Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.

Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.

Кормление способствует развитию зрения

Первые недели своей жизни новорожденные дети не могут похвастаться четкостью восприятия звуков. Спокойную речь окружающих малыши словно не слышат, а вот громкий стук заставляет их вздрагивать.

Ближе к одному месяцу кроха должен реагировать на громкие звуки позади себя. Реакция на них выражается в виде замирания и замолкания ребенка. Еще через пару месяцев малыш, услышав звук игрушки или голоса, должен поворачиваться в их сторону. На голос мамы трехмесячный кроха должен агукать и трепетать ручками и ножками. В этом возрасте малыш способен улавливать звуки в радиусе трех метров.

Когда новорожденный малыш начинает видеть, для лучшего развития его зрительных навыков можно делать следующие упражнения:

  • с самого рождения показывать картинки с изображением предметов черного цвета на белом фоне;
  • картинки следует подносить к глазкам ребенка не ближе, чем на 30 см;
  • время от времени закрывать картинку белым листом, а затем снова открывать ее;
  • в возрасте трех месяцев заменить черно-белые картинки на цветные.

Слух новорожденного можно развивать самостоятельно. Для этого с ребенком необходимо:

  • все время разговаривать, четко проговаривая каждое слово;
  • включать негромко спокойную музыку;
  • радовать своими песнями;
  • читать сказки;
  • включать радио или телевизор.

Есть несколько важных рекомендаций для здорового развития зрения у ребёнка.

— Детская должна быть хорошо освещена. Это способствует нормальному развитию цветовосприятия ребёнка.

— Используйте игрушки большие и яркие. Первые полгода желательно использовать жёлтые и зелёные, после – различных цветов.

— Первые месяцы (до 4 месяцев) не следует вешать игрушки перед ребёнком ближе, чем на 40 см. От этого может развиться косоглазие.

Ребёнок хорошо привыкает к звуковому окружению. Нельзя, чтобы ребёнок привыкал к тишине. Тогда у него на всю жизнь останется привычка просыпаться от малейшего шума. Пусть ребёнок привыкает к нормальному бытовому шуму. Тогда он будет спокойно высыпаться, и не будет беспокоить вас.

Нужно больше говорить с ребёнком. Ребёнок тоже «говорит» с вами, но по-своему. Поначалу, это только крики и вопли и не всегда от плохого самочувствия. Просто, он так общается.

В два месяца появляются интонации, а в три — малыш начинает что-то бормотать. Он начинает хорошо улавливать ваши интонации и прекрасно различает на слух, кто его окружает.

Не нужно приучать ребёнка к рукам по первому крику. Пусть малыш привыкает к кроватке, а не к вашим рукам. Лучше успокоить его ласковыми словами. Ведь для такого малыша мамин голос лучше всякой музыки и колыбельных.

————————————

Этот конструктор прекрасно развивает зрение благодаря ярким, но в то же время приятным цветам. К тому же игрушки Лего призваны развивать мелкую моторику малыша, благодаря которой также идет развитие зрительного нерва.

mamideti.ru

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу — он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

https://youtube.com/watch?v=LL2T6Q1dRQE

Её образ он узнает самым первым. Грудное кормление в этом процессе играет большую роль.

Кроха чувствует материнское тепло и эмоции матери. Когда мать кормит ребёнка, её лицо находится перед его глазками, постепенно малыш учится реагировать на голос матери.

Далее он начинает сосредотачивать свой взгляд и учится управлять зрением.

Формирование слухового аппарата

Рассмотрим этапы того, как развивается слух:

  • новорожденные лучше всего реагируют на низкочастотные звуки и голоса родных, а также знакомые песни (колыбельные), которые напевает мама;
  • 3 месяца – время планового осмотра у ЛОР-врача. Малыш определяет, откуда идет звук, и поворачивает голову в сторону погремушки или голоса родителей;
  • 5 месяцев – не только распознает звуки, но и пытается самостоятельно их издавать.«Гуление» начинается в 2 месяца и затем становится осмысленным. Лепет развивается и в 8-10 месяцев становится все более разнообразным.
  • 12 месяцев – в речи появляются первые слова. Чтобы проверить отсутствие нарушений, нужно попросить малыша указать, где мама, мячик и т.д.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй – третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ.

Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит

Зачем проверять слух ребенку?

Внутриутробно ребенок находится в жидкой субстанции – околоплодных водах. Наверное, вы уже неоднократно видели видео, как на УЗИ ребенок чмокает губами.

Органы малышей чувств немного незрелы, но функционируют, а это значит, что новорожденные дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а еще различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорожденным нравятся больше, чем низкие.

Ребенок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорожденного кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнает маму. Новорожденные рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорожденные не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорожденные не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому если вы увидели непонятные гримасы у новорожденного, срочно обратитесь к врачу.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребенок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Обоняние, пожалуй, развито у новорожденного практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди еще не пришло, а голод младенца дает о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорожденный привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира.

Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки — нет.

Важно: критический возраст — 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Полезное видео про развитие ребенка в 1 месяц

Список источников:

Барашнев Ю. И., Пономарева Л. П. Зрение и слух у новорожденных. Диагностические скрининг-технологии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. №4.

Автор Оксана Белокур

Врач педиатр

В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача. В 2012-2013 гг.– была лечебно-профилактическая деятельность в Сумской областной детской больнице. В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2. На данный момент нахожусь в декретном отпуске. В свободное время занимаюсь вышиванием и вязанием, изучаю английский язык. Все статьи автора

Мне нравится!

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку

Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко

Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаются к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Видит ли сны ребенок?

Удивительно и то, что новорожденный может видеть не только наяву, но и во сне. Наблюдая за своими спящими детьми, можно увидеть, как те шевелят ручками и ножками, как меняется их мимика, а иногда они даже плачут или смеются во сне. Все это позволяет ответить на вопрос, видят ли новорожденные дети сны.

Что им снится?

К сожалению, наука еще не дошла до того уровня развития, чтобы заглядывать в чужие сновидения. Подрастая, малыш забывает о том, что ему снилось в столь юном возрасте и не может рассказать об этом окружающим.

В изучении детских сновидений ученые не могут прийти к единому мнению и выдвигают самые невероятные гипотезы. Психолог Дэвид Фолкс утверждает, что дети в возрасте до пяти лет не способны видеть сновидения так, как видит их взрослый человек. Но, скорее всего, это мнение ошибочно.

Можно предположить лишь одно: содержание сновидений младенцев и детей постарше отличается от содержания взрослых снов. Это объясняется тем, что сознание малыша развито слабо, он не умеет разговаривать и не до конца понимает речь окружающих. Отсюда и возникло предположение, что детские сны состоят из цветов, ощущений, эмоций, а также не содержат звука. Кроме того, младенец не способен осознавать где сон, а где реальность.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Советы и рекомендации

  • Не переживайте, если до полугода у ребенка немного косят глазки. Это происходит из-за того, что у малыша еще формируется бинокулярное зрение и глазками он видит объекты как бы по-отдельности. К шести месяцам у ребенка формируется способность видеть картинку целостной, а легкое косоглазие проходит.
  • Если этого не произошло, покажите ребенка детскому офтальмологу. На основании клинической картины и опыта врач сможет определить, норма это или патология.
  • При установлении зрительного контакта старайтесь, чтобы малыш находился в вертикальном положении – взгляд лучше фокусируется.

Не торопитесь и дайте ребенку хорошенько вас разглядеть. Старайтесь держаться на расстоянии 20 см, это же касается предмета, который вы показываете.
Не меняйте резко образ перед малышом: например, если носите очки, не снимайте их

Малыш может напугаться и сначала не узнать вас.
Обращайте внимание на глаза ребенка: не допускайте попадание волосков, слизистых образований и инородных предметов.
Не прячьте ребенка от света – это заставит глазные мышцы работать, однако избегайте слишком яркого света, а также прямого попадания солнечных лучей.
Перед сном используйте ночник.
К месяцу жизни повесьте над кроваткой малыша игрушки на расстоянии 20-30 см. Периодически меняйте их

Это позволит развивать зрение, тренируя зрительную мышцу.
Чаще меняйте мимику при общении с ребенком.
Старайтесь вести себя спокойно, выражать положительные эмоции.
Чтобы проверить, все ли в порядке у ребенка со слухом, хлопните легонько возле ушка и посмотрите на реакцию малыша.
Наблюдайте за ребенком: реагирует ли он на голос, пытается ли отыскать источник звука.

  • Не включайте громко телевизор, если вы раньше любили включать его фоном, не делайте этого.
  • Несмотря на то, что первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки, старайтесь сильно не шуметь.
  • Обеспечьте малышу место для сна в тихом месте. Конечно, не стоит изолировать вообще все звуки, чтобы ребенок мог засыпать при небольших раздражителях, когда подрастет.
  • Как можно больше общайтесь с ребенком, пойте песенки, читайте стихи. Включайте классическую музыку. Это успокаивает малыша, а постоянное общение – отличный способ положить начало развитию речевой функции.
  • Сон – необходимая составляющая нормального развития зрительного и слухового анализатора. Чтобы быть уверенным, что ребенок не переутомляется под влиянием внешнего шума, узнайте у педиатра, сколько должен спать новорожденный.

Наиболее популярные вопросы

Что может стать причиной нарушения зрения/слуха?
Повлиять на развитие обоих навыков может, в первую очередь, наследственность. Нередко у глухих или слепых родителей дети тоже испытывают подобные затруднения. Вторым, но не менее важным фактором, является поведение женщины во время беременности. Если она употребляла запрещенные вещества, лекарственные препараты или переболела вирусными заболеваниями, то за развитием способностей нужно следить с особой тщательностью.

Нужно ли развивать зрение и слух новорожденного?
Наиболее действенным способом, стимулирующим оба навыка, являются игрушки с музыкой, так называемый мобиль. Он помогает обостриться не только слуху, но и благотворно влияет на формирование зрения

Не менее важно привлекать внимание ребенка при помощи ярких игрушек, которые издают приятные, но не очень громкие, мелодии

Новорожденный  обладает рядом базовых навыков, которые еще далеки от совершенства. В их число входит слух и зрение, которые крепнут с каждым днем. Однако требовать он малыша невероятного в первые месяцы не стоит, лучше проконсультироваться у специалиста и выяснить особенности развития каждой функции.

Зрение и слух малютки

Не переживайте – все новорожденные появляются на свет частично глухими и подслеповатыми, ведь они долгое время обитали в специфической среде – материнской утробе. Для внутриутробного существования не требуется зрение и слух, поэтому данные органы и не получили развития. Адаптационный период к условиям нового мира длится несколько месяцев. Это защитные функции организма: природа оберегает маленького человечка от лишних потрясений во время перехода из одного мира в другой. В животике у мамы ведь было уютно, тепло и темно.

Неужели кроха рождается совсем слепым? В каком возрасте малютка начинает фокусировать взгляд? На самом деле, малыш слепым и глухим не рождается, и через определенное время все функции органов чувств приходят в соответствующее состояние. Когда малыш начнет слышать? Четкий слух появится в свое время, вы это заметите. Детки даже лучше слышат, чем взрослые (со временем это качество утрачивается).

Что видят новорожденные детки? Сначала они различают лишь светлое и темное: их зрение нечеткое, а образы размытые. Малютка видит картинку – “ежик в тумане”. Что малыш может хорошо различать в месяц? В это время ребенок уже может зацепить зрением яркий большой предмет, если он будет находиться рядом. Поэтому в колыбельку вешают яркие движущиеся игрушки с музыкой, чтобы развивать способность слышать и фиксировать взгляд.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Как формируется зрительный аппарат у детей от года

Перед рождением у ребенка сформирована структура глаза, но имеет он меньшие размеры. И органы зрения еще не функционируют в полной мере, так как развивается аппарат до года.

Предлагаем ознакомиться Как выглядит рвота с кровью

Для малыша в первый месяц жизни мир вокруг представляет собой размытые цветные пятна. Четких контуров предметов, лиц дети не различают. Только при близком поднесении к ним предмета ребенок может увидеть его. Но центр зрения головного мозга еще не дает полную картину. Только к концу 3-й недели жизни начинает проясняться окружающий мир.

С каждой неделей происходят изменения в зрительном восприятии мира у новорожденного. К концу 3-го месяца у малыша происходит:

  • фокусировка взгляда на крупной яркой игрушке;
  • различение красного, а чуть позже желтого цвета;
  • слежение за плавным движением предмета;
  • движение глазами вправо, влево, вниз и вверх.

Ребенок начинает узнавать лицо матери и других близких людей. Он становится зорче на 10%.

От 7 до 12

Основные базовые функции зрения заложены у детей до года, но они постоянно усложняются благодаря развитию зрительных анализаторов головного мозга.

К году ребенок умеет определять расстояние до предметов, переключая взор с ближнего на дальний. Вместе со стереоскопическим восприятием увеличивается и острота зрения, достигая 60%. И родители стараются помочь зрительным функциям развиваться, что приводит к дальнейшему их формированию, которое окончательно заканчивается к 3 годам.

Как развивается зрение у новорожденных:

  • 1 месяц – младенец видит лицо матери, но только с близкого расстояния. Он может различить свет, реагируя на него внезапным сужением зрачка. Эта особенность дает возможность родителям проверить зрение у новорожденного – нужно поднести его к окну или направить неяркий свет в лицо: сужение зрачка свидетельствует о норме.
  • 2 месяц – новорожденный может следить за горизонтальным движением предмета, при необходимости поворачивает за ним голову. Вертикальные движения глазных яблок (осознанные) ему пока недоступны. Размытость в изображениях исчезает, ребенок четко видит лицо мамы и начинает реагировать на вид груди, четко связывая его с кормлением.
  • 3 месяц – кроха начинает различать крупные и мелкие предметы, следить за ними взглядом, точно определяет лица родных и незнакомых людей. Скорее всего, в этом возрасте младенец начинает различать цвета, поэтому можно смело размещать над кроваткой мобиль с яркими игрушками.
  • 4 месяц – органы зрения начинают согласованно работать со всеми отделами головного мозга, поэтому ребенок не только следит взглядом за движущимся предметом, но и пытается схватить его руками.
  • 5 месяц – идет активное развитие цветового восприятия, малыш начинает запоминать предметы и понимать, что они существуют в той или иной стороне, даже если расположены вне поля зрения.
  • 6 месяц – ребенок отлично хватает предметы, постоянно следить за их движениями, точно узнает маму и родных, может расплакаться при виде незнакомого лица и сфокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете. Малыш в этом возрасте может различать простые фигуры.


Направление света в глаза, что спровоцирует сужение зрачка – самый простой способ диагностики.После полугода зрение ребенка продолжает активно развиваться – он интересуется простыми узорами, начинает не просто хватать игрушки/предметы, а внимательно их ощупывать, надолго фокусирует взгляд.

Предлагаем ознакомиться Мизопростол для стимуляции родов

Родители должны приложить максимум усилий для нормального развития органов зрения. Игрушки должны быть среднего размера и однотонными яркими, нужно как можно чаще брать младенца на руки и общаться с ним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: