Конспект од по рисованию в подготовительной группе «городецкие мотивы»

Занятие 3. Городецкая роспись. Аппликация (гирлянда из цветов) на полосе

Цель.

Учить рассматривать городецкие узоры, выделить новую композицию — гирлянду из трех, пяти цветов.

Составлять аппликацию на полосе, выделяя середину большим цветком, края маленькими цветами, располагая между ними листья. Вырезать цветы, листья из бумаги, сло­женной в два или четыре раза, получая одинаковые круги и овалы, сочетать цвет и его оттенок, белый и черный цвета для украшения.

Материал.

Предметы с городецкой росписью, в основе которой композиция из трех, пяти цветов, иллюстрации № 17—20 из учебно-наглядного пособия.

Бумага цвета охры размером 10×27 см, бумага разных цветов (красная, розовая, синяя, голубая — на выбор) раз­мером 5×5 см, 4×8 см, 3×6 см, бумага зеленого цвета по две, три полоски размером 4×8 см, бумага белого и черного цвета размером 2×8 см. Ножницы, клей, салфетки, кисти.

Ход занятия.

Выставка предметов с городецкой роспи­сью и их изображений.

Рассмотрев все предметы, иллюстрации, выделить ком­позицию из трех, пяти цветов (гирлянду). Уточнить их рас­положение: в середине большой цветок, по краям один или два маленьких бутона, между ними расположены листья по одному или по два.

Для своего узора дети выбирают цвета бумаги. Предло­жить им рукой на листе или на фланелеграфе показать, как они разложат круги: на полосе в середине положить боль­шой круг, по краям — маленькие круги, одинаковые по цвету и величине, или по два маленьких круга с каждой стороны.

Воспитатель помогает ребятам правильно выбрать цвета бумаги: все цветы на узоре должны быть только голубыми

68

или только розовыми или большой цветок должен быть од­ного цвета, маленькие цветки — другого.

Уточнить, как вырезать круг (для цветка) из квадрата или два одинаковых круга из полоски, сложенной пополам (получился квадрат), овал (для листьев) из полоски, сло­женной пополам и еще раз пополам (на четыре части). Из небольших остатков бумаги можно вырезать мелкие дета­ли (из уголков — дугу и т. д.). Воспитатель показывает все эти приемы, дети упражняются в вырезывании.

После этого ребята приступают к выполнению задания: сначала вырезывают все необходимые для составления ап­пликации детали, а потом раскладывают на полосе выре­занные цветы, листья, другие украшения, приклеивают их.

В конце все полоски рассматривают, выбирают самые яр­кие, четкие композиции. Воспитатель предлагает детям украсить предметы (приложить к ним полоски), показать связь предмета и украшения, читает стихотворение-загадку про Городец (с. 67).

Занятие 4. Городецкая роспись. Рисование узора (гир­лянда из цветов) на полосе

Цель.

Продолжать знакомить с городецкой росписью, уз­навать знакомые элементы узора (цветы-купавки, листья) и новые варианты цветов, оживления узора белым цветом («оживки»). Видеть красоту городецкой росписи.

Учить составлять узор на полосе, выделяя середину боль­шим цветком, края — двумя бутонами, рисовать между ни­ми листья, украшать их и цветы «оживками», черточка­ми, точками черного цвета. Составлять оттенки, сочетать цвет и оттенок.

Материал.

Предметы с городецкой росписью, иллюстра­ции № 18, 20 из учебно-наглядного пособия.

Бумага размером 10×21 см цвета охры, гуашь, лист для упражнений.

Ход занятия.

Выставка городецких предметов и их изоб­ражений.

Рассмотреть роспись на предметах. Выделить гирлянду из трех цветов: в середине большой цветок, по краям рядом с ним два близко расположенных друг к другу одина­ковых бутона, между ними — листья (сверху и снизу).

Сравнить украшения бутона (кружок и дуга) и большого цветка (кружок, дуга и новые элементы: маленькие дуги или мазки-лепестки). Отметить, как они украшены белым цветом (точки, дуга, белые тонкие, как дождик, линии). По-

69

смотреть, как украшены листья (точки, черточки, реснич­ки). Уточнить последовательность рисования: большой цве­ток, маленькие бутоны, листья, украшение цветов, листь­ев, оживление узора.

Дети составляют оттенок (на выбор), начинают рисовать с большого цветка (круги); воспитатель периодически на­поминает им о последовательности рисования, следит за тем, чтобы ребята оживляли узор на последнем этапе.

В процессе работы дети под руководством воспитателя учатся рассматривать свой узор, находить в нем пробелы (чего не хватает), определять, как его можно дополнить.

В конце занятия ребята показывают свои узоры и укра­шают ими те предметы, которые рассматривали вместе в начале занятия.

Городецкие узоры, Столько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, ,и среди нас.

Городецкая роспись: основные элементы

Для такой росписи необходимы специальные краски.

Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, вы часто бываете в музее или на выставках? (ответ детей)

А сейчас вы не хотели бы пойти в музей или на выставку? (ответ детей)

-Тогда я вас приглашай в выставочный зал Городецких и Хохломских изделии. В этом зале нет экскурсовода,поэтому экскурсоводами будем мы сами: я и вы, согласны? (ответ детей)

Ребята, а мы свами помним, как надо вести себя в музее или на выставке?

/ Руками экспонаты не трогать, слушать того, кто рассказывает, потом можно задавать вопросы, громко не разговаривать. /

Здесь очень красиво, мы попали в мир сказочных, ярких цветов. а вы что ощущаете? (ответ детей)

Вы узнали, что за мастера трудились над этими изделиями? Хотите друг другу рассказать, кто что знает и помнит? (ответ детей)

/ Примерные вопросы, которые’помогут поддержать беседу с детьми:

Как вы узнали, что это изделия Городецких мастеров?

А где родилась Городецкая роспись?

— Какое самое почётное ремесло было в каждой семье для женщин? / Прядение /

-Ребята, я знаю, что всё красивое воспевается в стихах. А вы знаете стихи о чудесном Городце?

Ребёнок читает:

Пройди по чудо -Городцу:

Все избы так красивы,

Так ставни вырезаны тут,

Что загляденье, диво!

А на крылечке, на перилах

Красуется наш чудо-конь,

Так грива светится игривo,

Розаны выросли кругом.

— А вы помните, как украшались дома в Городце ещё до росписи? / резьбой по дереву /

-Что городецкие мастера распытывали в избах?

Мастера из Городца — золотые руки,

Украшали в избах всё:

Прялки и игрушки, бочонки и кадушки,

Столы и скамейки, и детские колыбельки.

-Я знаю, что городецкие мастера расписывали один предмет с особенной любовью? Вы не знаете, что?

-Пряничные доски!

-Кроме прядения в Городце были развиты и другие промыслы, напр., ткачество. (дети дополняют; кружевоплетение, гончарное, изготовление глиняных и деревянных расписных игрушек).

-Ребята, а вы знаете, в какие дни особенно был хорош Городец?/ В дни ярмарок / .

-Что там продавали? (ответ детей)

-А какие сюжеты любили рисовать мастера на сундуках, прялках? / застолье, гулянье /

-И сейчас на Городецкой фабрике много чудесных матерев, живёт, кто из вас знает их имена и фамилии?/ Крюков, Мазин, Вера Деревянко, Татьяна Пильнявина /

-А сейчас какие предметы расписывают мастера?

-Что они особенно любят рисовать? / коня, птиц в центре цветов /

-А какие элементы характерны для городецкой росписи?

-Ребята, а я ещё знаю одного знаменитого художника городецкой росписи — это Аристарх Евстафьевич Коновалов. Он говорит о том, что городецкая роспись привлекает к себе праздничностью, торжественностью и красочностью.

— Может кто-то ещё что-то интересное может рассказать о городецкой росписи или ещё стихи знаете?

«Чёрный конь несётся вихрем

С золотой уздой, седлом,

Шею вытянул красиво,

Ногу приподнял дугой,

А вокруг него розаны,

И ромашки и купавки.

Всё красиво и нарядно

Словно конь тот на полянке.»

«Сказочная птица на розане сидит,

Яркий гребешочек, хвост огнём горит.

Что за чудо-птица и цветы кругом?

Это тарелка, расписанная городцом.»

-А вы не хотели бы попробовать быть такими же мастерами? Давайте представим, что здесь у нас мастерская по Городецкой росписи, а мы с вами — мастера-художники.

К нам привёл заказ от малышей: расписать ставни окон домиков к новой сказке. Вы согласны?

-Тогда я предлагаю вам найти каждому удобное место и приступайте к работе. Я, ребята, знаю игру, которая помогает пальцам подготовиться к рисованию. Хотите поиграть? / Под стихотворение «Мастера из Городца “ дети делают упражнение /.

— Вот теперь можно приступать к работе. Красиво, ярко, празднично расписать ставенки вам поможет музыка. / Звучит спокойная мелодия /

Во время работы воспитатель подсаживается к детям, беседует с ними, советует, интересуется замыслами детей и т. д.

По окончании дети любуются ставнями, обмениваются мнениями.

-Какой домик вам понравился больше всего? Почему?

-Найдите самую выразительную яркую, красочную роспись. Почему вы так считаете?

-Молодцы, мастера, вы сегодня очень постарались, ваши ставенки украсят сказку для малышей, а мы им ещё и свою сказку сочиним.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену

Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Городецкая сказка. Знакомимся с городецкой росписью — планы занятий, консультации для родителей. В гостях у мастеров — сценарии семейных развлечений. Волшебство узоров — методика преподавания городецкой росписи. Декоративное рисование и дидактические игры по мотивам народного промысла. Роспись в поделках — подарки мамам и бабушкам от городецких юных умельцев.

Птицы смотрят из ларца – чудо-роспись Городца!

Содержится в разделах: Показаны публикации 1-10 из 313 . Все разделы | Городецкая роспись, узоры

Роспись

по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественнаяроспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодняроспись по дереву широко применяется в…

Презентация «Городецкая роспись» Мне очень нравится городецкая роспись

, о которой я хочу рассказать. Я с удовольствием изучаю её сама и передаю свои знания детям. Мне нравятся пышные розаны, композиции с птицами, сюжетные композиции. Это истоки старины нашего народа и мы должны их знать.Лишь в 30-х годах XX…

Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;
  1. «Ромбы»;
  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.

Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Городецкая роспись, узоры — Конспект занятия на тему «Городецкая роспись»

Цель: Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении. Задачи: Обучающие: Развивать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическая игра Укрась предметы быта городецкой росписью Возраст: ранний (2-3 года) Материал: картонные предметы быта: тарелка, разделочная доска, солонка, ковш-утица. Маленькие картинки изображения городецкой росписи (городецкий петушок, городецкий фазан, городецкая…

Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить расписывать…

Презентация городецкая роспись. Презентация по Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность в подготовительной группе По теме Городецкая роспись. к конспекту городецкой росписи. Формировать умение рисовать элементы городецкой росписи, по поэтапному рисованию….

Городецкая роспись, узоры — Конспект занятия «В гости к Городецким мастерам»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В гости к Городецким мастерам» Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Задачи:…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 4 Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 1. Тема «Городецкая роспись» 2. Возраст: подготовительная группа. 3. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая, социально – коммуникативная, познавательная. 4. Цель: изобразить узор…

Цель : продолжать знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью

, её колоритом, основными элементами узора.

Программные задачи :

Обучающие :

Учить самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи

, закрепляя умениерисовать элементы городецкой росписи в определённой технике и последовательности, располагая на силуэте досок. Закреплять умениерисовать всей кистью и её концом. Закреплять навык аккуратногорисования красками , умение их смешивать, работая на палитре.

Развивающие :

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность и творческую фантазию.

Воспитательные :

Воспитывать любовь к искусству, народным промыслам, уважение к труду городецких мастеров

, интерес к их работе.

Материал и оборудование :

Изделия городецких мастеров

. Мультимедийное оборудование. Образцы поэтапногорисования«листьев» ,«купавки» . Бумага в форме доски, закрашенная желтым цветом. Гуашь. Кисти.

Предварительная работа :

Рассматривание предметов народного промысла. Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов. Дидактическая игра «Выложи узор»

. Выставка детских работ.

Ход занятия

1. Вводная часть

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель:читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Воспитатель:

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта приложение 1).

— Какими же узорами нам их расписать?

2. Основная часть

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

(СЛАЙД 1)Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву — это Городец.

(СЛАЙД 2)Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. (СЛАЙД 3)Местные мастера всё из дерева умели делать — и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью.

(СЛАЙД 4) Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца «ушли в историю» роспись получила новое рождение на других изделиях.

Дети рассматривают иллюстрации городецкихмастеров и отвечают на вопросы:

Воспитатель:

-Какие элементы росписи использованы?

Дети:

— бутоны и листья

Воспитатель:

Какие краски использовали?

Дети:

— зеленая, голубая, красная, розовая, синяя

Воспитатель:

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. (СЛАЙД 5) На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная. Воспитатель:

Воспитатель:

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (ответы детей)

Воспитатель:

— У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает?

Дети:

— розового и голубого

Воспитатель:

— Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети:

— в белую краску добавить немного красной

Воспитатель:

— А как получить голубой цвет?

Дети:

— в белую краску добавить немного синей

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

Воспитатель:

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор?

Дети:

— С центрального бутона.

Воспитатель:

Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей:

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

3. Заключительная часть.

— Какие элементы используются в городецкой росписи.

— С чего начинаем рисовать городецкие цветы.

— На сырую или на сухую краску наносится оживка.

— Что вы расскажите сегодня дома?

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: