Конспект по развитию речи в старшей группе «дифференциация звуков [ц] и [ч]»

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

— С какого звука начинается слово «слон»? (с)

— А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

— Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

— Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

— А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

— С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

— Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

— На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

— Давайте все пострекочем, как кузнечики.

— Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

— А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

— С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

— С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

— Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

— Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

— Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки

— В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

— Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

— Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

— Ребята,отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

— В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

— Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

— Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

— А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц — слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

— Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

— Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

— По одному (2-3 человека)

— Давайте повторим хором.

— Громко.

— Тихо.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

— По одному (2-3 человека)

— Давайте повторим хором.

— Громко.

— Тихо.

12.Подведение итогов:

— С какими звуками мы сегодня работали?

— Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

Ход ООД:

— Ребята,давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

НОД — Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени.Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).

Артикуляционная гимнастика.

— Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр»,»Лопатка».

— С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождение родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» — согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещёчасто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:

— Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

— Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

— Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

— А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

— Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает.Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

Физминутка

«Телёнок»

Бу-бу, я рогатый.

(2 прыжка, рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый.

(2 прыжка, хвостик из руки – за спину)

Бу-бу, я ушастый.

(2 прыжка, ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный.

Бу-бу, испугаю.

Бу-бу, забодаю.

(бодаются)

— Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

— Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).

Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

Развитие мелкой моторики.

— Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

— Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове: начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»).Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

— Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками,то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).

Рефлексия:

— Макар, какие звуки мы учились различать?

— Паша, как произносятся , ?

— Какое задание понравились Ульяна?

— Какие задания для вас были сложными Полина? Вызвали затруднения Вика?

Конспект (НОД) тема: «Звуки и буквы Ч, Щ» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 летЦель: Закрепить знания детей о звуках и буквах Щ, Ч. Задачи: Обучать детей разгадывать кроссворд. Совершенствовать умения анализировать слова по звуковому составу и составлять звуко — буквенные схемы.Развивать зрительную и слуховую память, зрительно-предметный генезис. Совершенствовать навык чтения. Работать над пересказом по опорным схемам с элементами творческого воображения. Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку и уважение друг к другу. Словарная работа: Телеграмма Ход занятия 1.Организационный момент. Этюд «Дружба» — Давайте возьмемся за руки, слегка их пожмем, посмотри ласково друг другу в глаза, улыбнемся друг другу.2.Повторение. Воспитатель: Что вы узнали на прошлом занятии? (Мы познакомились с буквами Щ и Ч) Воспитатель: Что вы знаете о этих буквах? (Буквы Щ и Ч согласные, мягкие, глухие) Воспитатель: С каким правилом вы познакомились? (Ча -ща пиши с буквой а)3. Постановка игровой задачи. Воспитатель: Сегодня почтальон принёс нам телеграмму. Вы знаете, что такое телеграмма? ( Телеграмма – это короткое сообщение.) Воспитатель: Давайте прочитаем её. Телеграмма: «Дорогие, ребята, приглашаем Вас в гости…. Вини-пух и его друзья.» Воспитатель: Хотите побывать в гостях у Вини-пуха? Воспитатель: Хорошо, но вначале мы должны решить, на чём мы будем совершать наше путешествие? (дети решают, что на самолете будет быстрее) Воспитатель: Готовы? И так полетели. Повторяйте за мной слова. В бурном океане, за семью морями. Есть чудесный остров, много там друзей. Они живут там дружно, все друг с другом дружат. Мы с тобою в гости к ним поспешим скорей Садимся вместе самолёт и отправляемся в полёт.4. Чтение слогов Воспитатель: Самолёт пошёл на посадку, мы приземлились и спускаемся по трапу. Но трап – не простой, а для того что бы спуститься нужно прочитать слоги и составить из них слова. (щет-ка, ча-сы, оч-ки, щель)5.Состав слова из букв. Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает? (Вини-Пух) Воспитатель: Вини-Пух принёс каждому из вас шарик в подарок, на шариках написаны буквы, нужно сложить буквы так, что бы получилось слово. Какое слово Вини-Пух зашифровал? (КЕНГА)6.Звуко -буквенный анализ слова. Воспитатель: А вот мы подошли к домику, где живёт кенгуру Кенга. Кенга очень любит играть со своим малышом в школу, она учит его раскладывать зелёные, синие и красные фишки в ряд. Давайте и мы сделаем звуко-буквенный анализ слов (щавель, чайка, чайник).(дети выполняют самостоятельно) Воспитатель: Какое правило вы заметили? (ча-ща) 7.Ребус – кроссворд. Воспитатель: Ребята, вы такие умные. Вини-Пух приглашает вас сходить в гости к Мудрой Сове. Физминутка: Вот домик Мудрой Совы. Очень мудрая Сова Загадала нам слова, Их запрятала в кроссворд, Села хитрая и ждёт. Кто кроссворд решить сумеет? Кто слова все разберёт? 1. Всегда идут вперёд, а с места не трогаются? (Часы) 2. Своих глаз нет, а видеть помогают?(Очки) 8.Запомни буквы. Воспитатель: Вот домик Тигры. Он очень любит хвастаться, вот усадил нас на бревно и стал перед нами хвастаться. Давайте и мы покажем, какая у нас память? (показ карточек с пятью буквами и дети по памяти их называют). КСЧПО; АМСРЧ; ЧКУБИ. 9. Узнавание по контору. Воспитатель: Пяточку на день рождение подарили друзья фотоаппарат. Этот подарок он очень ждал и был ему очень рад. Но фотографировать Пятачок ещё не научился. Вот вы и угадайте, кто на кадрах получился? (показ контура фигур друзей Пятачка).


Воспитатель: Как можно одним словом их назвать, кто эти животные? (друзья) Воспитатель: А у кого из друзей Вини-Пуха мы ещё не побывали? (Ослик ИА). 10. Творческий рассказ. Воспитатель: Вот и Ослик ИА, он как всегда скучает. Смотрите, он стоял около пруда и рисовал полочкой на мокром писке (показ схемы).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД для детей старшей группы Конспект занятия по изучению грамоты в подготовительной группе Конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Числа от 1-8. Решение простейших задач План — конспект НОД в подготовительной к школе группе

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Профессии

Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья

Конспект занятия в подготовительной группе. Первобытные люди

Конспект занятия в подготовительной группе. Толерантность

Конспект занятия для детского сада на тему «Права человека». Подготовительная группа

Ход занятия:

1. Вводная часть -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков. Что занять место в вагончике, нужно выполнить задание. Воспитатель читает стихотворение и просит определить часто встречаемый звук. «Цып — цып- цып!» — Зову цыпленка.

Цап Царапыч – наш котенок.

Цок- цок- цок— стучат копытца

Пони по дорожке мчится.

-Какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении (Ответы детей). Чижик Чижику прочел

На ночь книжечку про пчел.

Чижик чмокает, жует-

Снится птичке чудо- мед. -Какой звук чаще встречался в этом стихотворении (Ответы детей).

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

-Какой чаще встречался в этом стихотворении (Ответы детей)

2. Основная часть

-Ребята, звуки ,, легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их.

Воспитатель провидит дидактическую игру «Узнай звук» с целью определения наличия в слогах и словах.

— Я буду называть слоги и слова. Если вы услышите в слове звук , «поиграйте» на скрипочке. Если услышите звук ,покажите руками «очки». Если услышите звук , «покажите зубную щетку».Воспитатель произносит слоги и слова: ца, ча, ща, ра, ац, щу, цу, чу, лу, уч, уц, цы, чи, ке, це, ще, че, оц, ощ, оч, ом, чашка, ночь, плащ, щука, дочь, щавель,угощение,очки,печенье,щетка,цапля,очки,огурец,щавель,циновка, скрипач, щенок, одуванчик.

Дети все вмести выполняют задания, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.

Воспитатель проводит дидактическую игру с мячом «Один — много».

— Я назову один предмет, а вы много.Например: береза – много берез. Цыпленок, чайка, щетка, цапля, очки, огурец, щавель, циновка, скрипач, щенок, одуванчик.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Эхо»,предлагает повторить за ним чистоговорки:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо. У меня болит плечо,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Раз болит – пойди к врачу,

Чу- чу-чу, чу-чу-чу. Нет, к врачу я не хочу,

Ча- ча- ча, ча-ча-ча. Буду плакать у врача,

Чи-чи-чи, чи-чи-чи. Помогают нам врачи,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Ну тогда пойду к врачу.

Це-це-це, це-це-це. Вот вам сказка о яйце,

Цо-цо-цо, цо-цо-цо. Курица снесла яйцо,

Цу- цу-цу, цу-цу-цу. Киска тянется к яйцу,

Ца-ца-ца, ца-ца-ца. Брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу. Не пускать его к яйцу.

Ща — ща-ща, ща-ща-ща. Дождь идет я без плаща,

Ще-ще-ще, ще-ще-ще. Нет дождя, а я в площе.

Щу-щу-щу,щу-щу-щу. Я тебя не отыщу,

Щи-щи-щи, щи-щи-щи. Ты иди меня ищи!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Вот теперь — то отыщу.

Физкультминутка «Щенок»

-Встаньте в круг, будем выполнять движение под музыку.Повторяйте за мной:

На дворе щенок играл,

Прыгал,бегал и считал:

«Раз — прыжок и три кивка,

Два — направо голова,

Три – налево поворот»-

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Воспитатель проводит дидактическую игру «В стране великанов и гномов». – Каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или очень большой. Посмотрите на части тела гнома и великана. У гнома- ручка, у великана- ручища, нога- ножище и т. д.

Воспитатель проводит дидактическую игру «В стране мастеров».

— Здесь живут люди разных профессий. Они выполняют разную работу и по- разному называются. Кто работает на экскаваторе? (Ответы детей)

— Кто работает на подъемном кране? Кто чистит обувь (Ответы детей)

-Кто дрессирует животных? Кто играет на скрипке (Ответы детей)

-Кто работает на почте? (Ответы детей)

Воспитатель раздает картинки животным и проводит дидактическую игру «Звуки в стране зверей».

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? (Ответы детей.)

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес, какой? (Ответы детей.)

Бык мычит, мычит, мычит. Бык, какой? (Ответы детей.)

А петух кричит, кричит. Он какой? (Ответы детей.)

3. Рефлексия (Заключительная часть)

Молодцы ребята! Вы все хорошо постарались, очень громко и четко проговаривали звуки. Все были активными и заинтересованными. Теперь, вы точно, не забудете три этих прекрасных звука

А когда вы будете слышать окружающую вас речь, вы обязательно, обратите внимание, как часто в словах встречаются звуки, с которыми мы сегодня познакомились

Ход занятия.

Орг. момент.

— Сядет тот,кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

— О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

— Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?

(они говорят, беседуют и т. п.)

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

— Вы потренировали язычок,теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

— Какой звук встретился нам чаще всех? (Щ)

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

— Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч)

— Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

-Ребята, возьмите зеркала посмотрите в них и произнесите звук (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком

Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их. (на доску вешаются профили звуков)

В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

Щ долгий, щелевой

-А теперь: “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

Ща-ща-ча – наша каша горяча.

Щу-чу-щу – я грибы ищу.

Чу-щу-чу – колесо качу.

Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

Ча-ча-ща — поймаю я леща.

Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

Игра: “Внимательные ушки”.

-Детям раздаются карточки с буквами.

Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

— Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки точкой, а – чертой

Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

— Посчитайте, сколько , а сколько было в словах? (5 и 5)

Игра “Шифровщики”.

Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов

— Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

Ч Щ

лучи

свеча

участок

тысяча

плач 3

4

2

5

4 ищу

пищу

грущу

плащ

туловище 2

3

4

4

7

Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?

Физминутка. Игра с перекидыванием мяча.

– Измените, слова-действия по образцу и скажите, какой звук или появился?

Образец: Грустить – Я грущу. (Щ)

плакать – Я плачу

искать – Я ищу.

угостить – Я угощу. скакать – Я скачу.

простить – Я прощу.

лететь — Я лечу.

пустить – Я пущу.

вертеть – Я верчу.

Основная часть.

— Догадайтесь, о какой букве идет речь?

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

— Правильно, это буква Щ.

Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ

— От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

-Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

— Обведите по контуру только буквы Щ.

Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

-А теперь о какой букве стихотворение?

Да!Вы правильно решили:

Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Молодцы! Это буква Ч.

На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки.

— От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контуру только буквы Ч.

Итог занятия:

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Вспомните и назовите по 2 слова со звуками ч-щ.

Ход занятия:

I.Вводная часть

1. Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

А сейчас улыбнитесь, подарите свои улыбки гостям и скажите

«Доброе утро»!

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня со своими друзьями Чебурашкой и Щенком. Таня пришла к нам с просьбой помочь ей. Она все время путает, Чебурашку называет Щебурашкой, а щенка Ченком!

Как вы думаете, почему она путает звуки Ч и Щ? (ответы детей)

Потому что они оба согласные, шипящие и глухие. Как мы можем помочь Тане, чтобы она больше не путал эти звуки Ч и Щ в словах? (ответы детей).

А я предлагаю вам посетить страну звуков Ч и Щ.

Дети садятся за столы

II.Основная часть

1. Игра «Назови первый звук в словах».

Рассмотрите картинки на доске, назовите предмет и определите, какой первый звук в названии предмета.

На доске картинки на звуки Щ – щенок, щука, щетка, щит, щегол.

Ч – чашка, часы, чебурашка, чайник, чеснок

2. Игра «Определи какой звук»

А теперь мы будем различать звуки Ч и Щ в словах.

Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, если услышите звук Ч, поднимите желтый кружок, если Щ – коричневый.

Пищать Дочь Угощать Челка Печать Щетки Щегол

Тачу Тащу Укачать Щелка Четки Плащ Чехол

3. А сейчас мы попробуем разместить звуки Ч и Щ в звуковые домики:

в начале, середине и в конце. У вас на столах карточки и фишки.

Чехол Скучать Щегол Трещать Плащ

4. Физминутка

Раз — подняться, подтянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять руками помахать

Шесть за стол тихонько сесть

5. Ребята, продолжаем играть.

И следующая игра: «Закончи слово»

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова, а кукла Таня будет внимательно слушать и учиться.

Добы…. Встре… Ту…. Ро. Пи…. Да…. Све….

6. Продолжаем играть

Игра «Закончи предложение»

У нашей дочки румяные (щечки)

Появилась в небе (туча)

Плещет в речушке (щука)

Письмо опускают в почтовый (ящик)

7. Ребус

Ребята, кукла Таня просит нас помочь ей разгадать Ребус.

На мольберте размещены картинки с изображением предметов.

Нужно отгадать, какое же слово здесь зашифровано.

Для этого нужно выделить первый звук в названии каждой картинки и соединить в одно слово

Щенок (щетка, енот, ноты, окно, книга)

Чебурашка (чайник,енот,буратино,улитка,рябина,апельсин,шар,кукла,ананас)

III.Заключительная часть:

Ребята, как вы думаете, научили мы куклу Таню различать звуки Ч и Щ? (Да)

Ребята, вы молодцы! Очень старались, и хорошо справлялись со всеми заданиями.

А теперь скажем нашим гостям спасибо, что нашли время к нам прийти и до свидания!

Ход НОД:

Приветствие гостям.

I. Вступление.

1. Беседа о времени года и признаках зимы.

— Какое время года сейчас?

-Назовите признаки зимы?

2. Беседа о наступающем празднике.

— Какой праздник приближается?

-Когда его отмечают?

— А как вы дома с родителями готовитесь к Новому году?

II. – А в детском саду мы готовимся к празднику? Как?

— Сегодня мы с вами будем продолжать готовиться к празднику, будем наряжать елку. Чем наряжают елку?

— Будем наряжать елочку предметами в словах которых есть звуки с- ш.

(каждый ребенок подходит и выбирает предмет сначала со звуком С в слове, затем со звуком Ш.

— Вот какая елочка получилась.Произнесем вместе волшебные слова: раз,. два, три елочка гори! (елочка загорелась).

Воспитатель читает стихотворение:

Ну и елка!

Просто диво!

Как нарядно!

Как красиво!

Ветви славно шелестят,

Бусы яркие горят.

И качаются игрушки,

Флаги, звездочки, хлопушки.

Сколько звезд зажглось на ней,

Сколько крошечных огней.

И верхушку украшая,

Там сияет как всегда,

Очень яркая большая,

Пятекрылая звезда.

— А кто из вас ребятки прочитает стишок про елочку?

1. Как хороша новогодняя елка,

Как нарядилась она, погляди,

Платье у елки – зеленого шелку.

Яркие бусы горят на груди.

2. Вечно елка зелена.

Радость всем несет она.

Каждый раз под Новый год

В гости к нам она идет.

3. Елочка зеленая,

Снегом запушенная.

Смолистая, иглистая,

Колючая, пахучая-

Здравствуй.

III. Физминутка.

— А теперь мы с вами вместе расскажем стишок с движениями.

Что растет на елке? (Плечи поднять и опустить).

Шишки да иголки. (Растопырить пальцы рук).

Разноцветные шары. (Соединить пальцы рук в шар).

Не растут на елке (потрясти кисти рук).

IV. — А теперь загадки. (Дети говорят отгадку и называют первый звук в отгадке).

1. Вился, вился белый рой,

Сел на землю, стал горой (снег).

2. В зимний день, среди ветвей.

Стол накрыли для гостей (кормушка).

3. Что вверх корнем растет? (сосулька).

4. Белый дед, старый, горбатый

Лежит возле хаты

Лежит всю зиму – никто не поднимает.

Весна придет – он сам уйдет (сугроб).

5. Какая елочная игрушка

Стреляет, как пушка? (хлопушка).

6. Что за звездочка такая

На пальто и на платке –

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь вода в руке? (снежинка).

7. Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня- дружка,

За веревочку держа (санки)

8. Что за птица с красной грудкой прилетает к нам зимой? (снегирь).

V. Скороговорки.

1. У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани. (произнести, с каким звуком, ск-ко слов встретилось со звуком С).

2. Шапка да шубка — вот наш мишутка.

3. Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

VI. Чистоговорки.

1. Шо-шо-шо – зимой очень хорошо.

Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

Ши-ши-ши – это малыши.

2.Соня спит и видит сон:

Снова снегом занесен

Дом и сад. И синий всюду, всюду иней.

VII. Игра «Покажи».

— Я буду произносить слова: если вы в слове услышали звук С – вы умываетесь, если услышали в слове — Ш показываете рукой зигзаг, если вы не услышали знакомый звук – просто сидите. –Дети объясните гостям почему мы будем показывать такие движения. (серебристый, снег, хлопушка, бусы, елка, снеговик, шуба, снежинка, иней).

VIII. Рефлексия.

-Над какими звуками в словах мы с вами работали? Это звуки гласные или согласные?

IX. – А теперь для своих мам и пап мы украсим елочку игрушками в словах которых встречаются звуки С-Ш. (детям раздаются на белом листе бумаги заготовки елочки, дети рисуют игрушки, раскрашивают елочку карандашами или фломастерами)

Дети прощаются с гостями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Ребята, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)

— На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)

2. Работа по теме занятия.

— Ребята, сегодня мы поговорим о звуках , .

Произношение изолированного звука.

— Как шипит змея?

— Как воздух из шарика выходит?

— Как воздух со свистом выходит из шины?

— Повторите эти звуки (групповые и индивидуальные ответы).

— Давайте, поиграем.

Игра «Поймай звук»

— Когда я произнесу звук , поднимите руку, когда звук , хлопайте в ладоши.Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот.Слова: шило, сани, шум, кисель.

Игра «Не ошибись»

— Я положу на стол картинку с солнышком (звук ) и картинку с шариком (звук ). Вам нужно выбрать игрушку, назвать ее, выделяя знакомый звук ( или ) и положить к солнышку или шарику. (Отвечает один ребенок, а остальные следят за выполнением задания и исправляют ошибочные ответы).

— Ребята, назовите имена мальчиков и девочек нашей группы со звуком (Максим, Кристина, Маруся, Савелий, Настя, со звуком (Тимоша, Гоша, Алеша, Илюша).

— А теперь, давайте, немного подвигаемся.

Физкультминутка «Как живёшь»

Как живёшь — вот так, (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь — вот так, (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь — вот так, (бег на месте)

Вдаль глядишь – вот так, (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – вот так, (правую руку – под щёку)

Машешь вслед – вот так, (помахать)

Утром спишь – вот так, (руки сложить под щёку, наклон головы вправо)

Как шалишь – вот так. (надуть щёки и кулачками нажать на них)

Игра «Разложи картинки»

— Ребята, посмотрите, какие у нас чудесные домики (на доске —два домика: одноэтажный, двухэтажный). На столе лежат картинки,которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук , в двухэтажный домик – картинки, со звуком .

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, слива, лестница.

Игра «Один — много» (используются картинки из предыдущей игры).

— Сейчас мы поиграем в игру «Один — много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Мышь – мыши, кошка – кошки, шапка – шапки, шуба — шубы.

Лиса – лисы, подсолнух – подсолнухи, слива – сливы, лестница – лестницы.

Пальчиковая гимнастика «Богат Ермошка»

Богат Ермошка: (сжимать-разжимать пальцы)

У него собака да кошка, (загибать по одному пальцу)

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке (имитация шитья иглой)

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет. (сложить ладошки)

Кот в уголочке сухари толчет. (постукивать кулаком по ладошке)

Курочка в сережках избушку метет. (имитация подметания полов)

— Ребята, внимательно послушайте потешку и назовите сначала слова со звуком , затем со звуком (читаю дважды).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

— Дети,повторяйте за мной чистоговорки:

— Са-са-са…в лесу живет лиса.

— Ся-ся-ся…ловит Костя карася.

— Ша-ша-ша…любит мама малыша.

— Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.

— Теперь произнесем скороговорку: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу» (произносится в разном темпе и с разной силой голоса; хором и индивидуально).

3. Итог занятия.

— Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

— Какие звуки мы учились правильно произносить? (Ответы детей)

— Назовите слова с этими звуками. (Ответы детей)

— В конце хочу сказать вам одно слово. Прочитайте его по губам. («Спасибо»)

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

малышу предлагают проговаривать всегда мягкий и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения

Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей :

нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения

Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: