Содержание
-
Слайд 1
Обучающее изложение.
«Шар в окошке»
по вопросам и опорным словам
. -
Слайд 2
Кто это?
Что с ним случилось?
Как вы думаете, какое настроение у него?
Почему? -
Слайд 3
Прочитайте текст.
Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
А. Митта. -
Слайд 4
В каком предложении говорится о самом главном?
Как друзья помогли Коле?
Как можно назвать рассказ? («Хорошие друзья», «Верные друзья», «Шар в окошке»)… -
Слайд 5
Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели?)
Что делает Коля, лежа в постели?
Что он вдруг увидел? -
Слайд 6
Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся?
О чем догадался Коля?
Как себя он почувствовал?
Как об этом сказано в рассказе? -
Слайд 7
Подберите синонимы и похожие по смыслу выражения:
догадался – додумался -
Слайд 8
Найдите в тексте слова с орфограммами:
Заглавная буква в именах собственных: Коля,
жи-ши, чу–щу: рожица
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: заболел, лежал, увидел, в окно. -
Слайд 9
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх — вниз, вверх — вниз. Что такое? Не поймёт Коля.
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк — шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.
А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
А. Митта. -
Слайд 10
Прочитайте текст.
Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
А. Митта. -
Слайд 11
Опираясь на вопросы, постарайтесь изложить на письме рассказ, который мы устно разобрали.
Что случилось с Колей?
Что увидел Коля в окне?
О чём догадался мальчик?
Как стал чувствовать себя Коля? -
Слайд 12
Заболел, лежал, в постели, глядел, увидел, догадался.
-
Слайд 13
Молодцы !
Посмотреть все слайды
6-й этап. Добрые слова и пожелания
“Добрые волшебники”
Дети сидят в кругу. Я рассказываю очередную
сказку: “В одной стране жил злодей-грубиян. Он
мог заколдовать любого ребенка, обозвав его
нехорошими словами. Заколдованные дети не могли
веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких
несчастных детей могли только добрые волшебники,
назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим,
есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто
сможет стать добрым волшебником и расколдовать
их, придумав добрые, ласковые имена?” Выбрала
детей быть добрыми волшебниками. Представляя
себя добрыми волшебниками, они по очереди
подходят к заколдованному другу и пытаются
расколдовать, называя его ласковыми именами.
“Комплименты”
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза
соседу, надо сказать ему несколько добрых слов,
за что-то похвалить. Например: “ у тебя такие
красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть;
или ты умеешь петь и танцевать лучше всех”.
Принимающий комплимент кивает головой и говорит:
“Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он дарит
комплимент своему соседу. Упражнение проводится
по кругу.
“Конкурс хвастунов”
Дети сидят в кругу. Я говорю: “Сейчас мы
проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает
тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем
не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно —
иметь самого лучшего соседа! Посмотрите
внимательно на того, кто сидит справа от вас.
Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он
умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может
понравиться. Не забывайте, что это конкурс.
Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом,
кто найдет в нем больше достоинств”. После
такого вступления дети по кругу называют
преимущества своего соседа и хвастаются его
достоинствами. При этом совершенно неважна
объективность оценки — реальные эти достоинства
или придуманные. Неважен также и масштаб этих
достоинств — это могут быть и громкий голос, и
аккуратная прическа, и длинные (или короткие)
волосы. Главное, чтобы дети заметили эти
особенности сверстника и смогли не только
положительно оценить их, но и похвалиться ими
перед сверстниками. Победителя выбирают сами
дети, но в случае необходимости я могу высказать
свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и
желанной, я наградила победителя маленьким
призом бумажная медаль “Лучший хвастун”.
После того как дети прошли через игры и занятия
предыдущих этапов, в группе преобладает
дружелюбная и спокойная атмосфера. Я провела
игры специально направленные на словесное
выражение своего отношения к другому. Задача
данного этапа — научить детей видеть и
подчеркивать положительные качества и
достоинства других детей. Делая сверстнику
комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не
только доставляют ему удовольствие, но и
радуются вместе с ним. Активность детей
превысила все границы. Столько интересных
комплиментов дети высказали в адрес сверстника.
Но какие нежные и добрые слова я услышала в свой
адрес, это было выше всяких похвал.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе
“Робот”
Цель:
сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
“Эхо”
Цель:
учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек)
или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
“Руки — ноги”
Цель:
учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей. Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать
Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
“Удержи предмет”
Цель:
развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
“Змея”
Цель:
развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению
“Кто говорит?”
Цель:
развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге
Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место
Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
“Угадай, кто это”
Цель:
развивать внимание, наблюдательность. Упражнение выполняется в парах
Один ребёнок (по договорённости)
закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости)
закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
“Пожелание”
Цель:
воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
“Комплименты”
Цель:
развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
“Закончи предложение”
Цель:
учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
“Ласковое имя”
Цель:
развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”)
При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”)
При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию
“Разговор по телефону”
Цель:
развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
“О чём спросить при встрече”
Цель:
учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.).
Дважды повторять вопрос нельзя.
“Вопрос — ответ”
Цель:
развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.).
Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза
Слайды и текст этой презентации
А. Митта «Шар в окошке».
Е. Пермяк «Две пословицы».
Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями. Ваша задача – определить их жанр и тему
Разберем произведение «Шар в окошке
МиттаАлександр Наумович
– Почему автор назвал свое произведение «Шар в окошке»?– Что же случилось с Колей? Найдите в тексте и прочитайте, как Коля заболел.– На каком этаже жил Коля? Что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте.– Какое настроение было у Коли?
– Почему Коле стало хорошо?– Какие друзья у Коли?– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?
Работа в паре
1. О ком и о чем этот рассказ?а) о детях;б) о животных;в) о природе.
2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркните.а) верные;б) равнодушные;в) находчивые;г) веселые;д) трусливые.3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.а) Чай пить – не дрова рубить; б) без беды друга не узнаешь; в) делу время – потехе час.
3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.а) Чай пить – не дрова рубить; б) Без беды друга не узнаешь; в) Делу время – потехе час.
Создай обложку
А.Митта
Шар в окошке
Ваша задача: определить жанр и тему произведения, доказать свою точку зрения, составить модель обложки
Словарная работа
Ярмарка – регулярно проводимый большой торг с развлечениями, увеселениями.
Словарная работа
Пригоршня – горсть (ладонь).
Словарная работа
Медяки – медные копейки..
Словарная работа
Пятак – 5 копеек.
Словарная работа
Гривенник –10 копеек.
Словарная работа
Плотвичка – вид мелкой рыбы.
Словарная работа
Кудлатая (собака) – лохматая.
Словарная работа
Семиголосая гармошечка – звучат все семь нот
Создай обложку
Е.Пермяк
Две пословицы
Охарактеризуйте Костю, Федю.– Кто помогал Косте?– Что шепнула собака Косте на ярмарке?– Разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.– С чего начинается сказка?
– Как развивается действие?– Назовите самый напряженный момент.– Как продолжается действие?– Чем заканчивается сказка?– Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?а) игрушки;б) оружие;в) корм для животных.
2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:а) мама не разрешила; б) Костя не взял с собой; в) не было денег.
3. На ярмарку Костя шел:а) через город; б) лес; в) поле.
4. Первым на дороге Костя повстречал:а) собаку; б) голубя; в) старичка-лесовичка.
5. Дорогу через речку показала Косте:а) щучка; б) плотвичка; в) ставридка.
6. На ярмарке у Кости украли:а) деньги; б) велосипед; в) все вместе.
7. Вора нашла:а) милиция; б) кошка; в) собака.
8. Чего Костя не купил?а) гармошку; б) сладости; в) балалайку.
9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:а) удивился; б) поблагодарил; в) попросил еще и конфет.
10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.б) Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.в) Друзья познаются в беде.
1в, 2в, 3б, 4а, 5б,6а, 7в, 8в, 9а, 10в.
ПРОВЕРКА
А.Митта
Шар в окошке
Е.Пермяк
Две пословицы
Сравним модели обложек.
– В чем их отличия?– Чем похожи произведения?– Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?– Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?
с. 47–50, подготовить подробный пересказ произведения «Шар в окошке», Т. с.28-29
Домашнее задание:
Игра 3. «Ругаемся овощами»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»
Подготовила игры Баринова Наталья Михайловна — один из авторов нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!»
- редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
- практикующий детский психолог,
- заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
- лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
- победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
- преподаватель детской психологии в вузе.
Как играет с детьми и родителями Наталья Вы увидите в этих видео. И заодно познакомитесь с двумя замечательными играми, которые укрепляют доверие и доброжелательные отношения взрослого и ребенка и помогают научиться договариваться друг с другом.
Игры на развитие навыков невербального общения
“Как говорят части тела”
Цель:
учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи “Я не знаю”;
- как говорит палец “Иди сюда”;
- как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
- как говорит голова “Да” и “Нет”;
- как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Зоопарк”
Цель:
развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”
Цель:
знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает…”
Цель:
развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.