Конспект занятия «уход за комнатными растениями» (средняя группа)

Ход реализации проекта

1.Познавательные беседы с детьми:

— «Знакомство с комнатными растениями, их строение (у растения есть листья, стебель, цветок, корень)».

— «Для чего нужны комнатные растения и какую пользу они приносят».

«Что необходимо растениям для их роста и развития».

«Как правильно ухаживать за комнатными растениями».

— «Как размножаются, и что произойдет, если не поливать растения».

— «Какие комнатные растения живут у нас в группе и у вас дома?»

«Какой садовый инвентарь мы знаем?»

2.Рассматривание:

— Рассматриваем комнатные растения: герань, фикус, кактус, бегонию.

— Рассматриваем иллюстрации, фотографии, открытки с изображением комнатных растений.

— Изучаем садовый инвентарь.

3. Опытно-экспериментальная деятельность.Наблюдения:

— Комнатные растения украшают наш дом.

— Сравнение комнатных и садовых растений.

— Наблюдение-исследование: надо ли поливать растения.

— Наблюдение- опыт: какую воду любят домашние цветы, что происходит с растениями, если их не поливать водой, и что происходит, если растения полить?

— Индивидуальные потребности растений (свет, тепло, полив водой, подпитка почвы удобрениями, пересадка).

4. Выполнение трудовых поручений воспитателя.

— Полив растений.

— Рыхление лопаткой.

— Опрыскивание из пульверизатора.

— Протирание крупных листьев влажной тряпочкой.

— Убирание сухих, вянущих листьев.

5. Чтение художественной литературы.

— Е. Благинина «Герань», Г. Ракова «Фиалка», «Фикус», «Бегония», С. Каратов «Комнатные цветы», Ю. Лысаков «Кактус», «Привередица» русская народная сказка.

6. Творческая деятельность.

— Дети рисуют кактус с натуры.

— Лепка из пластилина «Фиалка в горшке».

7. Подвижная игра «Комнатные растения».

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас растёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польём, (Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)

Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Результаты проекта:

— Расширились знания и представления дошкольников о комнатных растениях. Научились различать комнатные растения, называть их. Находить у них листья, стебли, цветы, корень. Замечать удивительную красоту окраски и формы листьев, цветков, бутонов.

— Сформировались понятия: растения живые, им нужны хорошие условия — почва, питательные вещества, вода, тепло, солнечный свет.

— Овладели умением ухаживать за «Зелёными друзьями» — поливать, опрыскивать, рыхлить почву, протирать листья, убирать сухие, вянущие листья. Получили информацию о том, что комнатные растения приносят пользу: очищают воздух, выделяют кислород.

— Созданы условия для ознакомления детей с природой.

— Дети стремятся соблюдать экологические правила поведения в природном окружении, в быту. Сформировалось положительное отношение между детьми и педагогом во время совместной творческой работы.

— Работа над проектом способствовала формированию у детей правильного экологического мировоззрения «Растения — наши друзья. Люди, будьте милосердны к природе, берегите каждый листочек, каждую травинку, каждый цветочек, каждый кустик, каждое деревце, т. к. они часть будущего нашей планеты!»

— Пополнили словарный запас.

— По итогам реализации проектабыла проведена выставка: «Наши комнатные растения».

Ход опыта.

Мы взяли растение, закрыли его листья пакетом и увидели на пакете капельки.

Вывод:

Мы выяснили, что растение дышит с помощью листьев, увлажняет воздух, поэтому листья у комнатных растений должны быть всегда чистые, для этого мы их протираем тряпочкой, или опрыскиваем, так же убираем сухие листья.

Еще мы узнали, что комнатные растения можно назвать доктором, так как они лечат.

1. Плющ – обладает противогрибковой, противовирусной активностью в воздушной микрофлоре.

2. Хлорофитум – поглощает из воздуха вредные газы.

3. Лимон, лавр – обладают успокаивающим действием, улучшают сердечную деятельность.

Поэтому за комнатными растениями мы будем ухаживать и беречь их.

Заключение.

Проведённая мною работа способствовала успешному формированию экологической культуры через ознакомление с растительным миром у детей среднего дошкольного возраста. Разработанная и апробированная мною диагностика, позволила мне наиболее качественно выявить уровень сформированности у детей знаний о растительном мире и в последствии организовать воспитательно-образовательный процесс, направленный на более углублённое воспитание экологической культуры по данному направлению.

Данные диагностики отражены в диаграмме.

Исходя из этих результатов видно, что используемые мною различные виды деятельности, направленные на формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром, объединённые экопроектами помогли решить поставленные мною цели и задачи.

В процессе работы подводила детей к пониманию того, что у всего живого, в том числе и у человека есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.Можно сказать так: каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.

Работая над экологическим воспитанием, старалась обеспечить всестороннее развитие ребенка, непрерывно расширить его кругозор, развивала сенсорику и наблюдательность, учила устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развивала разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ.

Выполнение поставленной передо мною цели подтверждает, что формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром у детей старшего дошкольного возраста протекает более успешно и продуктивно, дает положительную динамику, если оно ведется планомерно, последовательно, в системе с другими занятиями, в групповой или индивидуальной работе и во взаимосвязи с родителями.

Ход занятия:

— Дети, сегодня у нас необычное занятие, мы будем учиться, правильно ухаживать за растениями.

— Посмотрите, что стоит у меня на столе, а у вас на столах? (комнатные растения)

— Почему они так называются? (потому, что они растут в горшках, в вазах, живут в комнате, люди ухаживают за ними)

— Дети,у вас есть имя: Саша, Люба, Аня и у растений есть имена.

— Посмотрите на эти растения. Какие из этих растений вы знаете? (герань)

— Покажи детям герань (ребёнок показывает)

— А теперь я не покажу растение, а только назову его. Вы должны подумать хорошо и показать его (ребёнок показывает на это растение у стола).

— А сейчас Лена покажет одно растение, а дети его должны отгадать (Лена выходит, показывает на растение, дети отвечают)

— Давайте с вами вспомним и посмотрим, что есть у растения (растение имеет корень, стебель, лист, цветок)

— Для чего нужен корень растению?

(Закрепляем с 2 детьми)

— Посмотрите на эти два растения: примулу и герань. Давайте сравним, чем же они отличаются и чем похожи?

— У примулы нет стеблей, а у герани есть. У примулы растут листья из корня. Листья у примулы и герани круглые. У примулы листья жестковатые, а у герани – нежные, мягкие, пахучие.

— Правильно (делаем вывод)

— Вы, ребята, умываетесь, причёсываетесь, дома вас кормит мама, в детском саду – няня. Вы все приходите опрятные, нарядные, в чистых рубашках и платьях. И вы все растёте, из года в год становитесь больше ростом.

— Подумайте и скажите, что нужно делать, чтобы и растения росли чистыми и здоровыми? (нужно ухаживать за ними)

— А как же нужно ухаживать за ними? (поливать, рыхлить землю, протирать листочки, отрывать сухие листья)

— Кто расскажет, как нужно правильно поливать растение?

— Как правильно рыхлить землю?

— Сегодня на занятии мы вспомним и покажем, как надо ухаживать, как надо

пользоваться предметами для ухода за растениями, где они хранятся.

— Какие вы знаете растения с длинными узкими или с игольчатыми листьями? (аспарагус, амарилис)

— А если у растения вместо листьев иголки длинные и узкие? (тогда мы опрыскиваем их водой: берём опрыскиватель в правую руку и направляем струю воды на листья)

— А если узкие листья, то лучше протирать кисточкой или щёткой. Намочить кисть в воде и провести по листьям от конца к началу.

— Теперь вспомним, как надо поливать растения? (взять лейку в правую руку, носик лейки придерживать другой рукой, положить на край горшка, следить, чтобы вода не попала на стебель и листья. У цикломена корень-клубень, нужно следить, чтобы он не был замочен водой, иначе он загниёт, поэтому воду нужно наливать в поддон)

— В нашем уголке природы появилось новое растение. Оно пришло к нам из жаркой Африки. Зовут его цикломен. Цветут цикломены только зимой. Во время цветения его нужно ставить в прохладное место, где много света.

Давайте посмотрим, что у него есть. Сравните его с геранью.

— У цикломена листья растут из корня, листья жестковаты. По цвету они тёмнее, чем у герани и есть у них белые пятна. Цветок у цикломена — белый, а у герани — розовый (красный, белый).

— Как за ним ухаживать я расскажу и покажу. Мы уже сказали, что растение надо рыхлить, чтобы к корню проходил воздух, вода.

— А как надо рыхлить?

— Если корешки ближе к поверхности, землю надо рыхлить осторожно, чтобы не повредить корни. Взять в правую руку палочку, левой рукой обхватить горшок и рыхлить от края к середине

Потом повернуть горшок другой стороной и рыхлить. Когда рыхлим, то смотрим, нуждается ли растение в хорошем поливе или нет.

— Луковичные растения поливают в поддон, а растение пьет воды столько сколько ему нужно.

— Как мы ухаживаем за растениями? (протираем их)

Показ ребятам у стола.

— Все ли растения мы протираем одинаково?

— Если растение большое, то ему надо больше воды. Если корней много надо поливать чаще, а если один, то реже.

— Но если растение, как алоэ, кактус – у них мясистые толстые листья, их поливать нужно реже и поменьше воды, т. к. они из жарких стран, где очень редко идут дожди.

— Посмотрите на свои растения, подумайте и определите, как вы будете поливать своё растение? Много или мало воды, редко или часто? (ответы 2-3 человека).

— Теперь посмотрим на растение, подумайте и определите, что у вас на столах, как вы будете ухаживать за ними? Какими инструментами вы будете пользоваться при этом? (2-3 человека рассказывают порядок работы)

— А теперь приступайте к работе. Распределите между собой работу.

ИТОГ:

— Как вы хорошо потрудились. Посмотрите, какие стали растения чистые да красивые. Они теперь будут ждать вас, не забывайте их!

Ход ЗАНЯТИЯ.

В группу входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Вижу в вашей группе настоящий сад, цветы разные стоят. Только я не знаю, как они называются. А вы сами-то знаете? (Дети отвечают.)

Входит Воспитатель.

Воспитатель: Ой, беда, беда, огорчение! Хозяйство неухожено, забыто. А плачут-то как, плачут!

Незнайка: Ты кто такой? Кто плачет? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Воспитатель: Кто плачет? Кто плачет? Вы, что не слышите? Прислушайтесь.

Незнайка: Да ты чего? Дети молчат, не плачут.

Воспитатель: Да я про цветы говорю.

Незнайка: А чего они плачут-то?

Воспитатель: Говорят, что очень пить хотят. Хорошо, что я вовремя успел, а то бы они совсем засохли, погибли.

Незнайка: Ну, прямо и погибли бы. Вон на полях и на лугах растут, никто их не поливает, и они не засыхают. Так ведь, ребята? (Дети отвечают.)

Воспитатель: На полях и на лугах цветы дождик поливает, а за комнатными растениями ухаживают люди.

Незнайка: Я понял! Сейчас, быстренько воды холодной в лейку наберу, и цветочки все полью.

Воспитатель: Да ты что? Не знаешь, как правильно поливать растения?

Незнайка: Не знаю. Расскажите.

Воспитатель: Послушай стихотворение и сразу поймешь

Я как раз про запас

Для цветов воды припас.

Стала тёплою вода

Для цветов не холодна.

Эй, Андрейка, дай мне лейку!

Я водички наберу

Да цветы полью.

А теперь, ребятки, вы

Полейте из леечек цветы.

Только за водой следите.

Лишняя вода вредна,

Как и засуха беда!

Лейку вокруг горшка ведите,

Цветы водою напоите.

Воспитатель: Слышите, растения благодарят за то, что мы их напоили и просят о них не забывать. Иначе они погибнут. А ещё они хотят с тобой познакомиться.

Вот этот говорит — его Алоэ зовут. Родился он в Южной Африке, любит солнышко, свет, умеренный полив. Сок его лекарственный имеет целебные свойства. А этот — Каланхоэ. Приехал он с Мадагаскара. Ему хорошо у нас в светлом помещении с притенением от прямых солнечных лучей.

Ребята, Незнайка, давайте с цветами поиграем. Сейчас кто-нибудь из вас загадает растение, расскажет о нём, не называя его, а мы его название скажем и покажем. (Игра «Угадай растение»)

Незнайка: Как хорошо у вас. Я сегодня и цветы узнал, и с ними поиграл, и поливал их. Они такие красивые, живые, весёлые. Только у меня нет цветов.

Воспитатель: А почему?

Незнайка: Я их не умею поливать.

Воспитатель: Дети тебе сейчас расскажут и покажут, как правильно цветы поливать (рассказывание и показ детей). Ты к нам еще приходи. На память книгу «Комнатные растения» в подарок прими. Она тебе очень много о растениях расскажет.

Незнайка: Хорошо. Я скоро к вам опять приду. Вам подарки принесу. До свидания!

Воспитатель: Помни, Незнайка, цветы — наши друзья, их губить нельзя!

Ход ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришел хорошо вам известный Копатыч!Он хочет загадать вам загадку:

Очищают воздух, создают уют

На окнах зеленеют, круглый год цветут

Дети: «Комнатные растения».

— Правильно, дети. Это комнатные растения. Сегодня мы будем учиться ухаживать за растениями, которые растут не на огороде, а на нашем подоконнике.

Послушайте, дети, стихотворение о комнатных растениях:

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Нищева Наталия

— Дети, а вы знаете зачем нам нужны комнатные растения?

Ответы детей (для красоты, уюта, помогают очищать воздух).

— Правильно! Растения нужны для красоты, уюта и они отлично очищают воздух. А еще многие домашние растения обладают лечебными свойствами и помогают нам справиться с некоторыми болезнями. Например, алоэ используют для лечения насморка и заживления ран

(Обратить внимание детей на цветок алоэ, показать его со всех сторон, рассмотреть с детьми, дать потрогать листья. Обратить внимание детей на толстые и мясистые листья и колючие края листка)

Алоэ — комнатный цветок.

Он дарит нам целебный сок.

Светолюбив, неприхотлив,

чуть-чуть колюч, чуть-чуть красив.

А всем известная герань, или как еще ее называют пеларгония, не только красива. Она очищает воздух в помещении, убивает болезнетворные бактерии, а значит защищает нас от вирусных болезней.

Среди бархата листочков

На окне, ты только глянь,

Распустила гроздь цветочков

Красна девица герань.

Блинникова Марина

Рассмотреть с детьми герань, потереть листок и обратить внимание детей на аромат, который источает это растение. — У герани, дети,бывают самые разные цветы: белые, розовые, сиреневые, красные, бордовые

Очень красивое и полезное растение герань

— У герани, дети,бывают самые разные цветы: белые, розовые, сиреневые, красные, бордовые. Очень красивое и полезное растение герань.

Дети, давайте рассмотрим каждый цветок и определим основные части.

Ответы детей («У растения есть стебель, листья, цветок, корень»)

— А как мы ухаживаем за комнатными растениями?

Ответы детей («Цветы нужно поливать, рыхлить землю, протирать листья»).

— Правильно, молодцы. За домашними растениями нужно постоянно ухаживать, чтобы они нас радовали своей красотой. Их нужно поливать, рыхлить землю, время от времени пересаживать в более просторные горшки, менять землю, подкармливать почву специальными удобрениями. Некоторым растениям, например сансевьере, можно протирать листья влажной губкой. А вот герань лучше обрызгать из специальной бутылочки с распылителем. Фиалку нужно очень аккуратно поливать, чтобы не залить листья водой, иначе она начнет болеть и вянуть. Если правильно ухаживать за растениями, то они долго будут нас радовать зеленью и цветами и в нашей группе будет всегда уютно. Давайте вместе польем наши цветы, протрем листья, обрызгаем их водой и взрыхлим почву.

-Как мы рыхлим почву? (Ответы детей)

Правильно, землю нужно рыхлить небольшой палочкой, осторожно, чтобы не повредить корни

— А как мы поливаем растения? (Ответы и предположения детей). Разные растения нужно поливать по-разному. Одним растениям: крассуле (толстянка, денежное дерево, кактусам, алоэ нужно меньше воды, чем другим, поэтому их поливаем реже. А вот луковичные растения, например амариллис, поливаем через поддон. Для этого нужно налить воду в тарелочку под горшком и растение выпьет столько воды, сколько ему нужно.

— А как мы протираем листья? (Дети отвечают). Молодцы! Правильно! Некоторые растения с мясистыми толстыми листьями можно протереть влажной губкой. А цветы с нежными бархатистыми листьями нужно обрызгать водой. Давайте внимательно рассмотрим наши цветы и определимся как будем за ними ухаживать. (Дети рассматривают растения и высказывают свое мнение о правильном уходе за тем или иным растением)

Дети разбиваются на группы и по очереди ухаживают за цветами.Параллельно с этим они комментируют свои действия: как и зачем они выполняют то или иное действие.

Подведение итогов.

— Молодцы, дети! Как вы славно потрудились и замечательно справились с заданием. Теперь наши растения довольны и будут нас радовать красотой и уютом. Только нужно помнить, что за растениями нужно ухаживать регулярно и не забывать о них. А теперь попрощаемся с нашим гостем, ведь ему нужно спешить ухаживать за своими комнатными растениями.

— До свидания, Копатыч! Приходи к нам еще на занятия по экологии!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: