Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «воздух, вода»

Развитие мышления и познание мира с помощью игр — детские игры с водой

Детям очень нравятся игры и опыты с водой, пользуясь этим, можно составлять интересные упражнения, развивающие внимательность и логику. Добрая волшебница, в лице воспитательницы покажет малышам всевозможные опыты с песком и водой. Грамотно составленная картотека игр, выстроит занятия от легких к более сложным. В детском саду, удобно выполнять обучающий проект во время летних прогулок во дворе сада, в теплую погоду занятия с песком и водой, станут замечательными инструментами для показа простейших опытов.

Некоторые легкие упражнения для развития наблюдательности и мыслительного процесса.


В один стакан наливается обычная вода из-под крана, другой стакан заполняется непрозрачной жидкостью, например молоком. Малыши могут попробовать посмотреть сквозь стаканы и убедиться, в том, что вода прозрачная. Пускай они попробуют рассказать свои ощущения от этого занятия.

Вода – настоящая волшебница, чтобы убедиться в этом, можно продемонстрировать детишкам различные состояния жидкости. Например, пускай малыши попробуют нарисовать водой и кисточкой любые картинки на бумаге, их не будет видно, объясните малышам, что цвет воды можно изменить при помощи различных красителей, а затем попробуйте снова нарисовать различные картинки.

Вкус и запах воды. Многие дети часто слышат от взрослых или с экранов телевизора, что вода вкусная, надо налить в стаканчик немного воды и дать попробовать малышам понюхать жидкость и попробовать на вкус. Для сравнения можно налить сок или чай, затем снова попробовать воду. Можно попытаться вместе с детьми выяснить вкусовые отличия минеральных вод, от обычной кипяченой. Объясните детям, что вода сама по себе, не имеет запаха и вкуса, но зато жидкость-волшебница способна приобретать вкусы при добавлении в воду других элементов, например сахара. Расскажите детишкам, что морская вода содержит в себе много минеральных солей, благодаря которым она не пригодна для питья.

Пускай воспитательница-волшебница расскажет малышам, что в воде можно растворять некоторые вещества. Для примера возьмите и налейте в стакан с песком воду и перемешайте. Затем налейте воды в другой стакан, но уже с сахарным песком, перемешайте и покажите, что получится в итоге этого занятия. В одном стакане сахар растворится, а песок, в другом – нет. Дайте поэкспериментировать детям, пускай они попробуют растворить в воде разные элементы, краску, несколько минеральных крупиц соли или сахара и прочее. Манера подачи материала должна быть игровая.

Игры с водой для малышей

Для игр с водой вам могут понадобиться емкости различного объема, ложки, половники, сита, воронки, водяные мельницы, венчики, пипетки, губки и тряпки, поднос и другие приспособления. Вот несколько интересных идей для водных игр, которые обязательно понравятся детям.

  • «Отожми губку». Для этой игры понадобятся два тазика (или глубокие миски) и, конечно, губка. Одну из емкостей наполните водой, а вторую оставьте пустой. Используя губку, кроха должен перелить воду из одного тазика в другой.
  • «Поймай рыбку». Положите в тазик с водой нетонущие предметы (например, мелкие резиновые игрушки, пробки, мячики, бусинки) и предложите малышу с помощью сита «выловить рыбок». Подготовьте миску или ведерко, куда ребенок будет складывать свой улов.

  • Переливания жидкости из одного кувшина в другой – для малышей задача не из легких. Это упражнение позволяет развивать координацию движений, глазомер, концентрацию внимания.
  • «Налей воду в стаканы». Приготовьте стаканы и другие емкости различного объема и формы, а затем с помощью фломастера или клейкой ленты отметьте на них тот уровень, до которого малышу нужно их наполнить. Чтобы ребенку было интересней, воду можно подкрасить.

  • «Перелей через воронку». Дети любят использовать в играх различные приспособления, с которыми они нечасто сталкиваются в реальной жизни. Одной из таких интересных вещей является обыкновенная воронка.
  • «Взбей пену». Добавьте в воду немного жидкого мыла и покажите ребенка, как при помощи венчика можно взбить пушистую пену.
  • «Большая стирка». Таз с водой и несколько кукольных платьев или просто тряпочек – это все, что нужно, чтобы малыш надолго занялся делом. Также можно натянуть веревку (например, между двух стульев) и при помощи прищепок вешать игрушечную одежду сушиться.
  • «Автомойка». Чтобы приучить кроху к уходу за своими вещами, поиграйте с ним в автомойку. Резиновые и пластиковые игрушки малыш сможет самостоятельно помыть в мыльном растворе, а затем сполоснуть под проточной водой.
  • «Ледниковый период». В небольшую миску (или силиконовую форму) положите мелкие игрушки и залейте их водой, а после – заморозьте. Чтобы легко извлечь лед из миски, обдайте ее кипятком. Ребенок почувствует себя настоящим спасателем, освобождая игрушки ото льда при помощи различных инструментов.

Играем в развивающие игры с разноцветной водой

По роду моей деятельности и по причине большой любви к цвету, я постоянно имею дело с красками, красителями и красящими пигментами. С их помощью я занимаюсь любимым делом — экспериментирую с цветом. В ходе работ (хотя вернее будет сказать в ходе игры с цветом) я часто использую разноцветную воду, которую сама изготавливаю при помощи пищевых красителей.

И, как оказалась, цветная вода — это одна из великих радостей для ребенка!

Сначала я заметила, как во время рисования акварельными красками детишки очень тщательно и часто полоскают кисточки в баночках с водой. В какой то момент, особенно если картина уже готова, процесс полоскания кисточки приобретает самостоятельный характер. Выглядит это так — сначала кисточкой долго и усердно набирается краска, а потом эта кисточка прямиком отправляется в банку с водой. Вода становится цветной и это именно то, что нужно — конечный результат! Или начало для нового этапа — изучения свойств цвета и его непосредственное восприятие.

В чем преимущества пищевых красителей перед, например, обычной акварелью или гуашью?

При использовании пищевого красителя достаточно взять совсем чуть-чуть пигмента для получения яркого цвета. А в акварельных красках красящий пмгмент уже перемешан с различными наполнителями, в результате чего раствор получается не яркий и, что главное, мутный. Про гуашь вообще молчу!

Прозрачность и яркость раствора в этом деле очень важный фактор!

Речь идет о том, что любимое занятие — игра с цветными жидкостями, играет важную роль в художественном развитии и формировании эстетики восприятия цвета у ребенка. Сюда же можно отнести бесценный опыт познания цветовых влияний, цветовых взаимодействий и самостоятельное построение цветовых гармоний и композиций. И главное, все эти полезности становятся страшно интересными и познаются в процессе самостоятельной игры на подсознательном уровне. Это примерно из той же оперы, как если ребенок постоянно находится и растет в творческой среде. Угадайте каким он вырастет?

И все-таки, почему цветная вода, а не краски?

Во-первых, из плоского пространства листа ребенок выходит в объемный мир — перетекающих цветовых форм. И в этом мире он может рассматривать цвет со всех сторон, взаимодействовать с ним и давать возможность разным цветам взаимодействовать друг с другом. Прозрачная вода ничего не добавляет от себя к чистому цвету, а прозрачная посуда (стеклянный кувшинчик или пластиковый стакан) дают возможность увидеть на свету волшебную игру цвета. Отблески и переливы — дают дополнительные возможности для творчества.

Еще одна хорошая новость — вы только подумайте сколько вы сэкономите на бумаге для рисования.

Дополнительный бонус. Когда я готовила материал в планах было рассмотреть основные сочетания базовых цветов спектра на примере построения цветового круга. Я приготовила цветную воду 3-х основных цветов (красного, синего и желтого) в 3-х стеклянных кувшинчиках. Затем из этих базовых цветов, путем смешивания, создала еще 9 цветов. Всего у меня получилось 12 стаканов с разноцветной водой. Оставалось только выстроить их в гармоничную цветовую последовательность и сделать фотографии цветового круга для предыдущего поста. Но что-то фотография все не получалась такой как мне хотелось — то цвет плохо видно, то стаканчики слишком пластиковые, то тени от стаканчиков слишком большие…

Я по-разному переставляла стаканчики и вдруг слишком резкое движение и зеленая вода пролилась на бумагу. Сначала хотела проокнуть пятно, но секундная пауза и это оказалось новым решением — оказывается разноцветной водой еще можно рисовать!

Смешивайте, переливайте, экспериментируйте с разноцветной водой!

Дайте возможность себе погрузиться в безмолвную красоту цвета и вы, наверняка, вынесете оттуда много полезного для себя!

Какой цвет вам больше нравится, на какой цвет приятнее смотреть, какие цветовые комбинации вызывают у вас приятные чувства?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: