Методика обучения аппликации во всех возрастных группах

Какие занятия нужно проводить с ребёнком, чтобы научить его аппликации

Сначала дайте ему полоску бумаги и помогите ему сделать траву, то есть надрезы. С другой полоски можно сделать кирпичики или кубики. Для этого уже нужно перерезать полоску полностью.

Научите дошкольника пользоваться клеем, как жидким, так и твердым. Покажите, что клей можно наносить на бумагу разными способами. Можно склеить бумагу и всплошную и по краю и точками.

Потом можно переходить к более сложным фигурам. Научите его вырезать фигуры, из которых складывается большинство объектов. Например, треугольник можно получить, если перерезать квадрат по диагонали (получится парус). Трапеция получится если у прямоугольника срезать углы (выйдет крыша дома). Круг можно получить, если у квадрата постепенно срезать углы закруглением (так можно получить солнце или яблоко). То есть стремитесь все занятия превратить в занимательную игру.

При складывании бумаги, дети не обращают внимание на положение углов листа бумаги. Нужно показать детям, что правильно будет сложить уголки и потом пальцами или ладошками провести по линии сгиба

Обратите внимание на этот момент.

В аппликации есть несколько этапов работы, каждый из которых выполняется поочередно

Перед вырезанием очень важно видеть мысленно, что получится в результате. Только после этого нужно браться за вырезание

Может даже придется сначала набросать контуры изображения. И вырезать нужно из куска бумаги, который подходит или по величине или по форме к тому образу, что вы задумали. И уже работая ножницами, дети должны представлять, что должно получиться. Для развития таких способностей у детей предлагайте им задания с очевидным решением. Например, если дать ребенку один маленький квадрат бумаги и один прямоугольник и попросить вырезать грушу и ягоду, то он должен сам представить результат и сообразить, что грушу легче вырезать с прямоугольника, а ягоду с маленького квадрата.

Виды аппликации как изобразительной деятельности

Для выбора рисунка нужно учитывать тематику аппликации. По тематике изображений виды аппликаций бывают: предметная, сюжетная, абстрактная и декоративная (орнаментальная).

  1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов.
  2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур.
  3. Абстрактную аппликацию образуют геометрические фигуры, замкнутые контуры различной конфигурации.
  4. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале.

Рисунок для аппликации можно выбрать из разных источников – книг, журналов, а также найти в сети Интернет. Их можно распечатать на принтере или снять ксерокопию, обязательно учитывая соотношение размеров изображения и готового изделия.

Понятие и истоки аппликации

На английском языке слово «аппликация» звучит как «application» Одно из многих его значений – это «прикладывание». Этот термин употребляют в разных сферах человеческой деятельности, когда хотят сказать о нанесении, наложении чего-либо на какую-то основу.

Как в декоративно-прикладном искусстве, так и в промышленном производстве бытовых вещей, аппликация выполняется из различных материалов: бумаги, дерева, кости, рога, кожи, металла, стекла, сушеных растений (природных материалов), ткани и тому подобное.

Одной из наиболее древних и распространенных видов деятельности является аппликация из текстильных материалов. Родиной текстильной аппликации считают Англию. Но вероятнее, что ее с древних времен использовали разные народы, ведь аппликация является простым, сравнительно недорогим и выразительным средством украшения одежды и дома.

Аппликация как тема по самообразованию педагога

Самообразование является важным средством профессионального совершенствования педагога. В практике работы ДОУ темы по самообразованию затрагивают все (!) направления образовательного процесса. В том числе и развитие детей в рамках художественно-эстетического направления учебно-воспитательного процесса. В этом контексте педагоги изучают возможности разных изобразительных техник в реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей дошкольного образования. Аппликация в этом смысле открывает широкое поле для деятельности, так как:

  • имеет много видов;
  • практикуется с первой младшей группы;
  • может использоваться на занятиях любого направления (ФЭМП, развитие речи, ФЦКМ и др.);
  • позволяет решить сразу несколько образовательных задач (к примеру, у детей развивается пространственное мышление, логика, мелкая моторика, креативность и т. д.).

Что касается выстраивания схемы работы над темой по самообразованию, связанной с аппликацией, то она остаётся неизменной и включает три этапа:

  • теоретический (изучение методической литературы по теме);
  • практический (реализация теории в практической деятельности);
  • отчётный (подведение итогов, составление отчётов — печатных, фото и видео).

В процессе реализации практического этапа освоения темы педагог применяет знания теоретического, и это сочетание анализирует в отчёте о проделанной работе

Примерный список тем по самообразованию по аппликации

Есть темы более обобщённого характера, а есть более конкретные:

  1. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации».
  2. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности (аппликации) в детском саду».
  3. «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста».
  4. «Развитие мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы в изобразительной деятельности (аппликации)».
  5. «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей».

Основные инструменты и материалы для занятий аппликацией

  • Основной материал для аппликации — бумага. И с этим материалом дети знакомятся очень рано. Уже к трем годам ребенок хорошо знает свойства бумаги. Детей нужно научить видеть в бумаге различные образы. Например, можно разложить кусочки бумаги перед ребёнком и показать ему как можно её разорвать на полоски или кусочки. При этом спрашивайте у малыша, на что похож каждый кусочек (тучка, яблоко, ёжик и т.д.). Нужно что бы ребёнок сам начал заниматься с бумагой и ножницами. Он может рвать её, сминать, надрезать. А Вы будете у него спрашивать, что у него получилось и на что это похоже. Это даст ему самостоятельный опыт, который ему понадобиться на занятиях по аппликации. Для аппликации хорош и такой материал как фетр.
  • Ножницы. Нужно брать ножницы безопасные для детей, то есть с зачехленными лезвиями и не остроконечными концами.
  • Карандаши и фломастеры. Они нужны для нанесения мелких рисунков.
  • Клей.

Научите дошкольника правильно держать ножницы. Правильно держать их большим и средним пальцами, а дети часто пытаются взять ножницы большим и указательным пальцами.

Учить ребёнка работать с ножницами нужно постепенно. Для начала научите малыша резать в воздухе. Чтобы ребёнку было интересно, превратите это в игру. Например, это может быть рыбка или птичка. Затем покажите, как ножницы умеют кусаться, то есть надрезают бумагу. Обязательно предупредите детей об опасности, которую таят в себе ножницы. Нельзя их подносить к лицу, нельзя бросаться ими, передавать их нужно кольцами вперед и обязательно сомкнутыми.

Основы технологии

Аппликация — один из видов изобразительной техники. Она заключается в том, что вырезают детали будущего изображения, накладывают их на основу, принятую за фон, и закрепляют.

Аппликация — очень древнее искусство.

Раньше ею украшали одежда, обувь, жилище, конскую сбрую. Аппликация выполнялась из различных материалов: обычно ее делали из кожи, меха, войлока; позже стали использовать тканину; основной аппликацией считают аппликацию из бумаги.

Аппликация очень проста в использовании. Изображение сохраняет свою реалистичность. Благодаря этому такое оформление можно применять для украшения картин или орнаментов.

Основные особенности аппликации состоят в том, что она отличается силуэтностью.

Элементы аппликации могут быть плоскими или объемными. Для придания объемности,перед прикреплением на основу, под детали аппликации подкладывают объемный материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: