорошо справились, молодцы.
— А где находится Солнце? (в небе, в космосе)
— Зачем нам нужно Солнце? (Солнце – источник света и тепла. Без него все живое на Земле погибнет)
— Солнце большое или маленькое? Почему оно кажется маленьким? (находится далеко от Земли)
— А что такое Солнце? (Это большая раскаленная звезда, которая находится далеко от нас)
— Кто из вас наблюдал на небе звезды?
— Когда мы можем увидеть звезды? (поздно вечером, ночью)
— Почему они кажутся маленькими? (находятся далеко от нас)
— Таким образом, ребята, Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
— Ребята, а что еще есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы, планеты)
— Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля – одна из планет большой Солнечной системы.
Дети относят стулья к столу и проходят к плакату с изображением Солнечной системы.
— А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система)
— В космическом пространстве существуют огромные скопления звезд, которые называются «галактикой». Галактик много, все они имеют различную форму. В одной из таких галактик, называемой «Млечный Путь», находится наша Солнечная система (рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фотографий).
— Ребята, какие планеты вы знаете?
— Рассмотрим строение Солнечной системы. Как движутся все планеты относительно Солнца? (по кругу)
— Как называется путь, по которому планеты движутся вокруг Солнца? (орбита)
— Покажите путь какой-нибудь планеты (2-3 ребенка указкой показывают на карте путь планеты).
— Планеты одинаковые? (разные)
— Чем они отличаются друг от друга? (размером, цветом, формой, расположением относительно Солнца, строением, массой, на Земле существует жизнь, наличием естественных спутников)
— А чем планеты похожи? (все они вращаются вокруг Солнца)
— Какая по счету от Солнца идет наша планета Земля? (третья)
— А теперь мы с вами отдохнем. Если мы хотели бы увидеть солнце поближе, значит нам нужно быть выше к нему. Повторяйте за мной.
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
— Теперь присядьте, давайте поиграем в игру «Найди лишнее слово». Я буду говорить вам несколько слов,а вы назовете, какое из них лишнее и почему. Отвечать нужно по поднятой руке.
1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.
2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.
3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.
4. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.
5. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.
6. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.
В заключение нашего занятия предлагаю вам построить из конструктора новый спутник для нашей солнечной системы! Строить должны все вместе один спутник, чтобы он работал. А в конце постройки мы отправим его в космос.
Ход занятия:
Под космическую музыку входят дети и встают в круг.
Воспитатель:
— Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
— Здравствуйте.
Воспитатель:
— Ой, слышите, что это за странная музыка звучит и почему?
— Это же космическая музыка. А звучит она потому, что сегодня праздник — День космонавтики.
— Ребята вы знаете, что это за праздник? Кого поздравляют в этот день? (космонавтов)
— А почему он празднуется именно 12 апреля, знаете? (нет).
— Так пойдемте, я вам расскажу (воспитатель приглашает детей присесть на мягкие пуфики).
— В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: (включение аудиозаписи Левитан о первом человеке в космосе)
— Человек в космосе! Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток»-1 первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Но прежде чем отправить человека в космос, успешный космический полет совершили собаки Белка и Стрелка. Они провели в космосе 25 часов, 17 раз облетели вокруг земли и вернулись на Землю.
— Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. А вы хотели бы полететь в космос? (Да)
— Тогда занимаем места в космическом корабле и отправляемся в путешествие по солнечной системе. (Дети перемещаются к ракете, садятся полукругом на стулья перед экраном проектора)
— Все готовы? Тогда начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, полетели!
— Ребята, посмотрите в иллюминатор, как красива наша Земля из космоса! (Включается видеофильм «Солнечная система).
Воспитатель:
— А сейчас мы подлетаем к звезде по имени «Солнце». И я предлагаю вам посмотреть на него не из иллюминатора нашего космического корабля, а выйти в открытый космос! Хотите? (Да) А вы знаете, кто первый совершил выход в открытый космос? (нет)
— Это был наш космонавт Алексей Архипович Леонов.
— Выходить в космос можно только в специальном скафандре. Одеваем скафандры, шлем! (имитируем одевание)
— Ну что все готовы? Выходим! (дети встают вокруг картинки солнца)
Давайте представим себя планетами нашей солнечной системы, к которым мы с вами сегодня летали!
— Ребята, сколько же планет в солнечной системе? (8)
— Правильно! Все они вращаются вокруг Солнца! Давайте и мы возьмемся с вами за руки вокруг Солнца и поблагодарим его за тепло, и свет которое оно нам дарит (физкультминутка под песню «Солнце 21 века»).
— Ребята, посмотрите! Там вдалеке я вижу нашу планету!
— Это Земля! Как она красива!
— Интересно, какое время суток сейчас у нас дома? (ответы детей)
— Вы уверены? (нет, перемещение к глобусу).
— Посмотрите на глобус, мы с вами живем здесь (прикрепляется флажок! Солнце светит, вот, оттуда (воспитатель показывает на Солнце). Прямыми лучами на наш флажок. И это значит что у нас дома сейчас день.
— Мы знаем, что Земля вращается! (воспитатель начинает вращать глобус и останавливает его другой стороной к Солнцу).
— Теперь Земля, повернулась другой стороной к Солнцу и его лучи не попадают на флажок. Это значит, здесь наступила ночь.
— А как вы думаете, какое время суток будет, если Земля повернется к Солнцу боком? (ответы детей)
— Если наш флажок находится на правой стороне глобуса, то солнечные лучи вскользь освещают его. Это значит, там наступает утро (воспитатель продолжает вращать глобус, останавливает его флажком к Солнцу).
— А сейчас какое время суток? (день)
— Правильно! (продолжает вращать глобус и останавливает флажком на запад).
— Какое же время суток сейчас? (вечер)
— Правильно!
— Какое интересное путешествие у нас свами получилось! Но наши родные и друзья очень расстроятся, если мы затеряемся в космосе! Кажется, нам пора возвращаться на Землю! Возвращаемся в космический корабль.
— А пока мы летим домой, давайте вспомним – по какой системе мы с вами сегодня путешествовали? (Солнечной системе)
— К каким планетам летали? (ответ детей)
— На какие 2 группы делятся планеты Солнечной системы? (земная и газовые гиганты)
— Какие планеты относятся к первой, земной группе, какие ко второй?
— Вот мы и дома, в нашем любимом детском саду (перемещаются на пуфики).
— Мне натерпится, поделится своими впечатлениями, с друзьями и близкими! Но мы с вами так увлеклись, что забыли сделать фотографии нашего путешествия.
— Не будим расстраиваться по этому поводу. Сейчас что-нибудь придумаем! Присаживайтесь за столы. У меня появилась идея!
(воспитатель раздает детям пластилин и предлагает сделать из него планеты Солнечной системы. Когда планеты готовы, они закрепляются на заранее заготовленном макете Солнечной системы и демонстрируются гостям).
— А теперь пойдем, расскажем о нашем путешествии ребятам! Но сначала попрощаемся с нашими гостями.
— До свидания! (дети уходят)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Поля,моря, леса,горы, озёра, реки- это всё наша Земля. Наш большой и общий дом. Вы замечали, если высоко забраться и посмотреть вниз,то всё ,что на земле,будет казаться очень маленьким? А если посмотреть ещё выше, то можно увидеть ещё больше, того что на земле находится.
На чём,по-вашему,нужно подняться вверх,чтобы увидеть всю нашу Землю? Правильно, нужно сесть на космический корабль и подняться высоко- высоко, выше всех туч и облаков.
А теперь закройте глаза и мы с вами отправляемся в космический полёт.
Дидактическая игра «Мы в космосе»
-Займите свои места на нашем космическом корабле, сядьте по удобнее и включайте моторы своих космических ракет. (Звук космических ракет)
-Вот мы с вами оторвались от поверхности Земли и понеслись высоко-высоко вверх, выше всех облаков, туда, где совсем нет воздуха, т. е. в космос.
А теперь откройте глаза и посмотрите в круглое окно своего корабля, которое называют иллюминатором, на Землю, туда, где вы были и откуда стартовали. (Воспитатель достаёт и ставит на стол глобус) Вот так наша Земля выглядит из космоса, т. е. самой большой высоты, на которую мы с вами сейчас поднялись.
На что похожа наша Земля, наш общий дом? (На шар).Правильно, поэтому землю нашу называют земным шаром.
А теперь давайте посмотрим, как выглядит этот необычный шар. Вот видите, какой разноцветной кажется наша Земля. Какой краски больше? (Голубой)Голубая краска обозначает воду: океаны, моря, а вот эти тоненькие синие полоски – это наши реки. Вот как много воды на нашем земном шаре. Без воды нет жизни на нашей планете.
А вот этим зелёным цветом обозначены на глобусе (так называется модель земного шара) леса, которые нужны нам, чтобы дышать.
Жёлтый цвет – это возвышенности и горы (по ходу нод воспитатель показывает детям то, о чём идёт речь).
Теперь давайте найдём наше село, то место, где мы с вами живём. Мы живём на реке Волге, её хорошо видно даже из космоса.
Но Земля – это не единственная планета в космосе. Земля – это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Рассмотрите с детьми рисунки с изображением Солнечной системы, назвать планеты).
Обратите внимание на то, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу. (Вместе с детьми создать свой макет Солнечной системы)
Сначала разместим в центре макета оранжевый круг – солнце. Затем раздать детям пластилин разных цветов. Каждый ребёнок сделает свою планету. Марс – красный, Земля – голубая, и т. д. Теперь нужно распределить их по орбитам. Пусть это сделают сами дети, учитывая одинаковые цвет планет и их орбит.
Размещая свою планету, ребёнок должен сказать, как она называется
Затем обратить их внимание на то, что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. Найти самую ближнюю (Меркурий) и самую дальнюю (маленький Плутон) от Солнца планеты
Особое внимание уделить расположению Земли. На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к солнцу или на самой дальней от него? (Указать, что слишком близко – очень горячо, слишком далеко — очень холодно)
Физкультминутка. Игра «Планеты – по местам».
Начертить на полу цветными мелками орбиты разных планет. Раздать детям бумажные медали разных планет. (цвета планет и их орбит должны соответствовать тем, которые были на предыдущем занятии). В центре кругов стоит ребёнок, изображающий Солнце.
Предложить остальным детям – планетам занять свои места на орбитах. Затем предложить детям разойтись в разные стороны и по сигналу воспитателя «Планеты – по местам!» построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займёт своё место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца
Обратить внимание детей на то, чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдёт по кругу. Загадать загадку
Доброе, хорошее,
На всех глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)
Итог нод: «Парим в воздухе»
(Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе).
Воспитатель:
Мы друзей хороших
В космосе нашли,
И друзьям своим
Мы вместе помогли.
Мы парим как ласточки,
В небесной темноте
Звездами любуемся
В тишине.